Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления.

Содержание

Введение

Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя

1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом.

2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.

2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 738.50 Кб (Скачать)

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

1)     Д-1-1 – директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.)

2)     1-К-1 – коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);

3)     1-1-Л – либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.)

4)     Д-К-1 – директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.)

5)     1-К-Л – коллегиально-либеральный (например: 4-7-9; 4-7-7; 3-6-7 и т.д.)

6)     Д-1-Л – директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);

7)     Д-К-Л – смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3 и т.д.)

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый типы.

Директивно-коллегиальный стиль.

Руководитель стремится к принятию единоличных решений. Распределяет полномочия с участием непосредственных заместителей. В работе проявляет активность, что не наблюдается у подчиненных. Преобладающий метод руководства – приказы и поручения, просьбы исполнителей осуществляются редко.

Проявляет активный интерес к дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных. Требовательность к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать только своим помощникам. Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к нововведениям, но не к человеческим отношениям. В отсутствие руководителя коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.

Директивно-пассивный стиль. Распределение полномочий постоянно меняется, являясь рассогласованным. Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает к просьбам и уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не прилагает. Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на компетентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало заинтересован. С персоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются более компетентными, чем руководитель. От своих заместителей требует безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается. За него эти проблемы решают другие люди. При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда.

Стиль пассивно-коллегиальный. Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно. Основной метод руководства – просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у подчиненных. При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать.

Смешанный стиль руководства. Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой и исполнителями. Инициатива исходит как от самого руководителя, так и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей. Основные методы – приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям. Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат (по Журавлеву А.Л., 1976).

 


Приложение 5

Тест

Оценка эффективности деятельности руководителя

Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.

При заполнении теста приводим следующую инструкцию: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».

Факторы

7 6 5 4 3 2 1

Факторы

1

Наличие стратегического мышления

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стратегического мышления

2

Наличие управленческих способностей

7 6 5 4 3 2 1

Недостаток управленческих способностей

3

Четкое понимание и принятие организационных целей

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточное понимание целей организации

4

Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи

7 6 5 4 3 2 1

Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи

5

Умение принимать управленческие решения

7 6 5 4 3 2 1

Неумение принимать управленческие решения

6

Наличие креативности как творческого импульса

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие креативности как творческого импульса

7

Наличие самоконтроля

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие самоконтроля

8

Умение правильно организовать деятельность подчиненных

7 6 5 4 3 2 1

Неумение организовать деятельность подчиненных

9

Стремление к инновациям

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления к инновациям

10

Высокий уровень профессионализма

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно высокий уровень профессионализма

11

Стремление к получению новой информации

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления к получению новой информации

12

Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач

7 6 5 4 3 2 1

Применение недостаточно эффективных стратегий в решении управленческих задач

13

Способность идти на риск

7 6 5 4 3 2 1

Неспособность идти на риск

14

Проявление внимания к исполнителям

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие внимания к исполнителям

15

Умение положительно мотивировать работников

7 6 5 4 3 2 1

Неумение положительно мотивировать работников

16

Наличие навыков делового общения

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие навыков делового общения

17

Умение создать нормальный психологический климат в малых группах

7 6 5 4 3 2 1

Неумение создать нормальный психологический климат в малых группах

18

Учет мнений исполнителей

7 6 5 4 3 2 1

Неучет мнений исполнителей

19

Умение культурно  вести себя

7 6 5 4 3 2 1

Неумение культурно  вести себя

20

Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

7 6 5 4 3 2 1

Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

21

Умение влиять на других людей

7 6 5 4 3 2 1

Неумение влиять на других людей

22

Наличие положительных социальных установок

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок

23

Правильное отношение к критике в свой адрес

7 6 5 4 3 2 1

Неправильное отношение к критике в свой адрес

24

Стремление к личностному росту

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом

25

Применение эффективных стилей руководства людьми

7 6 5 4 3 2 1

Применение неэффективных стилей руководства людьми

26

Последовательность в достижении целей

7 6 5 4 3 2 1

Непоследовательность в достижении целей

27

Гуманное отношение к работникам

7 6 5 4 3 2 1

Безразличное отношение к работникам

28

Наличие эмпатии

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие эмпатии

29

Умение управлять группой

7 6 5 4 3 2 1

Неумение управлять группой

30

Умение пользоваться авторитетом и властью

7 6 5 4 3 2 1

Неумение пользоваться авторитетом и властью

Оценка результатов:

 

30 – 48 баллов

руководитель не пригоден к управленческой деятельности;

49 - 60 баллов

руководитель имеет мало оснований быть полезным данной      организации;

61 – 90 баллов

эффективность работы руководителя слишком мала;

91 – 120 баллов

руководитель недостаточно эффективен;

121 – 150 баллов

эффективность руководителя еще не достаточна;

151 – 179 баллов

есть все возможности повысить свою эффективность;

180 – 210 баллов

эффективный руководитель

 

 


Приложение 6

Стили руководства

 

1. Попустительский стиль

2. Директивный стиль

3. Коллегиальный стиль

4. Низкая выраженность всех стилей

 



        Школа №41              Гурульбинская

              средняя школа

 

 

Стили руководства всех испытуемых


 

 

 

 



Информация о работе Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом