Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:06, контрольная работа
Целью работы стало определение взаимосвязи развития мелкой моторики и координации движений рук с интеллектуальной готовностью к школьному обучению.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Определить условия способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук ребенка.
2. Отметить формы и методы, способствующие развития развитию мелкой моторики рук.
3. Определить понятие готовности к школе и ее связь с развитием мелкой моторики рук ребенка.
Введение…………………………………………………………….….………3
1. Развитие движения рук ребёнка на первом году жизни……………...….5
2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук ребёнка
в дошкольном возрасте
2.1 Комплекс мер, способствующих развитию движений рук
и ручной умелости …………………………………………………….….…..10
2.2 Пальчиковая гимнастика……………………………………….…….11
3. Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму
3.1 Рисование орнаментов и штриховка рисунков……………………..12
3.2 Игры с палочками…………………………………………………….13
3.3 Формы и методы работы по развитию мелкой моторики руки…....13
4. Понятие о готовности ребенка к школьному обучению………………...15
Заключение………………………………………………………………..…..17
Литература…………………………………………………………………….18
Министерство образования Республики Беларусь
УО
«Витебский государственный
университет имени П.
М. Машерова»
Специальность
“Дошкольное образование. Логопедия”
Педагогический
факультет
Заочное
отделение
Контрольная работа
по предмету “Дошкольная педагогика”
Тема: “ Развитие мелкой моторики рук
ребенка как важное условие
готовности к школьному обучению”
Студентки
III курса заочного отделения ПФ
Руководитель:
Витебск
2011г.
Тема:
“ Развитие мелкой моторики
рук ребенка как важное
условие готовности
к школьному обучению”
План
Стр.
Введение………………………………………………
1.
Развитие движения рук ребёнка
на первом году жизни……………...….
2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук ребёнка
в дошкольном возрасте
2.1 Комплекс мер,
способствующих развитию
и ручной умелости …………………………………………………….….…..10
2.2 Пальчиковая гимнастика……………………
3. Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму
3.1 Рисование орнаментов и штриховка рисунков……………………..12
3.2 Игры с палочками…………………………………………………….
3.3 Формы и методы работы по развитию мелкой моторики руки…....13
4.
Понятие о готовности ребенка к школьному
обучению………………...15
Заключение…………………………………………
Литература…………………………………………
Введение
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Для овладения навыком письма необходимо определенная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Не
случайно в истории развития человечества
роль рук подчеркивается особо. Именно
руки дали возможность развить путем
жестов тот первичный язык, с помощью
которого происходило общение
Таким образом, задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.
Объектом данного исследования является изучение особенностей развития мелкой моторики рук ребенка в разные возрастные периоды. Предметом исследования – основные изменения, происходящие в развитии движений рук ребенка на разных возрастных этапах.
Целью работы стало определение взаимосвязи развития мелкой моторики и координации движений рук с интеллектуальной готовностью к школьному обучению.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Определить условия способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук ребенка.
2. Отметить формы и методы, способствующие развития развитию мелкой моторики рук.
3.
Определить понятие готовности к школе
и ее связь с развитием мелкой моторики
рук ребенка.
1.
Развитие движений
рук на первом
году жизни
У появившегося на свет младенца рука сжата в кулачок. Она еще ничего не умеет. Но не пройдет и года, как эта рука и этот мозг овладеют многими человеческими способностями.
Рассмотрим подробнее особенности развития рук у детей в возрасте до одного года.
Рука на первом месяце жизни. В течение первого месяца большинство детей лежат в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой. Если головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. В таком положении обзор младенца невелик, но он видит свои ручки. Собственная рука в этот период бывает одним из главных предметов, на который направлено его внимание.
Движения
ребенка отрывисты и
Второй месяц. Скачок в развитии произошел, но ручки еще сжаты в кулачки. Взгляд более определен и направлен. Умеет уже встретиться с глазами матери, которая наклоняется над ним.
Часто разглядывает свои ручки – они находятся на зафиксированном расстоянии. Появляется специфически человеческое – улыбка! Это первый общественный контакт.
Третий месяц. Малыш лежит на спине, лицом вверх. Руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить что-либо в его руку, пальчики ухватятся, и будут держать решительно и осознанно. В это время подвешивают к кроватке игрушки так, чтобы малыш мог, слегка вытянув руки, до них дотянуться. Если то, что он держит в руке, мы приблизим к его полю зрения, то малыш будет долго рассматривать.
Может поднимать и немного удерживать головку поднятой. Развивается зрительное внимание.
