Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель: выявить эффективные пути по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений на занятиях изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет: развитие мелкой моторики рук детей предошкольного возраста.
Задачи:
1.Выявить значение мелкой моторики рук у детей как средство их физического и психолого-педагогического развития;
2.Провести анализ программного материала по теме исследования;
3.Рассмотреть систему коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника;
4.Выяснить особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста;
5.Изучить пути и средства развития мелкой моторики рук детей предошкольного возраста в процессе использования творческих упражнений;
6.Подобрать диагностику развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
1.Мелкая моторика – важнейшее средство физического и психолого-педагоического развития детей дошкольного возраста………..
2.Анализ программного материала для детских садов по теме исследования……………………………………………………………….....
3.Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольника………………………………………………….
2.РАЗВИТИ ЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………………………………………………………..
2.1. Особенности формирования художественных навыков детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2 Пути и средства развития мелкой моторики рук детей предшкольного возраста в процессе использования творческих упражнений………………
3.Диагностика развития мелкой моторики рук у детей предошкольного возраста……………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…….
Ниткопись.
Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитку по трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.
На занятиях, в свободное деятельности используют также нанизывание бус разного размера, плетение шнуровки, застежки, работают с природным материалом, с бумагой, пришивают пуговицы. Это способствует развитию ручной умелости, а также повышает остроту зрения.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков[8].
Всё
это обуславливает
Начало
развитию мышления дает рука. Как писал
физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки, а умелые
руки снова способствуют развитию мозга».
1.1
Анализ программного материала
для детских садов по теме
исследования
Современные детские сады работают по таким программам как: «Кайнар», «Детство», «Радуга», «Балбобек».
Анализ программы «Кайнар» показывает, что особое внимание в программе уделяется охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, развитию художественного восприятия дошкольников.
В программе также ставятся такие задачи:
-
содействовать полноценному
физическому и психическому
-
формировать предпосылки
- приобщать детей к ценностям художественной культуры;
Для решения данных задач существуют основные пути их решения. Внимание уделяется укреплению разных групп мышц, а так как укрепляются мышцы, развивается и совершенствуется мелкая моторика рук у детей. Основные пути решения можно реализовать лишь тогда, когда соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила, соблюдается рациональный режим дня, удовлетворены потребности каждого ребенка в двигательной активности и эмоциональном благополучии [9с18].
В программе «Кайнар» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами, второй из которых «Обучение детей рисованию и лепке» направлен на развитие творчества детей и формированию изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-изобразительного образа. Программа обращает особое внимании на то, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости.[10]
ГОСО РК 1.002-2004 по физическому воспитанию составлен на основе типовой «Программы обучения и воспитания в детском саду». В ГОСО внимание уделяется общеразвивающим упражнениям, таким как для рук и плечевого пояса: вращение кистей рук (8-10 раз); подъем рук вперед- вверх со сцепленными в замок пальцами (кисти внутрь тыльной стороной); сжимание и разжимание. Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук у детей [11].
В типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» представлены упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами [9 с.47].
Таким образом, анализируя программный материал по дошкольному воспитанию можно сделать вывод, что детский сад должен выбирать такие программы, которые способствуют укреплению здоровья детей и их всестороннему развитию.
Все вышеперечисленные
1.3.
Система коррекционной работы по развитию
мелкой моторики пальцев рук дошкольника
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения[12].
Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук к коррекционной работе с детьми.
Для реализации цели определила следующие задачи:
Для
решения задач использую
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Для
эффективности коррекционной
Действия
сопровождаю проговариванием
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
По ходу занятия воспитаель комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаются некоторых правил:
Работу по развитию тонкой моторики проводится в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма[13].
Особое внимание уделяю упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)
Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.
Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки развивают зрительное восприятие и внимание.
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию[14].
Развитие
движений пальцев как бы подготавливает
почву для последующего формирования
полноценной речи. Ребенок учится понимать
смысл услышанного и улавливать ритм речи,
координации, а также причинно-следственным
связям. В процессе тренировки отдельных
компонентов ручной моторики (тонус, сила,
точность движений) у детей совершенствуются
навыки контроля и планирования целостного
действия.
2.
РАЗВИТИЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой[15].