Развитие интереса к иностранному языку через внеклассную работу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Психолого- педагогические особенности проявления интереса е английскому языку посредством внеклассной работы
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большоеобщеобразовательное,
воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и
расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению
культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности,
эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и
культуры другой страны.

Работа содержит 1 файл

Развитие интереса к иностранному языку через внеклассну работу..docx

— 57.28 Кб (Скачать)

1

 

 

Глава 1.

 

Психолого- педагогические особенности проявления интереса е английскому языку посредством внеклассной работы

                                

  Внеклассная работа  по иностранному языку имеет большое общеобразовательное,

воспитательное и развивающее  значение. Эта работа не только углубляет  и

расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению

культурологического кругозора  школьников, развитию их творческой активности,

эстетического вкуса и, как  следствие, повышает мотивацию к  изучению языка и

культуры другой страны.

При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя  требуется

тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных

и психологических особенностей, их интересов.

Выбор темы внеклассного мероприятия  для того или иного уровня обучения

определяется, с одной  стороны, объемом языкового материала, с другой стороны,

уровнем общеобразовательной  подготовки учащихся, возможностью реализации

некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и

умения учащихся, приобретенные  ими в процессе учебы  и участии  во внеклассной

работе, минимально загружать  их заучиванием нового материала, особенно

такого, который содержит незнакомые лексические единицы  и грамматические

явления.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что внеклассные  мероприятия

имеют огромное значение для  усвоения школьниками учебного материала  и

овладения  дополнительными  знаниями по иностранному языку с  использованием

доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий,

методика их проведения, требования к ним,  а также современные  методы и

средства в проведении факультативных занятий.

 

2

 

    1. Развитие интеллектуальных способностей школьников
  1. Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учащихся значительно отстает от темпов роста объема знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на усвоение знаний, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных задач.
  2. Развитие творческих способностей школьника не могло бы протекать и даже начинаться без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало познавательного, поискового и творческого процесса. Однако в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Творческие способности школьников проявляются именно в решении познавательных задач.
  3. Развитие творческих способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. 

 

Подростковый возраст  это сложный период каждого человека, учёбе в этом

возрасте уделяют меньше времени. Именно в этом возрасте происходит активное

развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно  заинтересовать

подростка, сосредоточить  его внимание на интересной и трудной  работе, ради

результата, который ожидается  в будущем. Поскольку непроизвольное внимание

поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся  сделать свой

урок интересным

1. Особенности  среднего школьного возраста               

Средний школьный возраст  – переход от детства к юности, период «полу-ребенка-полувзрослого». Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту

учащихся 5 – 8 классов.

 

 

 

3

 

У школьника подростка  этот переход связан с включением его в доступные ему

формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое

ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в  жизни своей

семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых

случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое

преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он

оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов

происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение

сердцебиения, учащенное  дыхание. Характерная особенность  подросткового

возраста – половое  созревание организма. Продолжается развитие нервной

системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные

принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не

приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия

жизни.

Правильно организованному  воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости

от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет  складываться

его личность.

Когда ребенок вступает в  подростковый возраст (7 класс), в развитии его

самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением

чувства взрослости. Это  чувство выражает совершенно новое  отношение к миру и

себе.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и

взрослым нет никакой  разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать

его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование

этого возраста – ребенок  ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет

ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание  в признании его среди взрослых.

4

 

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей

индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых

появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое

положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом

равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная  самооценка

завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно

переживает если он находит себя хуже других. В данном периоде существует

негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и

т.д. Недовольство собой часто  выражается «меланхолией» или агрессивным

поведением.

Постепенно нарастающая  взрослость подростка делает неприемлемым для него

привычные младшему школьнику формы обучения, в этом возрасте также очень

заметно изменяются психические  и познавательные процессы личности.

     1.1. Особенности развития внимания, памяти

Подросток может хорошо концентрировать  внимание в значимой для него

деятельности: в спорте, где  он может добиться высоких результатов, в трудовой

деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться  и

выполнить тонкую работу, в  общении, где его наблюдательность может

соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является

профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо

управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. В школе

на уроках внимание подростков нуждается в поддержке - долгая, долгая учебная

деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. С

целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно

использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также

постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя

среди сверстников в удобной  для этого ситуации.

Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и  об апофеозе внимания

в отдельные, значимые для  самолюбия подростка моменты  его жизни. В то же

время те же отроки могут  впасть в состояние глубокого  утомления,  когда

 

внимание, кажется, вовсе  исчезает из состава познавательных процессов. Он

5

 

сидит, если можно - лежит  с полузакрытыми глазами и  находится в состоянии

 

 

полной прострации, в состоянии  легкого угнетения, сопровождающегося  упадком

сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и,

кажется, непроизвольное внимание.

В процессе учения подросток  приобретает способность к сложному аналитико-

синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится

плановым, последовательным и всесторонним. Отсутствие интереса, равнодушие к

материалу – и ученик поражает поверхностью, лёгковесностью своего

восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но  восприятие

его будет случайным. Нарастает  умение организовывать и контролировать своё

внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно

приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Значительный прогресс в  запоминании словесного и абстрактного материала.

Развитее внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в

подростковом возрасте формируется  устойчивое, произвольное внимание, с  другой

– обилие впечатлений, переживаний.

Подросток уже способен управлять  своим произвольным запоминанием. Способность

к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13

до 15-16 лет наблюдается  более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте

память перестраивается, переходя от доминирования механического  запоминания к

смысловому. При этом перестраивается  сама  смысловая память - она приобретает

опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно

с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным

 

6

 

запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже

присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.

Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко  повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в

достижениях возможностей и в потерях.

                    2.2. Особенности развития мышления                   

В процессе учения очень  заметно совершенствуется мышление подростка.

Развивается способность  активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,

сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность

мыслительной деятельности подростка – способность к  абстрактному мышлению,

изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в

пользу последнего.

Воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается  сильнее

воздействия слов.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время  перехода от

мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями  к мышлению

теоретическому. При этом переход на новый уровень  осуществляется через ряд

последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6

класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит

его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники  начинают

осваивать мир теоретического мышления. Решающее влияние на эти  изменения

оказывают особенности учебной  деятельности, причем не только то, как  она

организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого

подростка. Организация учебной  деятельности должна обеспечить ее

направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего)

мышления, мышления, основанного на оперировании  не конкретными образами и

представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить

в ходе рассуждения от одного суждения к другому.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления,

7

 

интеллектуальной активности, творческого подхода к решению  задач, что

позволяет рассматривать  возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

    2. Способности                             

Что даёт основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то

деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений.

От чего это зависит? Дело в том, что каждая деятельность предъявляет

человеку определённые требования к его психическим процессам, работе

анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни могут обладать

соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если

люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в

наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это

и значит, что они способны к этой деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические  особенности человека,

отвечающие требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного

её выполнения.

Обратим внимание на важнейшие  стороны этого определения. Во-первых,

способности – это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного

человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические

особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или

высокий рост (особенности  баскетболиста) не являются способностями, хотя и

помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец,

Информация о работе Развитие интереса к иностранному языку через внеклассную работу