Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Психолого- педагогические особенности проявления интереса е английскому языку посредством внеклассной работы
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большоеобщеобразовательное,
воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и
расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению
культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности,
эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и
культуры другой страны.
1
Глава 1.
Психолого- педагогические особенности проявления интереса е английскому языку посредством внеклассной работы
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное,
воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и
расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению
культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности,
эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и
культуры другой страны.
При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя требуется
тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных
и психологических особенностей, их интересов.
Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения
определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны,
уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации
некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и
умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной
работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно
такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические
явления.
Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия
имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и
овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием
доступных и интересных методов.
В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий,
методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и
средства в проведении факультативных занятий.
2
Подростковый возраст это сложный период каждого человека, учёбе в этом
возрасте уделяют меньше времени. Именно в этом возрасте происходит активное
развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать
подростка, сосредоточить его внимание на интересной и трудной работе, ради
результата, который ожидается в будущем. Поскольку непроизвольное внимание
поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой
урок интересным
1. Особенности
среднего школьного возраста
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полу-ребенка-полувзрослого». Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту
учащихся 5 – 8 классов.
3
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему
формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое
ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей
семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых
случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое
преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он
оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов
происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение
сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового
возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной
системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные
принципы, которыми школьник
руководствуется в своем
приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия
жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости
от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться
его личность.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его
самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением
чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и
себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и
взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать
его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование
этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет
ощущения подлинной
4
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей
индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых
появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое
положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом
равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка
завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно
переживает если он находит себя хуже других. В данном периоде существует
негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и
т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным
поведением.
Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемым для него
привычные младшему школьнику формы обучения, в этом возрасте также очень
заметно изменяются психические и познавательные процессы личности.
1.1. Особенности развития внимания, памяти
Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него
деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой
деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и
выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может
соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является
профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо
управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. В школе
на уроках внимание подростков нуждается в поддержке - долгая, долгая учебная
деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. С
целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно
использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также
постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя
среди сверстников в удобной для этого ситуации.
Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания
в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его жизни. В то же
время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда
внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он
5
сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в состоянии
полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком
сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и,
кажется, непроизвольное внимание.
В процессе учения подросток
приобретает способность к
синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится
плановым, последовательным и всесторонним. Отсутствие интереса, равнодушие к
материалу – и ученик поражает поверхностью, лёгковесностью своего
восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие
его будет случайным. Нарастает умение организовывать и контролировать своё
внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно
приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала.
Развитее внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в
подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой
– обилие впечатлений, переживаний.
Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность
к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13
до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте
память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к
смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает
опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно
с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным
6
запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже
присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.
Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.
Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в
достижениях возможностей и в потерях.
2.2. Особенности развития мышления
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.
Развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,
сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность
мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению,
изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в
пользу последнего.
Воздействие непосредственных
чувственных впечатлений
воздействия слов.
Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от
мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению
теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд
последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6
класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит
его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают
осваивать мир теоретического мышления. Решающее влияние на эти изменения
оказывают особенности учебной деятельности, причем не только то, как она
организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого
подростка. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее
направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего)
мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и
представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить
в ходе рассуждения от одного суждения к другому.
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления,
7
интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что
позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
2. Способности
Что даёт основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то
деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений.
От чего это зависит? Дело в том, что каждая деятельность предъявляет
человеку определённые требования к его психическим процессам, работе
анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни могут обладать
соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если
люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в
наибольшей степени отвечают
требованиям соответствующей
и значит, что они способны к этой деятельности.
Способности – это индивидуально-
отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного
её выполнения.
Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых,
способности – это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного
человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические
особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или
высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и
помогают добиться успеха
в соответствующей
Информация о работе Развитие интереса к иностранному языку через внеклассную работу