Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:54, дипломная работа
Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления.
Введение
Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя
1.1. Система управления педагогическим коллективом школы
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя
Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом.
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.
2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Заключение.
Список литературы
Приложение
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 – директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.)
2) 1-К-1 – коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л – либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.)
4) Д-К-1 – директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.)
5) 1-К-Л – коллегиально-либеральный (например: 4-7-9; 4-7-7; 3-6-7 и т.д.)
6) Д-1-Л – директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л – смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3 и т.д.)
При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый типы.
Проявляет активный интерес к дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных. Требовательность к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать только своим помощникам. Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к нововведениям, но не к человеческим отношениям. В отсутствие руководителя коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.
Директивно-пассивный стиль. Распределение полномочий постоянно меняется, являясь рассогласованным. Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает к просьбам и уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не прилагает. Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на компетентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало заинтересован. С персоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются более компетентными, чем руководитель. От своих заместителей требует безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается. За него эти проблемы решают другие люди. При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда.
Стиль пассивно-коллегиальный. Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно. Основной метод руководства – просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у подчиненных. При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать.
Смешанный стиль руководства. Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой и исполнителями. Инициатива исходит как от самого руководителя, так и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей. Основные методы – приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям. Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат (по Журавлеву А.Л., 1976).
Приложение 5
Тест
Оценка эффективности деятельности руководителя
Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.
При заполнении теста приводим следующую инструкцию: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».
№ | Факторы | 7 6 5 4 3 2 1 | Факторы |
1 | Наличие стратегического мышления | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стратегического мышления |
2 | Наличие управленческих способностей | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаток управленческих способностей |
3 | Четкое понимание и принятие организационных целей | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаточное понимание целей организации |
4 | Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи |
5 | Умение принимать управленческие решения | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение принимать управленческие решения |
6 | Наличие креативности как творческого импульса | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие креативности как творческого импульса |
7 | Наличие самоконтроля | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие самоконтроля |
8 | Умение правильно организовать деятельность подчиненных | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение организовать деятельность подчиненных |
9 | Стремление к инновациям | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к инновациям |
10 | Высокий уровень профессионализма | 7 6 5 4 3 2 1 | Недостаточно высокий уровень профессионализма |
11 | Стремление к получению новой информации | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к получению новой информации |
12 | Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач | 7 6 5 4 3 2 1 | Применение недостаточно эффективных стратегий в решении управленческих задач |
13 | Способность идти на риск | 7 6 5 4 3 2 1 | Неспособность идти на риск |
14 | Проявление внимания к исполнителям | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие внимания к исполнителям |
15 | Умение положительно мотивировать работников | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение положительно мотивировать работников |
16 | Наличие навыков делового общения | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие навыков делового общения |
17 | Умение создать нормальный психологический климат в малых группах | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение создать нормальный психологический климат в малых группах |
18 | Учет мнений исполнителей | 7 6 5 4 3 2 1 | Неучет мнений исполнителей |
19 | Умение культурно вести себя | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение культурно вести себя |
20 | Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала |
21 | Умение влиять на других людей | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение влиять на других людей |
22 | Наличие положительных социальных установок | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок |
23 | Правильное отношение к критике в свой адрес | 7 6 5 4 3 2 1 | Неправильное отношение к критике в свой адрес |
24 | Стремление к личностному росту | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом |
25 | Применение эффективных стилей руководства людьми | 7 6 5 4 3 2 1 | Применение неэффективных стилей руководства людьми |
26 | Последовательность в достижении целей | 7 6 5 4 3 2 1 | Непоследовательность в достижении целей |
27 | Гуманное отношение к работникам | 7 6 5 4 3 2 1 | Безразличное отношение к работникам |
28 | Наличие эмпатии | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие эмпатии |
29 | Умение управлять группой | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение управлять группой |
30 | Умение пользоваться авторитетом и властью | 7 6 5 4 3 2 1 | Неумение пользоваться авторитетом и властью |
Оценка результатов:
30 – 48 баллов | руководитель не пригоден к управленческой деятельности; |
49 - 60 баллов | руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации; |
61 – 90 баллов | эффективность работы руководителя слишком мала; |
91 – 120 баллов | руководитель недостаточно эффективен; |
121 – 150 баллов | эффективность руководителя еще не достаточна; |
151 – 179 баллов | есть все возможности повысить свою эффективность; |
180 – 210 баллов | эффективный руководитель |
1. Попустительский стиль
2. Директивный стиль
3. Коллегиальный стиль
4. Низкая выраженность всех стилей