Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования: разработка и методическое обеспечение дидактического материала, способствующего развитию интереса к классической музыке для гитары;
Объект исследования: развитие интереса у подростков.
Предмет исследования: использование гитары в развитии интереса подростков к классической музыке.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие интереса и особенности его развития у подростков.
-раскрыть формы внеклассной работы по музыке.
- познакомить с историей развития классической гитары .
- разработать и методически обеспечить беседу- концерт, способствующую развитию интереса к классической музыке для гитары.
Введение ______________________________________________________ 3
1.Сущность понятия интереса и особенности его развития у
подростков____________________________________________________5
2.Формы внеклассной работы по музыке___________________________ 10
3.История развития классической гитары___________________________ 14
4.Использование гитары в музыкальной деятельности подростков____________ 18
Заключение__________________________________________________ 22
Список литературы____________________________________________ 23
Задача педагогов заключается в том, чтобы углублять и расширять интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.
Важнейшей областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес.
Особое значение познавательный интерес приобретает в школьные годы. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.
Познавательный интерес обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память, сенсорно-моторную деятельность ученика. Интерес способствует более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятельности. Он снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным.[4, c.156]
Познавательный интерес часто выступает как средство обучения, средство активизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент, позволяющий педагогу делать процесс обучения более привлекательным, выделять в нем именно те стороны, которые могут привлечь внимание учеников, заставить их волноваться и переживать, с увлечением работать над учебной задачей.
Будучи
предметом педагогического
Можно
смело утверждать, что познавательный
интерес для школьника является
самым близким, поскольку именно им
он руководствуется в своей повседневной
практике, в собственно учебной деятельности.
Это важнейший энергетический фактор,
который создает благоприятные условия
для соучастия в деятельности учителя
и учащихся.
2
Формы внеклассной работы по музыке
Внеклассная, внешкольная работа является важной составной частью процесса формирования духовной культуры у школьников и молодёжи. Отсутствие пристального внимания к воспитательной работе со стороны педагогов часто приводят к негативным последствиям в поведении учащихся. Поэтому педагогу нужно уметь интересно и с пользой организовывать досуг детей и молодёжи.
14-16
лет - переходный период между
подростковым и юношеским
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дельнейший путь. Поэтому самооценка у старшеклассников выше, чем в подростковом возрасте. Юность - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Учащиеся этого возраста могут быстро увлекаться. Поэтому внеклассная работа старшеклассников позволяет раскрыть творческий потенциал, проявить свои способности, реализовать себя.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а так же совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Организация
досуговой деятельности школьников
и внеклассных музыкальных
- соблюдать основные принцип организации внеклассной деятельности: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлечённость;
- разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащение их новыми музыкальными впечатлениями;
- подбирать художественный, иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками;
- повышать занимательность содержательность внеклассного мероприятия, новизну его элементов;
- учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал;
- направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы;
- соблюдать определённую продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Организационными формами проведения внеклассной музыкально- воспитательной работы могут быть:
Массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы и т.д.
Кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.
Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.
Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребёнка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, ганец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.
Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить её соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определённой последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участники массовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссёры, а так же определить основные обязанности между этими группами. Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника.
Существует свыше полутора десятков видов внеклассной работы. Среди них такие, как беседы, экскурсии, смотры, концерты, соревнования, праздничные шоу, утренники, музыкально - поэтические вечера и пр. Они включают в себя созидательную и исполнительскую деятельность, восприятие и творчество детей и взрослых участников.
Концертные формы проведения праздничных мероприятий давно снискали заслуженную славу. На концертах школьники имеют возможность услышать замечательные произведения музыкального искусства, а так же участвовать в них самим. Удачно подобранный концертный репертуар, развивает эстетический вкус, художественный кругозор, познавательные способности школьников, а также прививает им интерес и любовь к музыкальному искусству.
В
современной музыкальной
На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса и любви к музыке, школьники переживают самые различные чувства: радость самостоятельных открытий, восхищение красотой музыкальных сочинений, восторг, удивление и т.д.
В
центре школьного музыкально-
Интересная
форма для старшеклассников - проведение
бесед-концертов. «Увлекательная беседа,
живое слово о музыке, способное определённым
образом настроить сознание юных слушателей,
составляет одну из важнейших частей всей
музыкально-воспитательной работы… При
каких бы обстоятельствах мы ни беседовали
с детьми о музыке, - подчеркивает
Д.Б. Кабалевский, - мы ни на секунду не
должны забывать о главной задаче – заинтересовать
слушателей музыкой, эмоционально увлечь
их и заразить их своей любовью к музыке»[13
,с.17].
3 История
развития классической гитары
Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку в Испании. В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Начиная с середины XIII века, сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская.
Мавританская гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатором), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строению.
Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди любителей утонченной музыки. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары.
Классическая гитара вышла из испанской гитары, на которой изначально играли традиционную испанскую музыку, а потом вначале 20 века на этих инструментах стали играть классическую музыку. Гитара была академическим инструментом, и классы гитары появлялись в музыкальных училищах и консерваториях. Гитара уже тогда получила свое название «классической». Наиболее значительный вклад в популяризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андреас Сеговия – являющийся эталоном классической гитары. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джимми Хендрикс в рок-музыке. Ярким доказательством этому является факт, что наиболее известные классические гитаристы сегодняшнего дня являются прямыми учениками Сеговии.
В отличии от других видов гитар, конструкция классической гитары, как и техника исполнения, является давно сформировавшимся явлением, не подвергающимся не каким изменениям, и совершенствование ее происходит исключительно в плане звука. Во многом это объяснятся тем, что на этих инструментах играют по большей части академическую музыку или фолк-музыку. Хотя сыграть на гитаре можно композиции абсолютно любой стилистики (но при этом в академической манере). На классических гитарах стоят нейлоновые струны, и они предназначены исключительно для пальцевого звуко-извлечения.