Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию эстетического вкуса младших школьников.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. Обеспечить диагностику развития эстетического вкуса.
3. Определить формы и содержание работы по развитию эстетического вкуса у младших школьников в учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………..………
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития эстетического вкуса у младших школьников…………………………………………………………....
1.1. Подходы к рассмотрению понятия “эстетический вкус” в психолого-педагогической литературе…………………………….……………
1.2. Специфика организации развития эстетического вкуса у младших школьников……………………………………………...………………………
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития эстетического вкуса у младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………..
2.1. Диагностика развития эстетического вкуса у младших школьников ………………………………………………………………….
2.2. Использование различных педагогических условий на уроках иностранного языка, способствующих развитию эстетического вкуса младших школьников………………………………………………………………………....
Заключение……………………………………………………………...............…
Список литературы……………………………………………………….....……
Приложения…………………………………………………………………...…...
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности [22].
В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:
эстетическое воспитание
и образование в учебной
приобщение к художественно-
Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.
Эстетическое воспитание не может осуществляться без идейно-политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.
Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.
Движения мысли, разнообразные идеи и связанные с ними ассоциативные представления неотделимы от эстетического чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно является результатом своеобразного творческого познания [6].
Все школьное обучение в
целом имеет своей общей
Таким образом, учебная деятельность - один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, истоки, а также трудовое обучение.
Начиная с XVII в. в эстетической
литературе появляется эта категория.
До этого времени термин - "вкус"
не употреблялся в эстетическом значении
и означал, как правило, одно из чувственных
"вкусовых ощущений". Однако с
ХVII в. этот термин начинает приобретать более широкий смысл,
употребляется сначала в иносказательном
значении, а потом становится понятием,
обозначающим способность донимать красоту
и искусство и наслаждаться ими.
Определяя понятие вкуса, Кант вместе
с тем ставит вопрос о его эстетической
и познавательной ценности, о его отношении
к гению. Вкус представляет собой только
способность оценки произведений искусства
или красоты природы и человека, но он
не относится к продуктивным способностям
человека.
Гегель в своей критике понятия "вкуса"
трактует это немного иначе. Здесь утрачивается
универсальное значение вкуса, в отличие
от Канта. Гегель выделяет категорию вкуса,
как описательную категорию, характеризующую
только внешнюю структуру художественного
произведения искусства в целом. Вкус,
будучи абстрактной и односторонней категорией,
выступает как нормативный принцип, регулирующий
и ограничивающий деятельность субъекта.
Наконец, вкус является созерцательной,
оценивающей категорией.
В России с ХVII века проблема вкуса становится
предметом пристального внимания философов,
художников и теоретиков искусства. В
русской эстетической литературе получают
отражение концепции, гос-подствовавшие
в эстетике Франции, Германии и Англии
ХVII - ХVIII в.в. Особое внимание получает
трактовка вкуса философа и историка М.Н.
Муравьева. Он объявляет вкус своего рода
"внутренним ощущением". Муравьев
видел во вкусе проявления "врожденной
доброжелательности, субъективного, оценочного
момента, в системе эстетических знаний".
Эстетический вкус - одна из задач эстетического
воспитания. Проблеме знаний о вкусе, как
основной категории, уделялось большое
внимание, и она не утратила по сей день
своего значения. Эстетическое воспитание
обладает собственными категориями, посредством
которых оно познаёт действительность
и формулирует результаты своего познания.
Эти категории имеют чрезвычайно важное
значение, в них отражается опыт художественного
познания, специфические закономерности
эстетического освоения мира человеком.
Поэтому проблема изучения и уяснения
эстетических категорий является одной
из важнейших задач. Без этого изучения
невозможно решение задач эстетического
воспитания в школе.
Таким образом, проблема формирования
определённого эстетического отношения
человека к действительности на основе
знаний об эстетическом вкусе как основной
категории эстетического воспитания имела
место на всех этапах развития науки. Эстетическое
воспитание обладает двумя основными
функциями, составляющими единство противоположностей:
формирование эстетическо-ценностной
ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих
потенций. Эти функции и определяют место
эстетического воспитания в общественной
жизни, связь с другими видами воспитательной
деятельности эстетического воспитания,
сопрягаются с нравственным воспитанием.
В структуру эстетического сознания входят эстетические
чувства. Психологи относят их к категории
высших чувств и указывают на их связь
с интеллектом. Эстетические чувства основаны
на опыте разума и сами вызывают размышления.
Вот почему эстетические чувства называют
мировоззренческими. Эстетические чувства
- это своеобразные переживания человека,
возникающие при восприятии специфических
объективов: красоты природы, предметов
труда, произведений искусства. Эти чувства
стимулируют социальную активность человека,
оказывают регулирующее воздействие на
его поведение и на формирование эстетического
и нравственного идеалов. Они помогают
воспринимать мир и искусство как близкие
нам и стимулируют творческую активность.
