Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Решение теоретических и практических задач управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления.

Содержание

Введение

Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя

1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом.

2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности.

2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и повышению эффективности управления педагогическим коллективом.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 738.50 Кб (Скачать)
r-collapse:collapse;margin-left:0pt">

Качество личности

Рейтинг

Суммарный рейтинг

Общий рейтинг

Директор

Заместители

Учителя

 

 

 

1.

Общечеловеческие качества

Обязательность, верность слову

 

 

14

 

 

 

11

 

 

15

 

 

40

 

 

13

2.

Гуманность

20

18

12

50

16

3.

Тактичность

9

17

14

40

13

4.

Целеустремленность

3

10

11

24

8

5.

Высокая культура, безупречная нравственность

1

1

2

4

1

6.

Энергичность

11

16

17

44

14

7.

Оптимистичность

10

9

10

29

9

8.

Внешняя привлекательность

18

19

20

57

18

 

 

9.

 

Психофизиологические качества

Индивидуальные психологические свойства

 

 

7

 

 

5

 

 

8

 

 

20

 

 

6

10.

Общий уровень развития

2

3

3

8

3

 

 

 

11.

Деловые качества и организаторские способности

Самостоятельность в решении вопросов

 

 

 

13

 

 

 

8

 

 

 

13

 

 

 

33

 

 

 

11

12.

 

Самоорганизованность

12

12

6

31

10

13.

Способность менять стиль поведения в зависимости от условий

15

3

7

35

12

14.

Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие

16

15

18

49

15

15.

Творческий подход к порученному делу.

17

14

19

50

16

16.

Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное

19

20

16

55

17

17.

Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе

6

7

9

22

7

18.

Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)

4

2

1

7

2

19.

Умение выступать публично

5

4

4

13

4

 

 

20.

Профессиональные знания:

Знание науки об управлении

8

6

5

19

5

 

      Таким образом, можно сделать вывод, что в десятку наиболее важных качеств личности руководителя включают следующее:

-         высокая культура, безупречная нравственность;

-         умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);

-         общий уровень развития;

-         целеустремленность;

-         знание науки об управлении;

-         индивидуально-психологические свойства;

-         умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;

-         целеустремленность;

-         оптимистичность;

-         самоорганизованность;

При проведении формирующего эксперимента мы будем учитывать важность этих качеств для руководителей.

Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения. Так, мы исследовали стиль управления испытуемых, в роли которых так же выступают директора школ, их заместители и некоторые учителя.

Директорам школ и их заместителям был предложен тест для самооценки  стиля упраления, в основе  которого лежит двумерная модель стилей Р. Блэйка и Дж. Моутон. (Приложение   ).

              Обобщая результаты тестирования мы получили следующие результаты.

              У директора школы № 41 стиль руководства 20.0, который присущ руководителям-автократам. Все его заместители обладают стилем 10.10 (см. рисунок), ориентированным на средний уровень.

 

                                         Рисунок 1 Стили управления руководителей школы № 41

 

0.20

 

 

20.20

 

10.

10

 

 

 

 

 

0.0

 

 

20.0

0      5        10       15       20

У директора Гурульбинской средней школы стиль руководства 10.10 (см. рисунок 2). У него, как и у одного из заместителей директора школы №41, есть все возможности для того, чтобы его стиль руководства оказался идеальным (20.20). Необходимо только вести целенаправленную работу по развитию своих качеств.


Рисунок 2 Стили управления руководителей Гурульбинской средней школы

0.20

 

 

20.20

 

10.

10

 

 

 

 

 

0.0

 

 

20.0

0      5        10       15       20

              Что касается заместителей директора Гурульбинской школы, то их стили руководства разместились по всей «решетке» и далеки от идеального стиля. Следует обратить внимание на то, что у одного из заместителей стиль близок к стилю руководства 0.0. Необходимо работать над развитием личностных качеств этого заместителя, или предложить эту должность другому опытному, более компетентному работнику школы.

              Таким образом, никто из испытуемых не обладает идеальным стилем руководства. На этапе формирующего эксперимента будет проводиться работа по развитию личностных качеств руководителей Гурульбинской средней школы с целью приблизить их стиль руководства к идеальному. Для объективности выводов, касающихся стиля руководства испытуемых, заместителям директоров и учителям был предложен тест для определения  стиля управления педагогическим коллективом (см.приложение   )

              По результатам этого тестирования, мы сможем узнать как подчиненные оценивают стиль руководства директора школы. Мы использовали тест, позволяющий определить доминирующий стиль директоров школ и соотношение трех крайних типов стиля руководства ( по модели стилей Журавлева А.Л.)

