Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель: выявить эффективные пути по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет: развитие мелкой моторики рук детей предошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить значение мелкой моторики рук у детей как средство их физического и психолого-педагогического развития;
2.Провести анализ программного материала по теме исследования;
3.Рассмотреть систему коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника;
4.Выяснить особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста;
5.Изучить пути и средства развития мелкой моторики рук детей предошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений;
6.Подобрать диагностику развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
1.Мелкая моторика – важнейшее средство физического и психолого-педагоического развития детей дошкольного возраста………..
2.Анализ программного материала для детских садов по теме исследования……………………………………………………………….....
3.Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника………………………………………………….
2.РАЗВИТИ ЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………………………………………………………..
2.1. Особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2 Пути и средства развития мелкой моторики рук детей предшкольного возраста в процессе использования творческих упражнений………………
3.Диагностика развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….
В первые годы жизни ребенка важно развитие зрения и сенсомоторной координации. От хаотичного восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони и получает огромную радость от самого процесса.
В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.
В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков - низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.
В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде "головонога": прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами "для красоты".
На 4-5 году жизни ребенок вступает в стадию схематического изображения. В этот период тематика рисунков богаче и уровень их технического исполнения несколько выше. Однако в некоторых случаях творчество детей мало отличается от работ предыдущей возрастной группы. Рисунки представлены в виде геометрических фигур, замкнутых или изолированных линий, беспорядочно расположенных по отношению друг к другу. Изображение малопонятно для зрителя. У большинства детей имеется предметное изображение. Рисунки понятны для окружающих, часто включают в себя несколько не совмещенных друг с другом предметов. Для этой группы характерно схематическое изображение. За отдельным исключением, эти рисунки представляют собой коллекцию или, точнее, набор разных предметов, чаще всего случайных, не объединенных между собой тематикой. Намечаются половые различия в тематике. У мальчиков преобладает военная тема, у девочек - бытовая (люди, дома, растения).
В 5 лет ребенок способен ограничить длину штриха, может скопировать квадрат и пытается писать буквы. При рисовании он начинает подбирать предметы в соответствии с замыслом темы и располагает их в такой взаимосвязи, что они составляют единый, целостный сюжет. В этом возрасте часто встречается обобщенная тематика ("Лето", "Зима", "Война" и т. д.). Центральный объект выделен, выдвинут на передний план, крупнее остальных и доминирует над ними.
Дети до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид сверху или спереди. Обучение при этом малоэффективно[16].
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления.
Больше
всего на свете маленький ребенок
хочет двигаться, для него движение
- есть способ познания мира. Значит, чем
точнее и четче будут детские
движения, тем глубже и осмысленнее
знакомство ребенка с миром[17].
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в предшкольном возрасте ребенок способен ограничить длину штриха, может скопировать квадрат и пытается писать буквы. При рисовании он начинает подбирать предметы в соответствии с замыслом темы и располагает их в такой взаимосвязи, что они составляют единый, целостный сюжет. В этом возрасте часто встречается обобщенная тематика ("Лето", "Зима", "Война" и т. д.). Центральный объект выделен, выдвинут на передний план, крупнее остальных и доминирует над ними. Дети не признают пространственного изображения, они рисуют только вид сверху или спереди. Обучение при этом малоэффективно[18].
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение художественных упражнений на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка[19].
Обратите особое внимание на то, как сидит ребенок. Он должен знать правила:
- сидеть прямо;
- придерживать бумагу рукой,
- локти не должны быть прижаты к телу и
тем более не должны висеть.
Как
научить ребенка правильно
Обычно дети очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет
пальцы, делая широкие мазки[20].
Упражнения на расслабление:
Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель") (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Данное упражнение доставят детям много веселых минут. Попросите их обвести карандашом контуры своей руки. Дальше фантазия позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыши раскрасят эти рисунки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Упражнения, способствующие развитию координации движений, зрительного восприятия, способности копировать, что очень пригодится в школе:
- нарисуй второй берег реки;
- другую сторону дороги;
- радугу;
- "бордюры".
Ребенку очень хочется нарисовать что-нибудь "настоящее". Необходимо помочь ему, наметив контуры будущего рисунка точками. Если уже начали изучать буквы, то нарисуйте их крупными, печатными. Пусть маленький ученик проведет внутренний или внешний контур.
В период предшкольного возраста пора переходить к изображению кругов и овалов. Начинать работу надо на нелинованной бумаге. Естественно, фигуры в первое время будут далеки от идеала, что будет расстраивать маленького художника. Для того чтобы ободрить его, необходимо опять призвать на помощь свою фантазию. Из кружочков получатся замечательная сороконожка, воздушные шары, бусы, мороженое в вазочке, яблоки на блюде, колеса у поезда, снежная баба, помидоры в корзине и в банке и т. д. Когда ребенок сможет рисовать одинаковые круги любого размера, нужно будет перейти к линованной бумаге (изобразить, например, сороконожку в норке). [21] (См ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Для того чтобы ребенок более точно изображал различные предметы, нарисуйте ему только половину предмета, а вторую он дорисует сам. Чтобы ему было легче ориентироваться, проведите вертикальную осевую линию. Начните с рисунков овощей и фруктов. Нам кажется, что это самое простое задание из этой серии. Гораздо труднее будет копировать половинки геометрических фигур или произвольных геометрических композиций (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В)
Не забудьте проводиь специальные занятия, на которых будущий ученик определит, где находятся правый верхний и нижний, левый верхний и нижний углы, середина листа.
Следующие упражнения непосредственно направлены на подготовку руки дошкольника к письму. Ребенок рисует траекторию полета снаряда двумя способами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).
В качестве упражнений
На
занятиях обязательно включаю
Использование
художественных упражнений, игр, заданий
для развития и совершенствования
мелкой моторики кисти и пальцев рук дает
положительную динамику в развитии мелкой
моторики и развитии речи детей[22].
2.3
Диагностика развития мелкой
моторики рук у детей
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Различают диагностирования обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
В диагностику вкалывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирования рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирования включает в себя проверку, контроль, оценивания, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшее развитии событий.
Диагностирование
обученности неотделимо от диагностирования
обучемости, поскольку правильное представление
о достигнутых результатах
Обучаемость это способность учащегося или воспитанника овладевать заданным содержанием обучения.
Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:
Именно эта характеристика безошибочно указывает на возможности каждого ребёнка, пути рационализации его познавательного процесса.[23].