Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:54, дипломная работа
Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления.
Введение
Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя
1.1. Система управления педагогическим коллективом школы
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя
Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом.
2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.
2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Заключение.
Список литературы
Приложение
По окончании работы организатором заполняется бланк опроса экспертов (приложение )..
Результаты данного исследования изображены в диаграммах оценки качеств руководителей (см. диаграммы1,2,3,4)
Средняя оценка общечеловеческих качеств директора школы № 41- балла, психофизиологических свойств – , деловых качеств и организаторских способностей – , коммуникативных качеств балла, профессиональных знаний балла.
Диаграмма 1
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Видно, что недостаточно, по сравнению с другими качествами, развиты деловые, общечеловеческие качества, организаторские способности и некоторые психофизиологические свойства (их средняя оценка ниже или равна общему среднему баллу – ).
Диаграмма дает возможность увидеть, какие качества директора оценены ниже общего среднего балла, над развитием каких качеств необходимо поработать руководителю.
Что касается заместителей директора школы № 41, их качества изображены также на диаграмме 2.
Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора школы № 41 равна баллов, психофизиологических свойств – , деловых качеств и организационных способностей – , коммуникативных качеств – , профессиональных знаний – . Общая средняя оценка по всем качествам заместителей – 4,4 балла.
Диаграмма 2
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
На диаграмме можно увидеть, какие качества оценены ниже общего среднего балла (4,4), над развитием и совершенствованием которых необходимо работать руководителям.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о развитии личностных качеств руководителей школы № 41: у большинства заместителей оценка качеств выше, чем у директора школы. Директору необходимо работать над развитием своих качеств, а особенно над развитием общечеловеческих, деловых качеств и организационных способностей. Заместителям нужно совершенствовать хорошо развитые качества, а над развитием коммуникативных качеств и над повышением уровня профессиональных знаний необходимо поработать. Так как данная школа является контрольной и проведение формирующего эксперимента здесь не предусмотрено, после получения результатов контрольного эксперимента посоветуем руководителям ознакомиться с некоторой литературой, проведем беседы.
Исследуем личностные качества руководителей Гурульбинской средней школы (экспериментальной). Результаты помещены на диаграммах 3,4.
Диаграмма 3
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Средняя оценка общечеловеческих качеств директора Гурульбинской средней школы – 4,4 балла психофизиологических свойств – 4,5, деловых качеств и организаторских способностей – 4,5, коммуникативных качеств – 4,7, профессиональных знаний – 3,6 балла. Общая средняя оценка личностных качеств данного руководителя – 4,3. Диаграмма дает возможность увидеть, какие качества оценены ниже остальных, над развитием каких следует поработать, какие совершенствовать.
Диаграмма 4
Общечеловеческие качества | Психо-физиологичес-кие | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора Гурульбинской средней школы равна 4,2 балла, психофизиологических свойств – 4,3, деловых качеств и организаторских способностей – 4,4, коммуникативных качеств – 4,4, профессиональных знаний – 3,5. Общая средняя оценка по всем качествам заместителей директора школы – 4,2 баллов.
Таким образом, средняя оценка личностных качеств каждого из заместителей ниже средней оценки качеств директора школы. Как у директора, так и у его заместителей существуют проблемы с коммуникативными умениями и профессиональными знаниями в области современного менеджмента. Это мы учтем при проведении формирующего эксперимента.
Сравним результаты исследования двух школ (таблица 1).
Таблица 1
№ | Наименование группы качеств | Средняя оценка личностных качеств руководителей | |||
Школа № 41 (контрольной) | Школа с. Гурульба (экспериментальной) | ||||
Директора | Заместителей | Директора | Заместителей | ||
1. | Общечеловеческие | 4,3 | 4,7 | 4,4 | 4,2 |
2. | Психофизиологические | 4,5 | 4,8 | 4,5 | 4,3 |
3. | Деловые качества и организаторские способности | 4,1 | 4,8 | 4,5 | 4,4 |
4. | Коммуникативные | 4,5 | 4,4 | 4,7 | 4,4 |
5. | Профессиональные знания | 4,5 | 4,4 | 3,6
| 3,5 |
| Общий средний балл | 4,3 | 4,4 | 4,3 | 4,2 |
Таким образом, общая средняя оценка личностных качеств директоров этих школ одинакова – 4,3.
Поиск главенствующих определяющих личностных качеств, на основе которых зиждется и разворачивается вся управленческая деятельность, привел к созданию целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы позволяет выявить более 80 профессионально значимых качеств руководителя), мы назвали лишь те из них, которые чаще всего встречаются на страницах психолого-педагогических изданий посвященных личности руководителя (см. глава I, с. ). Вполне очевидно, что если говорить о целостной личности, не всегда можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке. В каждом конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура личностных качеств руководителя будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившиеся отношения с коллегами и пр.).
В нашем исследовании была предпринята попытка выявить взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней. В данном исследовании приняли участие директора школ, их заместители и учителя. Им был предложен список личностных качеств руководителей, необходимых для эффективной деятельности организации. Они должны были коллективно выбрать 20 наиболее значимых качеств личности руководителя школы.
Выделенным профессионально важным качествам личности был присвоен соответствующий порядковый номер. Список этих качеств исследователь раздал каждому испытуемому, для того чтобы они определили рейтинг этих качеств. Ранжирование мы проводили с целью выявления 10-ти наиболее важных, по мнению руководителей личностных качеств.
В целом, значимость отдельных качеств личности для реализации функций управленческой деятельности может быть определена через их суммарный рейтинг. Например, качеству № 1 – обязательность, верность слову два директора школ соотнесли рейтинг 14-12. 14+12=26. Это суммарный рейтинг данного качества. После определения суммарного рейтинга всех качеств каждому качеству присваивается итоговый ранг (например, качеству № 1 присвоен итоговый ранг – 13).
Наименьший итоговый ранг должен соответствовать наименьшему суммарному рангу. Общий ранг определяется по такому же принципу.
По своей значимости личностные качества получили следующее иерархическое расположение (см. таблицу 2).
Таблица 2
Рейтинг личностных качеств руководителя