Может сам найти лицо мамы глазами. Появляется то, что называют «комплекс оживления»: улыбка, радостное возбуждение, которое ребенок выражает всем телом. Разводит ручками, смотрит, взволнованно дышит, раскачивается, снова смотрит.
Проявляется
непреодолимое желание
Четвертый месяц. Пальцы не сжаты. Ощупывает одной рукой другую, игры с пальцами в это время любимые.
Четырехмесячный человек уже умеет держать погремушку, размахивать ею, а иногда ему удается поднести погремушку ко рту. Если удается ввести самому игрушку в поле зрения, то появится игра глаз и руки, движение руки под контролем глаз и процесс этот будет совершенствоваться до самого взросления.
Четырехмесячный малыш умеет смеяться, любит, когда с ним играют в «ку-ку» - прячут лицо и снова показываются.
Пятый месяц. Высоко поднимает голову, разглядывает все вокруг, умеет делать «самолет». Сам переворачивается. Если дадите малышу два пальца, он сразу же их схватит и начнет подтягиваться, попытается, подтянувшись, сам сесть.
Лежа на спине, поднимает голову и ноги хватает себя за ступни, притягивает их к голове, берет в рот пальцы ног. Если рядом предметы, то хватает их, сразу тянет в рот. Любит ощупывать предметы и снова брать в рот, вынимать, рассматривать.
Хватание и ощупывание предметов имеет большое развивающее значение. Это не только упражнения моторики, но и разума. Это познание, это упражнения в мышлении и памяти.
Шестой месяц и полгода. Когда малыш сидит на коленях у мамы или у папы, то умеет схватить со стола предмет, который понравился ему. Умеет в каждую руку взять по предмету или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать», попробовать. Умеет предмет схватить, удержать, отпустить. И делает это не менее ловко, чем хватает. Но сжимать и отпускать схваченное еще полгода будет одним из преобладающих «упражнений».
Целенаправленная манипуляция и перекладывание из одной руки в другую представляет прогресс в познавательной технике. Ребенок хочет добраться до сути, узнать. Овладев манипуляцией, он сделал шаг вперед в обучении. Приобретает опыт предметно, материально понимать причину и следствие: надавишь игрушку – она пищит, толкнешь машинку – она покатится. Появляется похлопывание, постукивание одной игрушкой о другую.
Седьмой месяц. Малыш настойчиво упражняет пальцы. После шести месяцев, когда достигнуты большие успехи в хватании предметов, продолжается совершенствование в столь важном деле. Психологи отмечают, что ведущий до этого вид деятельности ребенка – эмоциональное общение с взрослым – сменяется на предметную деятельность.
Взрослый организует «деловое общение» с ребенком по поводу манипуляций с игрушками. В процессе этих действий младенец узнает и запоминает названия предметов. Не говорит, но многие названия уже знает и глазами показывает. Например, поворачивает в нужном направлении голову, отвечая на вопрос: «Где у нас люстра?».
Восьмой месяц. С восьмого месяца начинает интенсивно работать не только большой палец руки, но и указательный. Предпринимает попытки уже не только снимать крышки, но и пытается закрывать их. Пытается проталкивать в коробочках, устроенных по типу спичечного коробка, их серединки и рукой, не всей рукой, а лишь указательным пальцем. Пока это еще получается не всегда, но тренировки идут постоянно.
Пытается, поднявшись, переступать вдоль опоры, падает и снова встает «на тренировки», чтобы достичь того заинтересовавшего предмета, что лежит на другом краю дивана-опоры.
Ползает и подползает к ярким предметам, чтобы «изучить» их цепкими хватающими руками. «Контроль качества» ртом остается, так как губы и язык дают дополнительную информацию о предмете.
Девятый месяц. Крупное событие в развитии тонкой моторики и внимания. Если поставить перед малышом большой и малый предметы (2 игрушки), то внимание сначала будет обращено на малый, а не на большой. Берет предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а потом берет двумя пальцами. Малышу удается поднять так, двумя пальцами, шарик, другие легкие маленькие игрушки.
Созревание нервных путей для овладения умениями дошло до кончиков пальцев. И это центр прогресса в развитии мышления. Наступила пора, когда ребенок до всего дотрагивается кончиками пальцев, всюду пытается вставить пальчик, пытается подобрать с пола нитки, мелкие предметы, семечки, камушки, бусинки, всякий мусор, лезет во всевозможные отверстия, в замочные скважины, в дырочки, розетки.