Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:54, дипломная работа
Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления.
Введение
Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя
1.1. Система управления педагогическим коллективом школы
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя
Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом.
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.
2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Заключение.
Список литературы
Приложение
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что все руководители «страдают» недостатком профессиональный знаний. В таблице видно, над развитием каких качеств руководителей необходимо работать, чтобы повысить эффективность их деятельности.
Между личностными качествами руководителей, их стилей руководства и эффективностью их деятельности можно установить прямую зависимость.
2.2.Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Получив результаты констатирующего эксперимента и сделав выводы, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – формирующему эксперименту, целью которого явилось развитие тех личностных качеств руководителей, которые были оценены на «4» и ниже (см. диаграммы 1,2,3,4). Приводим общую программу развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы (см. таблицу 5).
Программа развития личностных качеств руководителей образовательного учреждения *.
№ п/п | Название качества личности руководителя** | Содержание работы по развитию качества |
1 | 2 | 3 |
| I Общечеловеческие качества |
|
1 | Трудолюбие | Беседа, упражнение |
2 | Принципиальность, честность | Дискуссия |
3 | Обязательность, верность слову | Беседа, деловая игра, упражнение |
4 | Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику | Беседа «Как критиковать?» |
5 | Гуманность | Беседа, дискуссия, семинар |
6 | Тактичность | Знакомство с литературой, семинар |
7 | Справедливость | Беседа |
8 | Целеустремленность | Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам» |
9 | Альтруизм | Беседа |
10 | Высокая культура, безупречная нравственность | Упражнение «Этический кодекс менеджера» |
11 | Энергичность |
|
12 | Работоспособность | Упражнение «Аутогенная и дыхательная медитация» |
1 | 2 | 3 |
13 | Выдержанность | Тест «Насколько вы терпимы?» |
14 | Любовь к своему делу | Тест «Удовлетворенность работой» |
15 | Оптимистичность | Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности |
16 | Требовательность к себе и другим |
|
17 | Чувство юмора |
|
18 | Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.) | Беседа |
| II. Психофизиологические качества |
|
19 | Крепкое здоровье | Тест «Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?» |
20 | Стрессоустойчивость | Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса |
21 | Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей |
|
22 | Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др). | Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами» |
23 | Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности) | Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности» |
| III Деловые качества и организаторские способности | Тест «Уровень деловитости» |
24 | Инициативность | Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А.,тест «Ответственный ли Вы человек?» |
25 | Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность) |
|
26 | Самоорганизованность | Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени» |
27 | Дисциплинированность | Самоконтроль |
28 | Исполнительность |
|
29 | Умение четко определить цель и поставить задачу | Упражнение «Целеполагание» |
30 | Способность менять стиль поведения в зависимости от условий | Упражнение «Ситуационное использование стилей руководства» |
|
|
|
31 | Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой |
|
32 | Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль | Тест «Уровень субъективного контроля»,тест «Умеете ли вы контролировать себя?» |
33 | Способность и стремление оперативно принимать решения |
|
34 | Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных | Упражнение «Оценка персонала» |
35 | Творческий подход к порученному делу |
|
36 | Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное |
|
37 | Умение поддерживать свой авторитет | Упражнение «Изучение влияния авторитета» |
| IV Коммуникативные качества |
|
38 | Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями | Деловая игра «Партнер» |
39 | Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе | Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы» |
1 | 2 | 3 |
40 | Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) | Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях»,ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?»,упражнения по развитию речи |
41 | Умение выступать публично | Упражнения |
| V Профессиональные знания |
|
42 | Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.) | Беседа, семинар, дискуссия |
43 | Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов | Беседы, семинары, практические упражнения |
44 | Умение работать с документацией |
|
Литература
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1992.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков, 1998.
3. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения //Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983. – с.55-64.
4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 1993.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарика, 1998. – 288 с.
6. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед.поиск», 2000 – 160с.
7. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983. – с.184.
8. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов /Пер. с нем. – М., 1990.
9. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.
10. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Минск, 1990.
11. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. – 1995. - №6. – с.77-85.
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М., 1988.
13. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
14. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1996.
15. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.
16. Кузнецов В. Личность директора школы //Народное образование. – 1993. №9/10. – С.19-23.
17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.
18. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. – М., 1997.
20. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. – М., 1975.
21. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности // Директор школы. – 2000. -№4 – с.3-10.
22. Омаров А.М. Руководитель. – М., 1975.
23. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1981.
24. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000.
25. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.
26. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990.
27. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества //Педагогика. – 1997. - №5. – С.97-103.
28. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
29. Психологический словарь. – М.:Педагогика-Пресс, 1996.
30. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001.
31. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление. – Воронеж, 1995.
32. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону., 1994. – 240 с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М., 1999. – кн.2.
34. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
35. Розанова В.А, Психология управления. – М., 2000.
36. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1989.
37. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под.ред.Лазарева В.С. – М., 1995.
38. Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986.
39. Секреты умелого руководителя /Составитель И.В.Липсиц. – М., 1991.
40. Станкин М.И. психология управления. – М., 2000.
41. Тейлор Ф.У. Менеджмент /Пер. с англ.. М.: Конролинг, 1992.
42. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. – М., 1996.
43. Управление персоналом организации /Под.ред. А.Я.Кибанова. М., 1997.
44. Файоль А. Общее и промышленное управление/Пер.с франц. – М.:ЦИТ, 1923.
45. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.Т.1. – М., 1992.
46. Фролов П.Т. Школа молодого директора. – М., 1988.
47. Фролова Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ //Директор школы. – 1997. - №6. – С.11-19.
48. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. М.,: Высшая школа, 1999. – 304 с.
49. Юнг К. Психологические типы. – М., 1952.
Приложение 1
Примерное содержание годового плана работы школы.
Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана:
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.
2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразие стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается, прежде всего, обеспечения качества знаний, умений и навыков – индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассовой работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка».
4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и др.
5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой – проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучение, обобщение и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.
6. Система внутришкольного контроля. Специальная программа действий по контролю будет рассмотрена в данной главе.
7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.
8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указывается тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяются учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.
Приложение 2
Лист оценки качеств директора школа
Ф.И.О.
Наименование качества
| Оценка заместителей | Оценка учителей | самооценка | Средняя оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | |||
I. Общечеловеческие качества 1. Трудолюбие 2. Принципиальность, честность 3. Обязательность, верность слову 4. Самокритичность 5. Гуманность 6. Тактичность 7. Справедливость 8. Целеустремленность 9. Альтруизм 10. Высокая культура, безупречная нравственность 11. Энергичность 12. Работоспособность 13. Выдержанность 14. Любовь к своему делу 15. Оптимистичность 16. Требовательность к себе и другим 17. Чувство юмора 18. Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка качеств группы № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Психофизиологические качества
19. крепкое здоровье 20. стресоустойчивость 21. Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей. 22. Интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти. Способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности. 23. Индивидуально психологические свойства (темперамент, направленность личности). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка качеств группы № 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Деловые качества и организаторские способности
24. инициативность 25. самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность) 26. Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность) 27. Дисциплинированность 28. Исполнительность 29. Умение четко определить цель и поставить задачу. 30. Способность менять стиль поведения в зависимости от условий. 31. Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой. 32. Умение контролировать деятельность починенных. 33. Способность и стремление оперативно принимать решения. 34. Способность и стремление оперативно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных. 35. Творческий подход к порученному делу. 36. Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное. 37. Умение поддерживать свой авторитет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка качеств группы №3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Коммуникативные качества
38. Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями. 39. Мнение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе. 40. Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) 41. Умение выступать публично |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка качеств группы № 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Профессиональные знания
42. Знание науки об управлении (основы менеджмента, управлением персонала и др.) 43. Применение на практике современной организованно-управленческих принципов и методов. 44. Умение работать с документацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка качеств группы № 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
ТЕСТ «СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»
Тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем демократических и формально-организационных факторов.
Инструкция: «Вам предложено 40 утверждений, которые отражают различные факторы стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с Вашими привычными мыслями и поведением как руководитель».
С – явление наблюдается систематически (в80-100% случаев от того, насколько это вообще возможно); Ч – явление наблюдается часто (60-80 % случаев), И – явление наблюдается иногда (40-60%), Р – явление наблюдается редко (20-40 %), Н- явление наблюдается никогда (0-20 %).
1. В критических ситуациях я провожу я провожу (в коллективе своих специалистов или внешних консультантов) обследования социально-психологического климата, мнений, настроений людей .
2. В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.
3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящим руководством.
4. Я тщательно планирую работу аппарата управления.
5. Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения организацией.
6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед организацией.
7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения производственных целей, предоставляю подчиненным исполнительские функции.
8. Я допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.
9. Я допускаю это не только в выборе способов, но в самом процессе выработки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и напряженность.
10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или сверхурочно.
11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной работе.
12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах.