Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и методическое обеспечение дидактического материала, способствующего развитию интереса к классической музыке для гитары;
Объект исследования: развитие интереса у подростков.
Предмет исследования: использование гитары в развитии интереса подростков к классической музыке.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие интереса и особенности его развития у подростков.
-раскрыть формы внеклассной работы по музыке.
- познакомить с историей развития классической гитары .
- разработать и методически обеспечить беседу- концерт, способствующую развитию интереса к классической музыке для гитары.

Содержание

Введение ______________________________________________________ 3
1.Сущность понятия интереса и особенности его развития у
подростков____________________________________________________5
2.Формы внеклассной работы по музыке___________________________ 10
3.История развития классической гитары___________________________ 14
4.Использование гитары в музыкальной деятельности подростков____________ 18
Заключение__________________________________________________ 22
Список литературы____________________________________________ 23

Работа содержит 1 файл

Афанасьев.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      Строение  гитары.

      Верхняя стенка (дека) изготовляется из ели  или кедра. Верхний и нижний клетц  из того же материала, что и дека, равно как и пружины. На инструментах ручной работы часто можно увидеть совершенно потрясающий дизайн розетки вокруг резонатора. Задняя и боковые стенки корпуса изготовляются из палисандра. Считается, что чем он темнее, тем лучше его качество, самый лучший вообще достигает цвета черного кофе. Волокна на нем должны быть расположены ровно относительно друг друга и вертикально вдоль линии склейки. Верхняя, и нижняя дека склеиваются из двух симметричных половинок. На передней стенке принято придерживаться тех же правил относительно расположения волокон. Обводка (окантовка) изготовляется опять же из палисандра, хотя часто используются и другие, более контрастные по цвету породы дерева. Для этой части инструмента не существует строгих правил, но одна вещь все-таки общеизвестна: пластиковая окантовка - удел дешевых, простых инструментов.

      Гриф  изготавливается  чаще всего из кедра или красного дерева, несколько реже - клена. Гриф вклеивается в корпус. Никакие другие крепления типа винтовых не принимаются. Гриф состоит из пятки (каблучка), которая, собственно, и вклеивается в корпус, ручки - основной части грифа, которой касается рука при игре, накладки (в которую вбиты лады) и головки (ладошки), к которой крепятся колки. Основная особенность классического грифа - это отсутствие анкерного стержня. В связи с его отсутствием, для того, чтобы сделать ручку грифа более прочной, используется следующая хитрость: на стадии изготовления ручка грифа распиливается вдоль, и между двумя половинками вклеивается полоска (около 1,5 дюйма толщиной) из черного дерева. В накладке прорезаются пазы для ладов, а сами лады специальным молоточком вбиваются в эти пазы. Именно вбиваются, а не вклеиваются. Верхняя часть накладки (куда и вбиваются лады) идеально плоская. Никакого "закругления", как на фолк- гитарах, нет. Да и сам гриф гораздо шире, чем гриф фолк-гитары.

      Голова  грифа одна из наиболее важных вещей для мастера-изготовителя Форма этой головы - это его своеобразная подпись. Каждый мастер придумывает свою форму головы, и если его гитары становятся популярными среди профессионалов, то большие фирмы - производители начинают копировать эту форму. Функционально головка существует для того, чтобы носить на себе колки. В классических гитарах голова "прорезная" (В ней прорезаны два продольных отверстия, куда вставляются колки, по 3 с каждой стороны).

      Музыкальные инструменты состоят из множества семейств или групп, которые входят друг в друга. Общая схема такова - существуют крупные объединения инструментов (духовые, клавишные, струнные, ударные и т.д.), внутри струнных инструментов существуют свои градации (смычковые, щипковые и т.д.), щипковые в свою очередь тоже распадаются на группы (гитары, балалайки, банджо и т.д.) и, наконец, среди гитар можно выделить 6-струнные гитары, 7-струнныые гитары, 12-струнные гитары, бас-гитары и др.

