Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель: выявить эффективные пути по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет: развитие мелкой моторики рук детей предошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить значение мелкой моторики рук у детей как средство их физического и психолого-педагогического развития;
2.Провести анализ программного материала по теме исследования;
3.Рассмотреть систему коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника;
4.Выяснить особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста;
5.Изучить пути и средства развития мелкой моторики рук детей предошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений;
6.Подобрать диагностику развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
1.Мелкая моторика – важнейшее средство физического и психолого-педагоического развития детей дошкольного возраста………..
2.Анализ программного материала для детских садов по теме исследования……………………………………………………………….....
3.Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника………………………………………………….
2.РАЗВИТИ ЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………………………………………………………..
2.1. Особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2 Пути и средства развития мелкой моторики рук детей предшкольного возраста в процессе использования творческих упражнений………………
3.Диагностика развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский
государственный университет
Музыкально-педагогический
кафедра
теории и методики начального и дошкольного
образования
Курсовая
работа
«Развитие мелкой моторики
рук детей предошкольного возраста в процессе
использования творческих упражнений
на занятиях изобразительной деятельности»
050101 «Дошкольное воспитание и обучение»
ДОВ-07
Автор Иванова Ю.В. _______
Руководитель Крючкова Т.И. _______
Петропавловск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1. Особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста………………………………………………………… 2.2 Пути и
средства развития мелкой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ |
3 6 6 10 12 16 16 19 23 27 29 |
ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева «Народу Казахстана от 07.02.08 года» говорится: «Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования, стимулирующего развитие детей раннего возраста, обеспечив их эффективными программами для развития физических, творческих и интеллектуальных способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению, произвольному труду.
Важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения является всестороннее развитие детей» [1].
У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития.
Моторика – приводящий в движение, двигательная активность организма, отдельных его органов или частей, от сюда следует, что мелкая моторика – двигательная активность пальцев рук. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. Отмечено стимулирующее влияния функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом [2].
Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Развивать мелкую моторику детей можно с помощью творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности, которая иногда даже сопровождается стихотворным текстом, что придает всему этому процессу интерес ребенка и создает радостное настроение.
В ХХ веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, А. М. Фонарев и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Поэтому
в системе учебно-
Актуальность данной темы заключается: с одной стороны, большим интересом к теме «Использование творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности для развития мелкой моторики рук у детей преддошкольного возраста» в науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель:
выявить эффективные пути по развитию
мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста в процессе использования творческих
упражнений на занятиях изобразительной
деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет: развитие мелкой моторики рук детей предошкольного возраста.
Задачи:
Метод исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
У
большинства детей дошкольного и
младшего школьного возраста с нарушением
речи специальными исследованиями выявлен
недостаточный уровень сформированности
не только крупной моторики, но и тонких
движений кистей пальцев рук. Отставание
в развитии тонкой моторики рук у дошкольников
препятствует овладению ими навыков самообслуживания,
затрудняет манипуляцию различными мелкими
предметами, сдерживает развитие некоторых
видов игровой деятельности. У младших
школьников несовершенство мелкой моторики
затрудняет овладение письмом и рядом
других учебных и трудовых навыков[4].
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте .
Неслучайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Рукой подать», «Работать не покладая рук».
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой пальцевой моторики. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны [5].
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей. Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию .
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или предметно-действенным. С полным основание такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими, а их образами: «Печенье круглое, как колесо».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью [6].
Формирование
навыков мелкой моторики происходит
в различных видах предметно-
Лепка.
Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.
Аппликационная лепка.
Она очень нравится детям. Пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета. Все это способствует развитию мелко моторики.
Мозаики и конструкторы.
Также развивают мелкую моторику. Дети первого года обучения учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру, форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, узоры. Дети второго-третьего года обучения выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.
Работа со штампами.
Штамп-это карандаш со срезанными под углом 45 градусов ластиков на другом его конце. Работа со штампами проводится с детьми с низким или средним уровнем развития моторики в третьей части занятий по развитию речи или ИЗО. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение-расслабление), развивается щепоть руки к письму.