Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть вопросы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников компенсирующего обучения [1].
Задачи исследования:
Выявить отличия в развитии эмоционально-волевой сферы у нормально развивающихся младших школьников и у младших школьников с нарушением слуха.
Рассмотреть методики изучения эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Изучение возможных путей коррекции эмоционально-волевой сферы у слабослышащих детей младшего школьного возрата.
Введение
1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы нормално развивающегося младшего школьника.
1.1 Особенности личности и ее потребностей.
1.2 Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте.
1.3 Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе.
1.4 Эмоциональная сфера младшего школьника.
1.5 Особенности воли младшего школьника.
1.6 Психологические вопросы формирования личности школьника.
2 Особенности развития эмоциональной сферы у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
2.2 Классификация эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
3 Методики изучения эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
4 Заключение
5 Литература.
Дерево нарисованное Лерой выражает тягу к закрытому, спрятанному; способность к различению и рассудительность в оценке реального; стремление казаться в согласии с миром; выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы, поиск самоутверждения, контактов; чувствительность к окружающему миру; бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание, хорошо приспособляется к среде, способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия. ( См. приложение 1 ).
Нестеров Сережа.
Первым Сережа нарисовал дом. В его случае это может говорирть о принебрежении безопасности и успехов в коллективе. Дом дает нам понять, что Сережа чувствует себя6 отвергнутым; имеется тенденция к отчуждению и оппозиции. Имеется потребность влиять на ситуацию. Есть чувство отрешенности, избегания общения и уединения, неприятия реальности. Чрезмерная зависимость от других. Сережа веде себя развязно и прямолинейно у него нет стремления скрывать свои чувства. Он чувствует нехватку психологической теплоты дома. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но оганичивается лишь визуальным контактом.
Красный цвет символизирует наибольшую чувствительность, потребность теплоты из окружения. У Сережи имеется страх перед будущим, он предпочитает искать удовлетворение своих потребностей в фантазиях. Склонен держаться в стороне от окружающих.
Следующими Сережа нарисовал себя и маму. Анализируя людей можно увидеть неосознанное подчеркивание убеждения о значимости мышления в деятельности человека; потребность в защищенном интеллектуальном контроле, старание контролировать телесные импульсы, их осознание. Присутствует боязливость, застенчивость, а так же осознание своей половой принадлежности, чувство психологической не стабильности. Откровенное пренебрежение мнением окружающих. Завышенная самооценка. Отсутствие личного равновесия. Особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Есть конфликт личности, внутреннее напряжение., эмоциональная нестабильность , переживание по поводу себя .
Дерево мальчик нарисовал в дали. Крона нарисованная волнистой чертой симолизирует поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений. Он испытывает чувство покинутости и разочарования. Ствол дерева говорит нам о недостатке контакта с внешним миром, о поиске надежного положения в своем кругу ( См. приложение 2).
Петрунина Снежанна.
Для Снежанны на первом месте стоит безопасность она чувствует себя отверженной, испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими людми особенно в домашнем кругу. У девочки имеются внутренние переживания, она не может контролировать свои фантазии.
Отсутствие трубы символизирует, что Снежанна чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Все объекты рисунка выполнены в верхнем левом углу это может говорить о том, что у девочки очень много эмоционалльных переживаний и это связано с ее прошлым.
При анализе человека можно выделить следующее: ощущение малоценности, ничтожности. Значимое стремление избегать визуальных стимулов; враждебность. По расположению рук на рисунки ожно сказать, что девочка иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли из-под контроля. По отсутствию ног можно судить о том, что девочка робка, замкнута, отрешена от этого мира, не способна к действиям по саморазвитию. При анализе штрихов выявилась возбудимость, незащищенность, не достаток упорства и настойчивости. Все объеты в рисунке маленькие, это говорит о присутствиие тревоги, эмоциональной зависимости, чувства дискомфорта и скованности.
Анализ дерева: симметрия – это стремление казаться в согласии с внешним миром, выраженная тенденция к сдерживанию своей агрессии, постоянные колебания в выборе позиции к своим чувствам, амбивалентность, моральные проблеммы, эмоциональность, внутренняя напряженность и тревожность, подозрительность, боязнь быть покинутой. Девочка склонна жить в своих фантазиях, что влечет отсутствие связи между повседневной и духовной жизни. ( См. приложение 3).
Таким образом мы сделали вывод, что формирование эмоциональной сферы слабослышащего ребёнка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе II вида важно проводить специальную работу, направленную на решение проблемы эмоционального развития учащихся.
Значимость овладения своими эмоциями в жизнедеятельности ребёнка состоит в следующем.
1. Вербальное обозначение эмоций необходимо для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними (А.Н. Лук, 1982; Я. Рейковский, 1979; П.М. Якобсон, 1958 и др.); эмоционально-оценочная лексика служит средством оречевления эмоций (С.Л. Рубинштейн, 1946).
2. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания. Знание о нормах и правилах морали, отражающихся в слове, рассматривается как один из приоритетов в оценке уровня морального развития индивида (Н.А. Корниенко, 1993; С.Г. Якобсон, В.Г. Щур, 1977; М.Г. Яновская, 1998,2003; В.И. Яшина, 1992 и др.)
3. Задачи обучения детей регуляции эмоций, развития их чувственной сферы могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний (в том числе, выраженных вербально) об эмоциональной стороне жизни человека (В.Н. Белкина, И.О. Карелина, 2003; В.В. Маркова, 1984; D. Harrington-Lueker, 1997; Social and., 1997; N. Truong, 2001 и др.)
4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к школьному обучению (Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина, 2000), также не может быть сформирована на достаточном уровне без владения ребёнком эмоционально-оценочной лексикой родного языка [9].
В специальной (коррекционпой) педагогике и психологии также рассматриваются проблемы, выявляются особенности, намечаются пути развития эмоциональной сферы, словаря эмоций детей с особыми образовательными потребностями (O.K. Агавелян, М.Г. Агавелян, Т.Н. Павлий, О.Ю. Пискун, Т.З.Стернина, OJE. Шаповалова, У.В. Ульешсова, Е.Н. В асильева, R. Sheehan (Assessment .,) и др.).
В современной сурдопедагогике в обучении, воспитании и развитии ребёнка приоритетным является личиостно-ориентированный подход, имеющий коррекционно-социальную направленность. При реализации данного подхода важным условием эмоционально-личностного, социального, когнитивного развития и нравственного воспитания детей с нарушениями слуха является умение понимать и использовать эмоционально-оценочную лексику.
Следовательно, можно говорить о том, что актуальность исследования определяется значимостью владения словарём эмоций в жизнедеятельности ребёнка; необходимостью совершенствования системы школьного образования детей с нарушениями слуха; ограниченным количеством данных об обогащении речи слабослышащих детей словарём эмоций и недостаточной разработанностью методического аспекта развития лексики, выражающей внутренний мир человека, как особого пласта русского литературного языка [14].
Очевидное противоречие между признанием необходимости развития рече-языковых средств для выражения эмоций у слабослышащих младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой требует разрешения в дальнейших исследованиях.
Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей развития эмоционально-оценочной лексики; выработке методов и приёмов, средств, педагогических условий развития словаря эмоций у глухих детей младшего школьного возраста. Решение вышеназванной проблемы явилось целью настоящего исследования.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера слабосышащих младших школьников.
Предмет - процесс развития эмоционально-волевой сферы у учащихся с нарушением слуха младших классов.
При организации воспитательских занятий в школе слабослышащих необходимо учитывать не только особенности мыслительной деятельности, уровень речевого развития детей, но и сохранность эмоциональной сферы. У глухих младших школьников выявлена тенденция к взаимовлиянию следующих факторов: наличие в словарном запасе слов эмоционально-оценочной лексики, владение произвольной мимикой и понимание причин возникновения эмоциональных состояний.
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
2. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: / С. П. Баранов - М.: Просвещение, 1987. – С.34.
3. Берне, Р. Я-концепция и воспитание [Текст]: / Р. Берне - Прогресс, М., 1986.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 76-83
5. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка [Текст]: / Л. В. Бороздина, 1992. - №4.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 103-116 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
7. Возрастная и педагогическая психология: / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
8. Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М., 1981
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] / С. Ю. Головин. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/
10. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
12. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с
13. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Дельта, 1997. – 464 с.
14. Психология [Текст]: учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.Н. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.- С. 87-91.
15. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.
16. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. — 1981. — № 4.
17. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992. – 128 с.
18. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
19. СНОСКА: Лейтес Н. С Умственные способности и возраст. М., 1971, с. 44.
20. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова, Е.А. Большакова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Владос, 2004 . Раздел 6: глава 2 //. - (Коррекционная педагогика)
21. Эльконин Д. Б. Детская психология, – М.: Учпедгиз, 1960.– 462 с.
4