      Основное  деление шестиструнных гитар на группы происходит в зависимости от типа корпуса гитары. (Приложение 2)

      - Гитары с полностью пустым корпусом, так называемые акустические гитары. Это инструменты появились самыми первыми из гитар.

      - Гитары с цельным корпусом, но в котором есть пустоты, так называемые полу-акустические гитары. В этих гитарах центральная часть корпуса сделана из цельных кусков древесины, а боковые части содержат пустые области.

      - Гитары с корпусом без пустот, так называемые электрогитары, они же "цельнокорпусные", иногда их корпус называют "доской". У них корпус из сплошной древесины, в которой нет пустот.

      Одним из выдающийся испанских гитаристов и  педагогов является Андреас Сеговия. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Сеговия один из немногих исполнителей на гитаре, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства. Трижды он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. После его гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения.

      Исполнение  на гитаре отличается обилием приемов звукоизвлечения, с помощью которых выявляются богатые красочные возможности инструмента. Звук гитары не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием других инструментов, что обусловило применение гитары для аккомпанемента пению и в камерных ансамблях.  

      Гитара - многоликий инструмент, поэтому часто  используется и для сольной игры. Классическая гитара – инструмент, который прекрасно подходит для  самых различных форм музицирования.[2. с107]   
 
 

      4 Использование гитары в музыкальной деятельности подростков 

      Дидактика (с греческого – поучаюший). В  педагогической науке- теория обучения, которая рассматривает формы организации деятельности школьников на уроках, содержание методическое обеспечение

      Выявив  в предыдущих параграфах формы внеклассной  работы, возможности гитары в развитии интереса детей к музыке, изучив психолого- педагогические характеристики подростка, приступили к разработке дидактического материала, основанного на классической  музыке.

      В нашей работе мы представляем его  сценарием беседы-концертом 

      Беседа-концерт "Гитара как сольный инструмент" 

      Цель: Вызвать интерес учащихся к классической гитаре  через знакомство с высокохудожественными музыкальными произведениями.

      Задачи:

       - развитие интереса к музыкальному искусству и создание социально-художественного опыта у старшеклассников;

        - выявление художественно-исполнительских возможностей гитары;

        -формирование музыкальной и слушательской культуры учащихся.

      Методы:

      - общепедагогические методы (словесный , наглядно-слуховой наглядно-зрительный);

      - специальные музыкальные методы ( метод эмоционального воздействия, метод размышления о музыке, метод эффекта удивления).

      Наиболее  значительный вклад в популяризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андрее Сеговия. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джимми Хендрикс в электрогитаре. Красота звучания гитары зависит от материала и формы корпуса. Родиной гитары стала Испания. Уже в 13 веке она стала здесь народным инструментом. Существовало 2 вида гитар - мавританская и латинская. Инструменты богато украшались инкрустациями из кости и серебра. В 16 веке появляется виуэла с более узким и выпуклым корпусом в сравнении с современной гитарой. Современные электрогитары бывают двухгрифовые и безладовые. Они оснащены в отличие от классической гитары звукоснимателями, усиливающими и преобразующими звук. На иллюстрациях представлены три самых распространенных вида гитар: классическая, полуакустическая и электрогитара.

      Мы  наблюдаем различные приёмы игры на акустических и электрогитарах, типичные для испанской музыки, сольное  и ансамблевое гитарное исполнительство, виртуозную технику и тембровое  богатство.

      СЦЕНАРИЙ  БЕСЕДЫ-КОНЦЕРТА «Гитара как иллюстративный и аккомпанирующий инструмент».

             Произведение       Комментарии       Вопросы к учащимся
      1. Дж. Фрескобальди "Ария с вариациями". Сегодняшняя наша встреча посвящена гитаре – инструменту иллюстративному, т.е. исполняющему сольно произведения различных направлений, жанров.

      Джироламо Фрескобальди итальянский композитор органист, клавесинист 16 века. Прославился  блестящими импровизациями на органе. Прозвучит " Ария с вариациями" написанная для клавесина.

Переложение для гитары А. Сеговии, который подчеркнул все особености клавесинной музыки, используя технические возможности гитары (богато украшенная мелодия трелями и мордентами).

Слышали вы до сегодняшнего момента гитару в живом исполнении?
      2. Ф. Сор "Вариации на тему Моцарта". Сеговия (1893 - 1987). Выдающийся испанский гитарист и  педагог. Издал школу игры на шестиструнной  гитаре.А. Моцарт (1756- 1791). " Какая глубина, какая смелость и какая стройность" - сказал Пушкин о музыке Моцарта. Особенность  его музыки в её контрастах, в переходах от шутки к глубокой серьёзности, от веселья к тонкой лирике. А опера "Волшебная флейта" на тему, из которой прозвучит транскрипция А. Сеговии, самое светлое и романтическое произведение Моцарта. Можно ли гитару по исполнительским возможностям поставить в один ряд со скрипкой и фортепиано?

Считаете ли вы, что исполнение классических произведений на гитаре способствует их популяризации  среди современной молодёжи?

      
      3. Д. Ален "Огонь  сердца" Д.Ален испанский композитор. Эта пьеса демонстрирует типичные приёмы игры на гитаре в испанских традициях. Приёмы: расгеадо, тремоло, тамбурин. Узнали ли вы новое о приёмах исполнения на гитаре?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Проведенные теоретические изыскания по проблеме исследования позволили нам сделать следующие выводы:

      - Познавательный интерес – важней компонент всестороннего развития личности. Познавательный интерес лежит в основе творческих способностей личности, где происходит не только овладение и присвоение, но и создание новых духовных ценностей;

      - каждая форма внеклассной работы обладает уникальными возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытию перед ними богатства и многообразия музыкального иcкусства, формирования у них потребности в общении с ним. Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении.

      -  гитара сегодня пользуется огромной популярностью во многих частях света. Классическая гитара- инструмент, который прекрасно подходит для самых различных форм музицирования. Она идеально звучит как при аккомпанировании  пению или другим инструментам, так и в сольном исполнении.

      - подбор музыкального репертуара, cоставления плана беседы, разработка сценария, представляют широкие возможности для развития интереса детей                     к классической музыке в исполнении гитары.

      Мы  считаем, чем чаще будет звучать гитара как солирующий  инструмент, тем больше она будет способствовать развитию интереса у подростков к классической музыке. 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1.  Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования:  Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В.  Николаева. - М.: Издательский центр  «Академия», 2004. - 336 с.
  2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 306 с.
  3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта./ Ю.Б. Алиев - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
  5. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  6. Беликова Е. В. Теория и методика воспитателя. Конспект лекций / Е. В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева.- М.: Эксмо, 2008.-160 с.
  7. Большая российская энциклопедия : В 30 т / Председатель Науч.- ред. совета Ю.С Осипов. отв. ред. С.А. Кравец. т 7.-М.:Большая российская энциклопедия, 2007.-767с.
  8. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Дмитриева Л.Г., Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. Л.Г Дмитриева., Н.М Черноиваненко – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 240 с
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Г.Н. Волков.-М.: Издательский центр «Академия»,1999.–168 с.
  11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1989. -  189 c.
  12. Кабалевский, Д.Б. Дело всей жизни: сборник / Д.Б. Кабалевский; сост. Е.Д. Критская. М.: Искусство, 1995. - 296 с.
  13. Коменский Я. А. Педагогическое наследие./ Я.А. Коменский М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр.
  14. Краткий педагогический словарь / под ред. В. Секачова. – М., 2007
  15. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии./ В.Г. Крысько.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.
  16. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Таррега/ Э. Пухоль – М.: Всесоюзное издательство, 1983. - 188 с.
  17. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
  18. Руднев, И.С. Русский стиль игры на классической гитаре / И.С. Руднев. – Тула: Ясная Поляна, 2002. 208 с.
  19. Советский энциклопедический словарь //под. ред – М.; Cоветская эниклопедия, 1999.
  20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т./ Б.М. Теплов. - М.: Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с.
  21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. – 256 с.
  22. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие для студентов муз. факультетов и отделений высш. и сред. пед. учеб …/ Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.

Информация о работе Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе