Развитие эстетического вкуса при обучении иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию эстетического вкуса младших школьников.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. Обеспечить диагностику развития эстетического вкуса.
3. Определить формы и содержание работы по развитию эстетического вкуса у младших школьников в учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития эстетического вкуса у младших школьников…………………………………………………………....
1.1. Подходы к рассмотрению понятия “эстетический вкус” в психолого-педагогической литературе…………………………….……………
1.2. Специфика организации развития эстетического вкуса у младших школьников……………………………………………...………………………
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития эстетического вкуса у младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………..
2.1. Диагностика развития эстетического вкуса у младших школьников ………………………………………………………………….
2.2. Использование различных педагогических условий на уроках иностранного языка, способствующих развитию эстетического вкуса младших школьников………………………………………………………………………....
Заключение……………………………………………………………...............…
Список литературы……………………………………………………….....……
Приложения…………………………………………………………………...…...

Работа содержит 1 файл

Курсачапед.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Память ребенка отличается большой пластичностью, что создает  благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления материала и его легкого забывания. С развитием ребенка память приобретает избирательный характер: ребенок лучше и на большой срок запоминает то, что ему интересно, и использует этот материал в своей деятельности [8].

Развитие памяти выражается в том, что:

а) увеличивается объем  запоминаемого;

б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

в) запоминание все  чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность  свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях, обеспечивает больший объем запоминания и длительность сохранения;

г) память приобретает  произвольный характер;

д) дети осваивают рациональные способы заучивания.

Развитие памяти ребенка  повышает возможности развития его воображения. Предвосхищение результата собственного действия является началом развития воображения. Формируясь на основе подражания и собственной активности ребенка, воображение из воспроизводящего, фрагментарного становится все более творческим, логичным и богатым.

В процессе общего развития ребенка деятельность памяти становится все более управляемой. Развивается  произвольная память. Непроизвольное запоминание сохраняет свое значение.

Деятельность памяти и воображения изменяется и в  зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: запоминанию и припоминанию воспринятого материала, к созданию нового рисунка или сочинения. Подражательная и непроизвольная деятельность превращается в творческую, которой ребенок научается управлять, подчиняя ее принятой задаче [8].

Выделяют различные  типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются  между наглядно-образным и словесно-логическими  типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.

С особенностями запоминания  связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала.

Память заключается  в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании  и воспроизведении теоретических  положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с  воображением.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что  для него существенно важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а побуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Основная функция воображения - преобразование опыта. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения - воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль [4].

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Только на знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом.

Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом  учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения - воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

В отличие от воссоздающего  воображения творческое воображение  есть самостоятельное создание новых  образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, создание произведений искусства, литературы и т. п.

Без достаточно развитого  воображения не может успешно  протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность [4].

Учителю необходимо знать  возрастные особенности психологического развития школьников для успешного  построения учебной деятельности детей.

Таким образом, теоретический  анализ, проведенный в первой главе, позволяет сделать следующие  выводы. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной  художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются с помощью таких школьных предметов, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития творческого мышления подростков на уроках иностранного языка

 

 

2.1 Диагностика  творческого мышления подростков

 

 

Данная опытно-экспериментальная  работа проводилась с целью диагностики  уровня развития творческого мышления учеников 8 класса.

Задачами опытно-экспериментальной  работы являлись:

– определение уровня развития  творческого мышления;

– введение в обучение разработанной системы заданий, направленных на развитие творческого мышления;

В результате  анализа  психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин), выделяются следующие требования к заданиям  на развитие творческого мышления:

  • соответствие условий выбранным методам;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня решения;
  • учет возрастных интересов учащихся.

Учитывая эти требования, мы выстроили систему заданий, направленных на диагностику и развитие творческого  мышления. Под этим понимается упорядоченное  множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей подростков в учебном процессе [9].

Основным методом исследования являлся эксперимент, на различных  этапах которого применялись и другие методы. Опишем последовательно ход эксперимента и проанализируем результаты на каждом этапе.

Наше исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 48 города Тулы в  период с 1 февраля по 25 марта 2011г., обучающихся  по традиционной методике.

В ходе работы мы выделили 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап

Для диагностики творческого мышления подростков, мы применяли методы  наблюдения и использования диагностических заданий.

Наблюдение показало, что у учащихся возникали значительные трудности в процессе выполнения творческих заданий. Они не могли быстро реагировать, сталкиваясь с  множеством новых ситуаций.

Учебно-методический комплекс не содержал многообразных упражнений на развитие творческого мышления, как правило, все существующие упражнения были однообразны (опиши картинку, обсуди проблему с партнером, нарисуй рисунок и опиши его). Также не учитывались  возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Основными методами исследования творческого мышления являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа.

Метод психометрического  тестирования – стандартизированные  методики психодиагностики, позволяющие  получить сопоставляемые количественные и качественные показатели степени  выраженности изучаемых свойств.

В исследовании использовались следующие методики (подробное описание методик приведено в Приложениях 1-2)

    1. Использование различных педагогических условий на уроках иностранного языка,  способствующих развитию творческого мышления подростков

 

 

Использование заданий, развивающих творческое мышление учащихся на уроках иностранного языка, ограниченно. Чтобы решить данную проблему, нами были разработаны определенные уроки, которые могут быть использованы в ходе преподавания иностранного языка.

Нами использовались урок-экскурсия  (приложение 4)  и урок с применением видео материалов (приложение 3)в ходе педагогического эксперимента.

В первую очередь нами был проведен урок-экскурсия. На данном этапе ученики  должны были уметь  провести  экскурсию  по  городу,  рассказать  иностранным  гостям   о самобытности культуры и т.д. Задачами данного урока являлись: познавательная -   развитие   социокультурной   компетенции   через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка; развивающая - развитие творческого мышления учащихся; воспитательная - воспитание толерантности к стране  изучаемого языка.

      “Экскурсию”   проводили  наиболее  подготовленные  ученики  класса.  Для “экскурсии”  были  выбраны наиболее  известные  места  и  достопримечательности Лондона. При рассказе о  каждой  достопримечательности  на доску проецировались картинки, фотографии с ее изображением. В процессе экскурсии все учащиеся задавали вопросы друг другу. Но если  у  них возникали затруднения, учитель помогал им.

Все  поставленные  задачи  были реализованы.  Учащиеся  углубили  свои  знания   о   культуре   страны изучаемого языка, узнали новые факты, сумели  самостоятельно изложить их. Учащиеся проявили любознательность, задавая  экскурсоводу вопросы,  а также активность и креативность  при изложении  фактов.  Ребята  четко ориентировались в новом материале. В целом урок получился плодотворным и эффективным.

Также, нами использовался урок с применением аутентичных видео материалов для развития творческого мышления учащихся. Следует отметить, что во время просмотра видео в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В  этих условиях даже невнимательный  ученик  становится  внимательным.  

            Задачами данного урока являлись: развивающая - развитие психических   процессов, связанных с речемыслительной деятельностью (внимания, памяти, творческого мышления); воспитательная - воспитание бережного отношения к здоровью; познавательная - формирование  знаний об иноязычной культуре.

      Учащимся сообщалось название  фильма и предлагалось  догадаться  о  его содержании. Затем вводилась новая лексика, которая необходима  для  понимания фильма и предназначена для активного владения. Новая лексика вводилась   перед просмотром каждой части. Особое внимание уделялась  фразеологизмам: кусок торта (It`s a  piece  of  cake);  очень грубо (It`s rough) и т.д.

      Вначале, давался страноведческий комментарий (учитель сообщал о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев). Затем следовало восприятие видеофильма (по частям). Перед просмотром  каждой  части школьникам  предлагался вопрос,  на который им предстояло ответить. Сначала учащиеся отвечали  на  вопросы,  предложенные  учителем  перед просмотром. Затем использовались  упражнения  типа  “Выбери правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” и другие. Коммуникативную и творческую  активность  стимулировали  с  помощью  различных заданий: опиши главную героиню после ее занятий, разыграй диалог, прокомментируй действия главной героини и т.д.

 

Заключение

 

 

 

В процессе использования различных  педагогических условий на  уроках английского языка в восьмом  классе, на основании проанализированной литературы и проведенного эксперимента, нами были определены ключевые понятия. В первую очередь, понятие творческого мышления и  его формирование, рассмотрено  использование различного рода  творческих заданий, затем описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предложенных  нами педагогических условий.

Информация о работе Развитие эстетического вкуса при обучении иностранному языку младших школьников