Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель: выявить эффективные пути по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет: развитие мелкой моторики рук детей предошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить значение мелкой моторики рук у детей как средство их физического и психолого-педагогического развития;
2.Провести анализ программного материала по теме исследования;
3.Рассмотреть систему коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника;
4.Выяснить особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста;
5.Изучить пути и средства развития мелкой моторики рук детей предошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений;
6.Подобрать диагностику развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
1.Мелкая моторика – важнейшее средство физического и психолого-педагоического развития детей дошкольного возраста………..
2.Анализ программного материала для детских садов по теме исследования……………………………………………………………….....
3.Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника………………………………………………….
2.РАЗВИТИ ЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………………………………………………………..
2.1. Особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2 Пути и средства развития мелкой моторики рук детей предшкольного возраста в процессе использования творческих упражнений………………
3.Диагностика развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….
Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям подготовленности руки к школьному обучению.
Чаще всего анализируют графические умения детей. Так, английские исследователи Д. Элстон и Д. Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.
Нормой считается, если в два года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в два с половиной года - горизонтальной линии; в три года – копирование круга; в четыре года- пересекающихся линий с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в пять лет- копирование квадрата; в пять с половиной лет- треугольника; в шесть лет- простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций [24].
Существует всемирно известный тест «Рисунок человека» (Приложение С) (или «Человек»), разработанный американскими психологами – докторами Маковерон и Гуденау.
Ребенку предлагают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать человека. Рисунок оценивается в баллах, каждое «да» равняется одному баллу, которые набираются на основе утвердительных ответов на следующие вопросы:
10. Шея удлинена по отношению к плечам и туловищу?
11. У него есть глаза?
12. У него есть нос?
13. У него есть рот?
14. Нос и рот имеют нормальные размеры?
15. Можно различить ноздри?
Нормально развитый ребенок должен набрать: в три года – 2 балла, в четыре года- 6, в пять лет- 10, в шесть лет-14 баллов.
Многие тесты выявляют зрительно-моторную координацию у детей.
«Копирование группы точек» (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Ребенку предлагают нарисовать такие же точки как на образце. Оценивается (в баллах от 1 до 5) точность срисовывания.
«Обведи круг» (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж). Испытуемый получает карточку из картона или ватмана, на которой одной утолщенной линией изображен круг диаметром 5 см. Ребенку дают ручку или карандаш и объясняют: нужно обвести круг по линии. Круг надо обвести за 1 минуту. При этом даются две попытки. Отклонение от линии разрешается два раза. Тест считается невыполненным, если: а) превышено время; б) допущены ошибки (часто ребенок выходил за линию круга), и выполненным, если за 1 минуту круг обведен почти везде по толстой линии .
Для выявления как развита мелкая моторика у ребенка, можно провести методику «Нарисуй домик». Ребенок рисует домик, педагог следит за тем, как ребенок выполняет данное задание. Затем делается вывод, как нарисован домик, ровно ли проведены все линии, что еще есть в рисунке (дверь, окошки).
Описанные тесты дают
Вывод:
проводя различные методики можно
выяснить, как развита мелкая моторика
у ребенка дошкольного возраста, определить
особенности развития мозга и центральной
нервной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним
из показателей и условий хорошего
физического и нервно-
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Всё
это обуславливает
Анализируя программный материал по дошкольному воспитанию можно сделать вывод, что детский сад должен выбирать такие программы, которые способствуют укреплению здоровья детей и их всестороннему развитию.
Все вышеперечисленные
Работу по развитию тонкой моторики проводится в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
Особое внимание уделяю упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)
Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Использование художественных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и полноценного развитии детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