Их особенностью является сложное взаимодействие
в них эстетических и этических моментов
психической жизни.
Элементами эстетического сознания являются
эстетический вкус и идеал, выступающие
регуляторами. Эстетический вкус - это
умение понимать и оценивать прекрасное
и безобразное, возвышенное и низменное,
трагическое и комическое в жизни и в искусстве.
Гегель писал о том, что объективной основой
вкуса является прекрасное и что вкус
воспитывается. Эстетический вкус социально
обусловлен и имеет свое индивидуальное
проявление. Он определяется мировоззрением
личности, поэтому так важно формирование
эстетического вкуса , основанного на
научном мировоззрении и на этических
принципах.
Эстетический вкус выступает как способность
личности оценить достоинства (или недостатки)
эстетически значимых явлений на основе
ее представлений о прекрасном и возвышенном,
об идеале и объективизировать эти представления
в конкретной деятельности, напри мер,
при организации предметно-пространственной
среды, при проведении досуга, в стиле
общения, в эстетической выразительности
внешнего облика. Эстетический вкус проявляется
в любой творческой деятельности, в поведении
людей, в быту. Особенность эстетического
вкуса в том, что он проявляется непосредственно,
как эмоциональная реакция человека на
то, с чем он взаимодействует. По мысли
И. Канта, вкус - это "способность судить
о красоте".
1.2 Возрастные
особенности развития познавате
Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников.
Мышление является наиболее сложным познавательным психическим процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной.
Различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное. Предметно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям [11].
Дети мыслят очень конкретно
и склонны понимать все буквально,
поэтому в занятиях с младшими
школьниками надо остерегаться всяких
переносных значений. Если нужно дать
детям известные общие
Для понимания необходимы знания, но отдельные, отрывочные знания еще не все для понимания. Надо связать эти знания так, чтобы стал понятен смысл целого.
Младший школьник склонен к наглядному мышлению. Оно очень помогает ему в понимании, так как один образ, одна картина может сразу охватить то, для чего порой требуется длинный ряд фраз.
Ученику начальных классов нелегко даются временные и особенно причинные связи. У младших школьников недостаточно развита логика. Дети могут не понимать: 1) отдельных фактов, 2) связи между ними, 3) доказательств и объяснений. В первом случае причиной непонимания является просто незнание: если я чего-либо совершенно не знаю, я его, конечно, не понимаю. Связь между факторами ребенок понимает, если ее легко увидеть или мысленно проследить. Доказательств ребенок часто не понимает, т.к. у него слабо развито логическое мышление. Причинные объяснения ему легче, если они идут от причины к действию или если объясняются намерением, целью, притом близкой к тем, которые ставят себе дети [3].
В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.
Однако у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Так же дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Причина тут одна - отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности.
Многие первоклассники, списывая к себе в тетрадь с доски или из книги буквы и цифры, делают типичные ошибки. Чаще всего они пишут зеркально, т.е. переворачивают знак, пропускают или добавляют элементы, сливают два знака. Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов.
В младшем школьном возрасте
существенно развивается и
Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Такая мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т. е. является формой сложной умственной деятельности [8].
Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят от: а) структуры картины; б) степени близости ее сюжета опыту ребенка; в) формы поставленного вопроса; г) общей культуры ребенка, умения наблюдать; д) развития его речи.
Развитие восприятия
есть переход от слитного, синкретичного,
фрагментарного восприятия ребенком предметов
к расчлененному, осмысленному и
категориальному отражению
Внимание не является психическим процессом. Это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту. Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем.
2. Если школьник интересуется
чем-то (книгами, фильмами и т.
д.), то его внимание привлекают
и удерживают те предметы или
явления, которые
3. Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным [8].
Каждому учителю известно,
что нельзя строить повседневную
работу на волевом произвольном внимании
детей, тем более на первых этапах
обучения. Оно требует большого нервного
напряжения и оказывается очень
трудным для маленьких учеников
Оно возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы решения, находить сходное и разное, известное в новом и уже знакомом, разбирать и делать выводы, рассуждать и доказывать. Словом, внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна и продуктивна, она "держит" внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. Но не все в учебной деятельности интересно, и у детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению.
Основными качествами внимания являются его объем, концентрация (сила сосредоточения) и устойчивость (длительность сосредоточения). Объем внимания - это количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У ребенка объем внимания мал. Поэтому, если ему приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквенными или цифровыми знаками, с двумя сходными картинами или близкими по смысловому содержанию стихотворениями, происходит "спутывание" воспринимаемых объектов. В этом случае очень целесообразно ввести прием сравнения [9].
Концентрация внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для угашения прежней доминанты и создания новой. У маленьких школьников сила сосредоточения невелика.
Устойчивость внимания. Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей - их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы.
Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости [9].
В силу сказанного условиями
организации учебной
Информация о работе Развитие эстетического вкуса при обучении иностранному языку младших школьников