              Этот же тест был предложен учителям для определения стиля руководства заместителей директоров школ. Результаты этих исследований помещены в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

Определение стиля руководства

Школа

Руководитель

Соотношение стилей

Доминирующий стиль

 

 

 

 

 

 

Директивный

 

Коллегиальный

Попустительский

Гурульбинская школа

1.

2.

3.

4.

 

5.

Директор

Заместитель

Заместитель

Заместитель

 

Заместитель

1

1

2

2

 

4

5

2

6

3

 

1

2

5

4

3

 

1

Коллегиальный

Попустительский

Коллегиальный

Низкая выраженность стилей

Директивный

 

Школа №41

1.

2.

3.

4.

 

5.

Директор

Заместитель

Заместитель

Заместитель

 

Заместитель

5

2

1

1

 

1

1

6

5

2

 

2

1

1

2

5

 

1

Директивный

Коллегиальный

Коллегиальный

Попустительский

 

Директивный

 

Отсюда вывод, что в школе № 41 40% руководителей используют в своей деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 %- попустительский. В Гурульбинской средней школе 20 % -  директивный, 40 % - коллегиальный, 20 % - попустительский стиль, а 20 % имеют низкую степень выраженности стилей (см. приложение    ).

              Исследовав личностные качества руководителей и их стили руководства, считаем необходимым оценить эффективность деятельности руководителей.. для этого мы используем тест «Оценка эффективности деятельности руководителя», предложенный Розановой В.А. Тест дает возможность оценить целый ряд факторов на основании  которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени, как считает Розанова В.А., он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления [      ,с.39] В нашем случае этот тест мы используем  для оценки деятельности как директоров школ (руководителей высшего звена управления), так  их заместителей (руководителей среднего звена управления).

              Испытуемый, в роли которых здесь выступали учителя школ, необходимо было оценить деятельность директора школы и его заместителей. Каждому  учителю было выдано соответствующее количество бланков. Заместители по такому же принципу оценивали деятельность директора школы.

              В основу данного теста, по сути дела, заложены личностные качества руководителей, оценив которые по типу полярных профилей можно сделать вывод от эффективности деятельности того или иного руководителя (Инструкция, тестовый материал и описание процедуры отработки результатов помещены в приложении 5).

              Результаты исследования таковы. У 80% руководителей школы № 41 есть все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 % эффективность работы слишком мала (90 баллов). У 60 % руководителей Гурульбинской школы так же есть все возможности повысить свою эффективность, деятельность 20 % руководителей недостаточно эффективна (94 балла), эффективность работы 20 % руководителей слишком мало (88 балла).

              Результаты всего констатирующего эксперимента, обобщая мы приведем в сравнительной таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Школа

Руководитель

Средняя оценка качеств

Стиль руководства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность

Общечеловеческих

Психофизиологических

Деловые

Коммуникативных

Проф. знания

 

 

12

3

 

4

 

 

5

Средняя школа № 41

(г. Улан-Удэ)

Директор школы

Зам. Директора по ВР

Зам . директора по УР

 

Зам. Директора по СР

 

 

Зам. Директора по НИИ

 

 

4,3

4,7

4,7

 

4,6

 

 

4,6

 

 

4,5

5

4,8

 

4,8

 

 

4,6

 

 

4,1

4,94,9

 

4,8

 

 

4,6

 

 

4,5

4,5

4,5

 

4,3

 

 

4,3

 

 

4,5

3,5

3,6

 

3,7

 

 

3,3

 

 

Директивный

Коллегиальный

Коллегиальный

 

Попустительский

 

Директивная

 

 

Есть все возможности, повысить свою эффективность

Эффективность работы слишком мала

Есть все возможности повысить свою эффективность

 

 

1

 

 

 

2

3

 

 

 

4

 

5

Средняя школа

(С. Гурульба)

Директор школы

 

 

 

Зам. Директора по ВР

Зам . директора по УР

 

 

 

Зам. Директора по СР

 

Зам. Директора по НИИ

 

 

4,4

 

 

 

4,2

4,2

 

 

 

4,1

 

4,2

 

 

 

4,5

 

 

 

4,4

4,4

 

 

 

4,2

 

4,3

 

 

4,5

 

 

 

4,3

4,5

 

 

 

4,4

 

4,5

 

 

4,7

 

 

 

4,5

4,2

 

 

 

4,2

 

4,5

 

 

3,6

 

 

 

3,4

3,6

 

 

 

3,5

 

3,3

 

 

Коллегиальный

 

 

 

Попустительский

Коллегиальный

 

 

 

Низкая выражен-

ность стилей

директивный

 

 

Есть все возможности, повысить свою эффективность

Недостаточно

Есть все возможности повысить свою эффективность

Слишком мала

 

Есть все возможности повысить свою эффективность

Информация о работе Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом