Классический этап развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Работа содержит 1 файл

Классический этап в развитии социологии.doc

— 39.00 Кб (Скачать)


2.       Классический этап в развитии социологии.

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Классический тип социологической научности - то есть представлений о том, что такое, собственно, социология и что и как она может и должна изучать -  восходит к О. Конту, М.Веберу, К.Марксу, В.Паретто, Г. Спенсеру и приобретает завершенный вид в работах французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Основоположником новой науки явился французский ученый Огюст Конт, изложивший в четырехтомной «Системе позитивной политики» теоретические положения позитивизма, направленные на развитие эмпирического, опытного знания, на повсеместное использование наблюдения, эксперемента, описания реальных событий и процессов.

Учение Конта состояло из двух частей, он подразделил социальную науку на два больших раздела: статику (общество представлено как целое, части которого взаимосвязаны) и динамику (общество рассматривается в развитии). Развитие обществ и государств он поставил в зависимость от «состояния человеческих умов» - теологического, метафизического и научного (позитивного).

На первой ступени в обществе господствует религия, жрецы, наиболее приемлимая форма правления - монархия, все вопросы решаются при помощи войн и насилия. На второй ступени решающим становится философское, метафизическое сознание, власть оказывается в руках философов, юристов, публицистов, но эта «критическая эпоха» порождает другую крайность - революции, анархические республики с приходом некомпетентных людей. И лишь на третьей ступени научное, позитивное сознание вытеснят военный дух и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи. Эта эра ликвидирует патологии - революции.

Главное по Конту - социальная солидарность, исчезновение ее означает распад общества. Он выступает за сильную власть, против демократии и либерализма. Конт отвергал рыночную экономику, конкуренцию, отрицательно относился к специализации труда, полагая, что это превращает человека в однобокого уродца. Государство по Конту - блюститель порядка, индивид должен подчиняться ему во весм. Основной принцип жизни - жизнь для других. Он исповедовал также принцип разделения политической и моральной власти.

Сторонником социального детерменизма, дарвинизма в социологии являлся английский ученый Герберт Спенсер. У Спенсера приоритет отдается личности, но говорится, что государство - «необходимое зло», при этом различается два типа государств - военный, основанный на принуждении, и промышленный, где процветает сотрудничество, свобода, инициатива личности. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает социальное целое (общество), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818—1883). Вклад К. Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

К. Маркс стал также основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами.

К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

Вторым представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии.

Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.

Третьим представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

 

Основные принципы классического подхода были сформулированы Дюркгеймом в работе "Правила социологического метода" , где Дюркгейм сформулировал основные правила социологического исследования:

1. Социальные факты следует рассматривать как вещи, из чего следует, что:

а) социальные факты внешни по отношению к индивиду;

б) социальные факты строго наблюдаемы и безличны, то есть являются материальными, поэтому могут быть объектами научного исследования;

в) устанавливаемые между социальными фактами отношения причинности являются основой для формулирования постоянных законов функционирования общества.

2. Необходимо отмежеваться от всех "врожденных идей", то есть:

а) социология должна быть освобождена от любых личностных пристрастий и идеологического влияния;

б) социология должна быть освобождена от всех предрассудков относительно социальных фактов.

3. Признается приоритет целого над составляющими его частями, таким образом:

а) источник социальных фактов находится не в мышлении и поведении индивидов, а в обществе;

б) общество является автономной системой, подчиненной своим собственным законам, не сводимым к сознанию или действию индивидов.

Большое внимание Дюркгейм уделил процессу разделения труда, происходившего параллельно с развитием общественной структуры (работа "Общественное разделение труда"), который, по его мнению, является в современном обществе основным цементирующим фактором. Дюркгейм отметил и негативные последствия разделения труда, которые, однако, не были заложены в самой сути этого процесса, а являются результатом ненормальных условий его протекания.

Последователем позитивистских взглядов на развитие социологического знания являлся итальянский мыслитель Вильфредо Парето, социологическая система которого - по замыслу самого автора - должна была окончательно освободить социально-политическую мысль от метафизических и умозрительных рассуждений. Парето подверг критике даже основателей позитивистской социологии Конта и Спенсера за недостаточно последовательное проведение принципа эмпирической (опытной) обоснованности знания.

Свой метод Парето назвал логико-экспериментальным. В рамках этого метода социология должна была стать столь же точной наукой, как астрономия, физика, химия. Для этого необходимо пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при обобщениях на основе наблюдений. Парето подверг сомнению правомочность применения в социологическом знании понятия причинности, так как оно выражает тип отношения, которое невозможно наблюдать, то есть четко зафиксировать. У социальных явлений не может быть какой-то одной причины, одного источника. Любое социальное явление является функцией множества факторов, поэтому социальная теория должна именно так и интерпретировать социальную реальность - как множество взаимообусловленных и взаимозависимых факторов.

 

 



Информация о работе Классический этап развития социологии