Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Психолого- педагогические особенности проявления интереса е английскому языку посредством внеклассной работы
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большоеобщеобразовательное,
воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и
расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению
культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности,
эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и
культуры другой страны.
на абстрактное мышление.
Подростки по сравнению с младшими школьниками гораздо лучше усваивают и
запоминают отвлечённый материал. По экспериментальным данным при запоминании
одного и того же конкретного материала учащиеся 6-го класса запомнили
примерно в 1,6 раза больше, чем учащиеся 4-го класса, а при запоминании
одного и того же отвлечённого
материала превосходство
четвероклассниками было уже в 2,8 раза.
К подростковому возрасту
значительно усиливается
понимания того, что надо запомнить и воспроизводить, учащиеся стараются
передавать учебный материал своими словами, обобщая его. Заучивая учебный
материал, подросток выделяет более важное, главное, уделяя ему наибольшее
внимание, составляет план изложения заучиваемого материала, выделяя в нём
смысловые части.
Для подростков характерно заметное развитие критичности мышления. Ранее
школьник слепо полагался
на авторитет учителя или
убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения,
суждения. Само по себе это ценное качество мышления, его следует развивать.
Это значит, что нужно преодолевать формирование привычки неоправданно
сомневаться, возражать, спорить, отстаивать заведомо ошибочные суждения,
упрямиться. Одним из средств формирования критичности в мышлении является
обнаружение и опровержение ошибок в суждениях.
15
ПАМЯТЬ. Одни из основных свойств личности является память. Человек,
лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Память – это одно из
необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Различают три вида памяти:
1) наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица,
звуки, цвет предметов и т.д.;
2) словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия,
термины, схемы, формулы;
3) эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от
длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень
ненадолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить
информацию на долгие годы.
Эльконин Д.Б., характеризуя память подростков, писал, что она становится
«мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по
сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей
памятью и регулировать её проявления: запоминание, воспроизведение,
припоминание.
Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто
употребляют именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используются для запоминания информации память механическая.
В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью
и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста
показали, что для подростка вспомнить – значит мыслить. Процесс запоминания
подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений
внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении
материала по этим связям между понятиями и явлениями.
Вследствие появления
в школе новых предметов
информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически.
16
В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с
памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется
интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти.
Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала.
Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток
запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором
времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится
точнее.
Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.
Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.
17
Глава 2
Методика работы педагога по развитию интереса к обучению английского языка на уроке и во внеклассной работе по предмету
2.1
Формы внеклассной работы
Потребность совершенствования школьного
образования обусловливает
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа, характеризующаяся преемственностью по отношению к классной, должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы". Своими увлекательными формами внеклассная работа создает определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся.
Процесс организации внеклассной
работы по иностранному языку можно
рассматривать как систему. Система
включает совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих
Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
1) расширение и углубление
2) стимулирование интереса
3) способствование всестороннему развитию личности.
Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками, которые меняются год от года.
18
В случае несовпадения целей внеклассной работы по иностранному языку на конкретном ее этапе с целями школьника, при отсутствии у него мотивов деятельности, вся система оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы по иностранному языку обусловливает необходимость разработки мер комплексной мотивации личности.
Мотивация является "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание.
Внеклассная работа должна быть так организована и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней. По целому ряду характеристик предмет иностранный язык существенно отличается от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику интуитивно чувствуют ученики. Иногда она может служить и некоторым основанием для складывающегося у учеников предубеждения по отношению к этому предмету. Внеклассная работа по иностранному языку должна изменить отношение учащихся к нему. Она сопровождается благожелательным, дружелюбным отношением к детям, помощью и моральной поддержкой, условиями для проявления самостоятельности и инициативы, поощрением творческого подхода .
Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Дети с большим удовольствием участвуют в конкурсе «Самый английский английский». Их любимыми видами внеклассной работы по иностранному языку являются выразительное чтение стихов, разучивание и исполнение песен на изучаемом языке, драматизация сказок.
Стремление к самоутверждению и признанию в коллективе, потребность в дружбе способствуют вовлечению учащихся в коллективную внеклассную работу по иностранному языку, такую как соревнование, коллективные игры, хоровые песни, разучивание стихов и т.д.
Проблема личности в коллективе и проблема организации общения тесно связаны. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива.
В этом году, не смотря на то, что в нашем учреждении обучаются дети до 11 лет, мы решили участвовать в конкурсе переводчиков. На данный
19
момент в конкурсе участвует одна девочка. Ребенок, родители и учителя оценили выбор текста для перевода. Одним из результатов участия в этом конкурсе стало образование коллектива единомышленников, которые на протяжении нескольких недель были жили общими интересами. Индивидуализируя внеклассную работу по иностранному языку, учителя умело стимулируют активность учащихся, предоставляют им право выбора вида деятельности и её содержания, выявляют способности учащихся (умение петь, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать, выполнять художественные переводы стихов и прозы и т.д.) и успешно их используют. Это позволяет повысить интерес учащихся к работе, активизировать их деятельность и улучшить качество всех запланированных мероприятий.
Мне бы хотелось остановиться на принципе добровольности, который означает участие всех учеников в подготовке и проведении мероприятий по иностранному языку.
Заинтересованность ученика –
вот главное условие
Ученика надо увлечь, тогда не будет необходимости зазывать его или приказывать. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
К таким разнообразным формам и видам внеклассной работы относятся массовая, групповая и индивидуальная, исходя из количества участвующих в ней. Массовыми формами внеклассной работы являются конкурсы и олимпиады. Они проводятся эпизодически и периодически. К сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше конкурсов округа и город
предлагают для начальной
Благодаря увлекательной, интересной
и захватывающей форме
Учителя подбирают содержание и оформляют идеи. А дети от формы идут к содержанию и, продвигаясь к сути, увлекаются формой.
Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, олимпиада, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, дух соревнования, любознательность,
20
стремление знать и уметь
больше других. Всё это способствует
лучшему запоминанию и
В этом году очень интересным было содержание социокультурной олимпиады по английскому языку для 4-х классов. При оптимальном объёме, содержание включало довольно много страноведческой информации. Не всем детям она оказалась по силам, т.к. оценивалось владение информацией, а не лексико-грамматические навыки, как в традиционных олимпиадах по языку. Из общего количества участников были определены именно «знатоки» по предмету.
Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, мы вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.
Внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Информация о работе Развитие интереса к иностранному языку через внеклассную работу