Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть вопросы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников компенсирующего обучения [1].
Задачи исследования:
Выявить отличия в развитии эмоционально-волевой сферы у нормально развивающихся младших школьников и у младших школьников с нарушением слуха.
Рассмотреть методики изучения эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
Изучение возможных путей коррекции эмоционально-волевой сферы у слабослышащих детей младшего школьного возрата.
Введение
1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы нормално развивающегося младшего школьника.
1.1 Особенности личности и ее потребностей.
1.2 Самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте.
1.3 Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе.
1.4 Эмоциональная сфера младшего школьника.
1.5 Особенности воли младшего школьника.
1.6 Психологические вопросы формирования личности школьника.
2 Особенности развития эмоциональной сферы у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
2.2 Классификация эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
3 Методики изучения эмоционально-волевой сферы у младших школьников.
4 Заключение
5 Литература.
Одновременно с чувством товарищества развивается п чувство коллективизма. Чувство ответственности за успехи своего коллектива рождает стремление помочь отстающим, причем мотивы бывают уже настолько сильны и действенны, что ученик для достижения намеченной цели преодолевает немалые препятствия: и лень подопечного, и нередко недовольство своих родителей.
Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что любое дело лучше выполнять всем вместе.
В целом выявлено три уровня развития нравственных чувств младших школьников. Детям с высоким уровнем развития нравственных чувств свойственна устойчивость и действенность таких качеств, как чуткость, ответственность, отзывчивость, доброта.
У школьников со средним уровнем развития нравственных чувств эти же качества проявляются только по отношению к друзьям.
Дети с низким уровнем развития таких чувств, а исследования показали, что это значительная группа учащихся, редко проявляют эти качества во взаимоотношениях со сверстниками.
Очевидно, что при воспитании нравственных чувств необходимо учитывать ограниченность нравственного опыта младших школьников. Поэтому необходима систематическая работа учителя по накоплению и обогащению личного нравственного опыта учащихся. Исследователи подчеркивают, что для этого важно использовать и опыт реальных встреч с определенными жизненными ситуациями, создать в классе обстановку взаимоуважения, эмоциональной отзывчивости к переживаниям других, требовательности во взаимоотношениях (помощь больному товарищу, порицание плохого поступка), а также уметь вызывать переживания на основе образов представления и воображения. Так, например, чтобы у школьника возникла неприязнь к жестокости, подлости, бездушию, «не обязательно проводить его через соответствующую негативную практику». Следует тщательно подготовить его эмоциональное восприятие, его сопереживание кинофильма, художественного произведения, театральной пьесы. Косвенное воздействие может дать больший эффект благодаря отсутствию защитных барьеров, иногда возникающих при прямом воздействии. Интеллектуальные чувства.
К этим чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. «Успех в учении—единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, чем причины. Но он не должен останавливаться на конкретно - эмпирическом мышлении. «Образное мышление—необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, — писал В. А. Сухомлинский,—чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. ... Эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления... Я учил своих воспитанников наблюдать конкретные явления природы, искать причинно - следственные связи. Благодаря тесной связи мышления с конкретными образами ребята приобретали навыки постепенного оперирования абстрактными понятиями» .
Усвоение программного материала требует умственного напряжения. Нетрудные задания освобождают учеников от необходимости мыслить, вызывают у них чувство неудовлетворенности. А. А. Люблинская приводит пример из опыта экспериментальной работы в ленинградских школах. На втором году" обучения по новым программам на урок русского языка принесли картину с изображением играющих детей. Класс спросили, что на ней нарисовано. Реакция оказалась неожиданной: учащиеся молчали и желающих отвечать не было. Один из учеников на вопрос, может ли он ответить, сказал: «Конечно, рассказать это я могу, но я ждал, что сейчас зададут вопрос, чтобы думать».
Как видно, интеллектуальные чувства при правильной организации обучения становятся для учащихся потребностью.
Эстетические чувства.
Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного.
Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств—произведения искусства: литература, живопись, музыка и др. Учеников захватывают поступки героев художественных произведений, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.
«Детская душа - в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии... Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту—маленький человек осознает свое достоинство».
Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области того или иного вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика роль воспитателя. Так, при чтении художественных произведений, просмотре кинофильмов оценки ребят связаны главным образом с нравственными чертами героев. Очевидно, что эстетическая сторона произведения искусства должна особенно подчеркиваться учителем. В этом отношении интересен опыт некоторых грузинских школ по формированию эстетических чувств младших школьников. Там в ряде школ введены уроки искусства. Подготовка учащихся к восприятию и переживанию прекрасного на этих уроках проходит несколько этапов: от пассивного восприятия отдельных произведений к активному, с выражением собственного эмоционального отношения, и, - наконец, к собственной деятельности, где дети могут в своих рисунках выявить эстетическое отношение, возникшее у них при восприятии произведения искусства.
Таким образом, «одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту» .
Разрешение внутренних противоречий как механизм развития чувств.
