Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и методическое обеспечение дидактического материала, способствующего развитию интереса к классической музыке для гитары;
Объект исследования: развитие интереса у подростков.
Предмет исследования: использование гитары в развитии интереса подростков к классической музыке.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие интереса и особенности его развития у подростков.
-раскрыть формы внеклассной работы по музыке.
- познакомить с историей развития классической гитары .
- разработать и методически обеспечить беседу- концерт, способствующую развитию интереса к классической музыке для гитары.

Содержание

Введение ______________________________________________________ 3
1.Сущность понятия интереса и особенности его развития у
подростков____________________________________________________5
2.Формы внеклассной работы по музыке___________________________ 10
3.История развития классической гитары___________________________ 14
4.Использование гитары в музыкальной деятельности подростков____________ 18
Заключение__________________________________________________ 22
Список литературы____________________________________________ 23

Работа содержит 1 файл

Афанасьев.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      Задача  педагогов заключается в том, чтобы углублять и расширять  интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

      Важнейшей областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес.

      Особое  значение познавательный интерес приобретает  в школьные годы. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.

      Познавательный  интерес обостряет творческое воображение, логическую и эмоциональную память, сенсорно-моторную деятельность ученика. Интерес способствует более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятельности. Он снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным.[4, c.156]

      Познавательный  интерес часто выступает как  средство обучения, средство активизации познавательной деятельности, как эффективный инструмент, позволяющий педагогу делать процесс обучения более привлекательным, выделять в нем именно те стороны, которые могут привлечь внимание учеников, заставить их волноваться и переживать, с увлечением работать над учебной задачей.

      Будучи  предметом педагогического исследования, как и все педагогические явления, познавательный интерес выступает во всей сложности и многозначности, прежде всего как цель воспитания, так как способствует приобщению к духовным ценностям общества. Поскольку познавательный интерес лежит в основе творческих способностей личности, то происходит не только овладение и присвоение, но и создание новых духовных ценностей. Следовательно, познавательный интерес - важнейший компонент всестороннего развития личности, выразитель ее ценностных ориентаций. Особенно важным является то, что познавательный интерес выступает как важнейший и ценнейший мотив учения, который содействует положительному отношению ребенка к школе, к урокам, собственно познавательной деятельности. Преимущества познавательного интереса как мотива учения перед всеми другими ощутимы, как видима и его взаимосвязь с другими мотивами.

      Можно смело утверждать, что познавательный интерес для школьника является самым близким, поскольку именно им он руководствуется в своей повседневной практике, в собственно учебной деятельности. Это важнейший энергетический фактор, который создает благоприятные условия для соучастия в деятельности учителя и учащихся. 
 
 
 

      2 Формы внеклассной работы по музыке 

      Внеклассная, внешкольная работа является важной составной частью процесса формирования духовной культуры у школьников и молодёжи. Отсутствие пристального внимания к воспитательной работе со стороны педагогов часто приводят к негативным последствиям в поведении учащихся. Поэтому педагогу нужно уметь интересно и с пользой организовывать досуг детей и молодёжи.

      14-16 лет - переходный период между  подростковым и юношеским возрастом.  В переходный период притупляется  острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

      Старшеклассник  прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлён  в будущее, которое притягивает и тревожит. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дельнейший путь. Поэтому самооценка у старшеклассников выше, чем в подростковом возрасте. Юность - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

      Учащиеся  этого возраста могут быстро увлекаться. Поэтому внеклассная  работа старшеклассников позволяет раскрыть творческий потенциал, проявить свои способности, реализовать себя.

      Внеклассная музыкально-воспитательная работа в  школе естественно дополняет  уроки музыки и имеет целью  расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные  знания, а так же совершенствовать исполнительские навыки и умения.

      Организация досуговой деятельности школьников и внеклассных музыкальных мероприятий  предполагает следование определённым методическим рекомендациям:

    - соблюдать основные принцип организации внеклассной деятельности: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлечённость;

    - разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащение их новыми музыкальными впечатлениями;

    - подбирать художественный, иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками;

    - повышать занимательность содержательность внеклассного мероприятия, новизну его элементов;

    - учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал;

    - направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы;

    - соблюдать определённую продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

      Организационными  формами проведения внеклассной  музыкально- воспитательной работы могут  быть:

      Массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы и т.д.

      Кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.

      Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

      Праздники, как правило, являются яркими событиями  в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребёнка. Праздник объединяет в себе различные  виды искусства: музыку, изобразительную  и драматическую деятельность, художественное слово, ганец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создаёт определённый эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.