Развитие чувств младшего школьника является важнейшим условием всестороннего развития личности, но «гармоническое развитие личности вовсе не означает, что г эмоциональном мире ребенка царит спокойствие, что в личности школьника не будут возникать никакие конфликты. На - пример, конфликт между Стремлением к удовольствию и чувством долга; между личными привязанностями и общественными требованиями, между личной симпатией и чувством справедливости и т. д. Плохо, если такие конфликты не будут возникать во внутреннем мире школьника и все у него будет проходить без борьбы, без внутренних противоречий» .
Наличие таких противоречий и их продуктивное разрешение учителем или воспитателями в пользу развития положительных чувств и будет процессом формирования чувств как личностных черт учащихся, присущих духовному облику советского человека [14].
Особенности волевых действий младшего школьника.
Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.) становится к III классу мотивом волевых поступков учащихся. Сначала эти эмоциональные побуждения определяются личными мотивами. Ученик I—II класса на вопрос, почему он не пошел гулять, отвечает так: «Мама будет ругаться», «Боюсь, завтра «двойку» получу», «Интересный рассказ читал» и т. д. К III классу чувства становятся более социальными: «Надо выучить урок, а то схвачу «двойку», звено подведу».
С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.
0чень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких - либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, не - очерченность задачи становится препятствием для ее решения.
Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок добивается всего собственными усилиями. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при задании нардом. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, т. е. создать предпосылки для развития воли.
Например, учащимся задали на дом читать и пересказывать повесть, но не объяснили, как это делать. Ученики пытаются запомнить механически, но материал большой, многие не могут справиться с ним, теряют веру в свои силы. Если учитель указал способы работы над материалом, ученик скорее преодолеет трудности и достигнет желаемой цели. В таких действиях развивается воля.
Воспитание соответствующих потребностей, интересов, мотивов, т. е. формирование личности школьника, и соответственно его волевых качеств — главная задача учителя с первых шагов обучения ребенка в школе.
Педагогам начальных классов следует помнить, что в силу возрастных особенностей младшего школьника, его эмоциональности, отсутствия жизненного опыта, и значит, легкой внушаемости слово может толкнуть его как на хороший, так к на дурной поступок. Если общественные потребности, интересы, убеждения не воспитаны, если теряется вера в воспитателя, стихийное влияние улицы, случайных знакомых становится сильнее.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
Самостоятельность.
Очень важным волевым качеством необходимым для учебной деятельности, является самостоятельность.
Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными.
Младший школьник отличается большой доверчивостью. Учителю он верит безгранично. Слово учителя—закон. Такое доверие надо оправдывать учитель должен быть исключительно требовательным к себе.
Руководящая роль в формировании правильного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам) Однако это руководство не додано ущемлять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия старших формируют черты пассивности у младшего школьника.
Обратимся к примеру. В семье растут два брата, разница между ними в два года Старшего с первых дней обучения в школе постоянно опекали родители «Что тебе задали на завтра в школе. Ты не забыл решить задачу. Повтори еще раз стихотворение. Давай соберем книги и тетради вместе, а то забудешь что - нибудь. Пойдешь в бассейн, возьми сверток, который я тебе приготовила» и т. д.
Такая опека задерживала развитие воли и, больше того, стимулировала безволие Младшему брату из за иных условий, сложившихся в семье, была предоставлена большая самостоятельность, его контролировали, но не опекали, и уже ко II классу он не только самостоятельно готовил уроки, сам собирался в школу, накануне продумывал, что надо взять с собой, намечал план своих действий, но и начал контролировать старшего брата.
Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе Общественные поручения, помощь товарищам, октябрятские и пионерские дела—все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою находчивость, самостоятельность.
Сдержанность.
Другое важное волевое качество младшего школьника—сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых, за время малыши нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Например, учитель говорит: «Тише», а некоторые учащиеся продолжают открывать и закрывать сумку, крышку парты; учитель предлагает перейти к новому виду деятельности, а кое - кто продолжает предыдущую работу, считая, что повое требование учителя к нему не относится. Это—непреднамеренное нарушение дисциплины, не связанное с упрямством или негативизмом. Кстати, первоначально преднамеренных, злостных нарушений дисциплины почти не бывает. Они возникают позднее при неправильном отношении учителя к нарушениям учащихся, в результате невнимания к эмоционально-волевым особенностям детей
Непреднамеренное нарушение дисциплины нельзя строго осуждать, но и нельзя оставлять без внимания. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать о правильном поведении Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних задании и свой досуг. Этого настоятельно требует от ученика вся школьная жизнь. Например, учитель вошел в класс — ученику необходимо удержаться от соблазна продолжать беседу с товарищем, учи гель просил следить по книге за чтением — надо заставить себя нс смотреть на интересную картинку, нарисованную на этой же странице, захотелось есть, в парте лежит вкусное яблоко,—но надо пересилить себя и дождаться перемены и т. д.