      Важна предварительная подготовка к празднику. Необходимо выбрать тему, наполнить её соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определённой последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам: декораторы, художники, участники массовых сцен, солисты, хористы, танцоры, режиссёры, а так же определить основные обязанности между этими группами. Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (кружок фортепиано). Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствующие теме праздника.

      Существует  свыше полутора десятков видов внеклассной  работы. Среди них такие, как беседы, экскурсии, смотры, концерты, соревнования, праздничные шоу, утренники, музыкально - поэтические вечера и пр. Они включают в себя созидательную и исполнительскую деятельность, восприятие и творчество детей и взрослых участников.

      Концертные  формы проведения праздничных мероприятий  давно снискали заслуженную славу. На концертах школьники имеют  возможность услышать замечательные  произведения музыкального искусства, а так же участвовать в них  самим. Удачно подобранный концертный репертуар, развивает эстетический вкус, художественный кругозор, познавательные способности школьников, а также прививает им интерес и любовь к музыкальному искусству.

      В современной музыкальной педагогике наиболее актуальной можно считать  проблему развития интереса и любви  школьников к музыке. Если у школьников нет интереса и любви к музыке, то они отбывают положенное время  без продуктивной творческой работы, как на уроке музыки, так и на внеклассном музыкальном мероприятии. И тогда ни о каком музыкальном развитии не может быть и речи.

      На  уроках и внеклассных занятиях, где  уделяется большое внимание формированию интереса и любви к музыке, школьники  переживают самые различные чувства: радость самостоятельных открытий, восхищение красотой музыкальных сочинений, восторг, удивление и т.д.

      В центре школьного музыкально-эстетического  воспитания лежит развитие интереса и любви к музыкальному искусству. Это ставит перед учителем ряд новых сложных задач. Нужно довести до сознания старших школьников идейное содержание и художественные образы произведения, привлечь к нему внимание, заинтересованность школьников, хорошо исполнить его. Особенности музыкального искусства, обобщённость его образов, специфичность выразительных средств, требующих для их полноценного восприятия некоторой подготовки и непрерывного внимания, то есть навыков слушания музыки, - всё это вместе взятое также требует специальной работы.

      Интересная  форма для старшеклассников - проведение бесед-концертов. «Увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определённым образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы… При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке, - подчеркивает            Д.Б. Кабалевский, - мы ни на секунду не должны забывать о главной задаче – заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их и заразить их своей любовью к музыке»[13 ,с.17]. 
 

3 История развития классической гитары 
 

      Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку в Испании. В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Начиная с середины XIII века, сведения об эволюции гитары, ее свойствах и роли в музыкальной жизни становятся более точными, и все важнейшие документы опять относятся к Испании. В то время уже существовало два вида гитар - гитара мавританская и гитара латинская.

      Мавританская  гитара - овальной формы, и играют на ней преимущественно плектром (медиатором), что придает резкость ее звучанию, на которое жалуются современники. Мавританские гитары, изображенные в  сборнике "Кантиги", очень красивы по форме и строению.

      Латинская гитара имеет более сложную форму, а благодаря своему мягкому звучанию она становится популярной среди  любителей утонченной музыки. Особенности конструкции и звучания говорят о том, что латинская гитара была более близкой предшественницей современной классической гитары.

      Классическая  гитара вышла из испанской гитары, на которой изначально играли традиционную испанскую музыку, а потом вначале 20 века на этих инструментах стали играть классическую музыку. Гитара была академическим инструментом, и классы гитары появлялись в музыкальных училищах и консерваториях. Гитара уже тогда получила свое название «классической». Наиболее значительный вклад в популяризацию классической гитары сделал гениальный испанский музыкант Андреас Сеговия – являющийся эталоном классической гитары. Силу его влияния можно сравнить с такими именами как Николо Паганини в скрипичной музыке или Джимми Хендрикс в рок-музыке. Ярким доказательством этому является факт, что наиболее известные классические гитаристы сегодняшнего дня являются прямыми учениками Сеговии.

        В отличии от других видов гитар, конструкция классической гитары, как и техника исполнения, является давно сформировавшимся явлением, не подвергающимся не каким изменениям, и совершенствование ее происходит исключительно в плане звука. Во многом это объяснятся тем, что на этих инструментах играют по большей части академическую музыку или фолк-музыку. Хотя сыграть на гитаре можно композиции абсолютно любой стилистики (но при этом в академической манере). На классических гитарах стоят нейлоновые струны, и они предназначены исключительно для пальцевого звуко-извлечения.

Информация о работе Развитие интереса подростков к классической музыке для гитары во внеклассной работе