Развитие диалогической речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить современное состояние теории и методики развития диалогической речи дошкольников.
Объект исследования – процесс речевого развития детей в системе дошкольного образования.
Предмет исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста и уровень её изученности в литературе.
В соответствии с темой, предметом и целью исследования были намечены следующие задачи: исследовать теоретическую и методическую литературу по вопросу развития диалогической речи дошкольников; практически исследовать уровень развития речи современных дошкольников.

Содержание

Введение. 3
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Диалог как объект исследования в современной науке. 5
Своеобразие детского диалога. 13
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. 18
II. Развитие диалогической речи у детей в опытной работе.
Характеристика диалогической речи детей. 22
Методические приемы обучения детей диалогическим умениям. 24
Выводы. 30
Библиография. 33
Приложение. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

     В-третьих, беседы можно вести о том, что  окружает ребёнка в его повседневной жизни: о предметах быта и труда, игрушках, одежде, мебели, посуде, игрушках, транспорте, бытовой технике и  о многом другом.

     В-четвёртых, можно разговаривать о различных  занятиях людей, окружающих ребёнка, например, о развлечениях и о труде.

     В-пятых, очень часто применяются беседы природоведческого характера. К  ним можно отнести беседы об объектах и явлениях живой и неживой  природы.

     В-шестых, в старших группах, когда ребёнок  научится несколько абстрагироваться от окружающего, проводятся беседы об общественной жизни, об известных личностях, о Родине, воспитывающие эстетическое восприятие действительности, патриотизм.

     Беседу  воспитателя с детьми, возникающую  в свободном речевом общении, называют неподготовленной беседой  или разговором.  Необходимо различать  разговор и беседу как специальное  занятие, к которой детей заранее  готовят, и, следовательно, являющуюся подготовленной беседой. 
По мнению составителей книги «Методика развития речи детей дошкольного возраста»: «Неподготовленная беседа, например, во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д., неподготовленной в собственном смысле этого слова является только для детей (они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание); воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми уже тем, что он получает профессиональное образование, важнейшим компонентом которого является умение говорить с детьми так, чтобы своей речью учить их родному языку. Он должен хорошо владеть разговорным синтаксисом родного языка, его интонациями; если же этого нет, то встает вопрос о его профессиональной непригодности. Таким образом, к беседе, возникающей спонтанно в силу необходимости в речевом общении, воспитатель не готовит специально грамматическую форму своей речи и ее звучание (фонологию), доверяясь своему языковому чутью, но тему каждой беседы он обязан готовить» \12.\

     Специальные занятия по развитию диалогической  связной речи проводятся двумя основными  методами: методом разговора и  методом имитации. Чаще всего данные методы реализуются с помощью  основных приёмов: приемами подготовленной беседы, либо приемами театрализации, имитации и пересказа.

     Подготовленная  беседа имеет две основные цели: прямую и косвенную. Прямой целью  беседы является необходимость научить  детей правильно беседовать, соблюдая правила вежливости, а косвенной  – активизировать словарь детей, учить правильно произносить  звуки и употреблять грамматические формы.

     Такую беседу называют подготовленной, потому что за некоторое время перед  занятием (это может быть несколько  часов или даже дней) воспитатель, как бы ненароком, обращает внимание детей на  те предметы или явления, которые, впоследствии, станут темой  беседы. Это может быть и неподготовленная беседа на ту же или близкую тему.  Лучшим завершением для беседы будет  яркое, запоминающееся действие, такое  как, например, чтение художественного  произведения на ту же, или близкую  тему.

     Беседуя под руководством воспитателя, дети тренируются в построении фраз в  диалоге, приобретают некоторые  грамматические навыки, такие как, например, склонение имён существительных, согласование существительного с прилагательным и многое другое. В то же время  обогащается и активизируется словарь  детей,  совершенствуются произносительные навыки. В полной мере реализуются  и воспитательные цели: педагог учит детей слушать товарищей, сдерживаться и не перебивать говорящего. 
В  процессе беседы, воспитатель может помогать детям. Он может подсказывать детям не усвоенные ими сложные грамматические конструкции, интонацию,  правильное использование причастий и деепричастий.

     Методика  проведения бесед в группах разного  возраста не имеет каких-либо кардинальных различий. С возрастом усложняется  лишь программное содержание занятий, количество новой лексики, звуков, которые  дети должны усвоить на занятии.

     Так как речь идёт именно о подготовленной беседе, воспитатель должен заранее  составить план беседы. Обязательными  составляющими беседы являются: вступление, развитие темы разговора и концовка.

     Во  вступлении воспитатель привлекает внимание детей к теме разговора. Это может быть загадывание загадок, чтение произведений или просто интересная завязка беседы. В то же время, вступление – это идеальное место для  введения сюрпризного момента, который  надолго привлечет внимание детей  к данной теме.

     Важно, чтобы воспитатель подготовил план беседы, потому что дети дошкольного  возраста с лёгкостью отвлекаются, и целью воспитателя должно быть возвращение темы разговора к  запланированной. «Занятие-беседа призвано вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему» \12.\

     Желательно, чтобы беседа заканчивалась выводами воспитателя о том, « … что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы». Беседа может заканчиваться рассматриванием картины, чтением художественных произведений и отгадыванием загадок.

     Обязательным  является участие всех детей в  беседе, поэтому её следует организовывать так, чтобы все дети принимали  в ней участие. Ребёнок, который  во время проведения беседы является пассивным слушателем, не упражняется в говорении, то есть не реализует главную цель беседы. Желательно проводить беседу с ограниченным числом детей, даже если это повлияет на количество программного содержания, усваиваемого детьми.

     Вторым  методом обучения детей диалогической  речи являются приёмы театрализации  художественных произведений, таких  как рассказы, сказки, стихотворения. Для пересказа «по ролям» воспитатель  использует произведения, в которых  преобладает диалогическая речь. Пересказ в лицах способствует обогащению словаря детей, развитию выразительности  их речи.

     В детском саду используются такие  приёмы театрализации, как игра-инсценировка, кукольный театр и театрализованное выступление. При этом дети могут  быть и исполнителями ролей, и  зрителями.

     Инсценировка-игра может проводиться двумя способами. Одним из них является дословный  пересказ детьми художественного произведения.  При этом текст, который должны говорить дети, сначала произносит воспитатель, а затем – дети. Вторым способом проведения игр-инсценировок является сюжетно-ролевая игра, в которой  дети свободно пересказывают  хорошо знакомое детям произведение.

     «Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного  произведения» \12.\  Дети выступают со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей. При этом театрализованное представление проводится для родителей, на утреннике, или в другой группе. Дети выступают в театральных костюмах, которые могут изготовить сами дети или их родители: повязки с изображением персонажа, хвостики, шапочки.

     Существует  несколько форм кукольного театра: театр игрушек, пальчиковый театр, теневой театр, настольный плоскостной  театр. Проводя театральное представление, дети произносят по ролям текст художественного  произведения, при этом действуя за героев этого произведения игрушками.

     «Перечисленные  виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в  старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем  самым развивая навыки речи». \12.\

     Методические  приемы обучения детей диалогическим  умениям, такие как разговор, беседа, инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр « … во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста» \12.\, так как они развивают диалогическую речь детей попутно с остальными аспектами развития речи. 

     Заключение 

     В соответствии с темой, предметом  и целью исследования мной были намечены следующие задачи: исследовать теоретическую  и методическую литературу по вопросу  развития диалогической речи дошкольников; практически исследовать уровень  развития речи современных дошкольников.

     Для решения поставленных мною задач  были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и  синтез  психолого-педагогической и  методической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа и констатирующий эксперимент.

     В результате исследования литературы можно  сформулировать единое теоретическое  представление об обучении дошкольников диалогической речи.

     Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции  языка. Учёные называют диалог первичной  естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

       Речь ребёнка  должна быть  развита настолько, чтобы ребёнок  в полной мере мог реализовывать  коммуникативную компетенцию.

     Исследователи данного вопроса подчеркивают саму необходимость развивать диалог ребёнка, пусть и разными методами. Большинство авторов настаивают на том, что занятия по развитию речи в детском саду необходимы, но, в то же время, и подчёркивают важность живого общения, свободной диалогической речи ребёнка со сверстниками.

     Общением  сопровождается любая деятельность ребёнка – будь то игра, учёба  или труд. Поэтому, свободное общение  играет большую роль в развитии диалогических  умений дошкольников.

     В результате проведённого мной эмпирического  исследования, можно сказать, что  диалогическая речь даже в среднем  дошкольном возрасте носит ситуативный характер. Ей свойственны некоторые недостатки, которые были описаны в исследованной мной литературе.

     Главной проблемой диалогической речи дошкольника  является преобладание ситуативной  речи, односложной, состоящей из простых, нераспространённых предложений. Ребёнок  не способен грамматически правильно  построить распространённое предложение.

     Важную  роль играет недостаточный или слабо  активизированный словарный запас  ребёнка. И наоборот, богатство детской  речи нелитературными словами и  выражениями, сленговыми или жаргонными выражениями.

     Ситуации, в которых ребёнок просто не может  сформулировать вопрос или построить  краткий или развёрнутый ответ, значительно усложняют понимание  речи дошкольника.

     Кроме того, можно столкнуться и с  отсутствием навыков культуры речи, когда ребёнок не умеет использовать интонации, регулировать громкость  голоса и темп речи. К тому же у  многих детей дошкольного возраста слабо развита дикция.

     Немаловажно так же и отсутствие у ребёнка  логического обоснования своих  утверждений и выводов.

     Причинами этих проблем является педагогическая запущенность, которая становится всё  меньшей и меньшей редкостью  в наши дни.

     Таким образом, можно сказать, что к  окончанию дошкольного учреждения ребёнок должен полностью овладеть диалогической формой речи, но, как  правило, в силу различных обстоятельств  он может испытывать определённые затруднения.

     В связи с вышеизложенным можно  говорить о реально существующих противоречиях:

     на  социально-педагогическом уровне: между  социальной значимостью развития диалогической  речи в дошкольном возрасте и низким уровнем развития диалогической  речи у детей даже в старшем  дошкольном возрасте;

     на  научно-теоретическом уровне: между  необходимостью обновления технологий развития диалогической речи у дошкольников и недостаточной разработанностью теоретических основ данного  процесса;

     на  научно-методическом уровне: между  обучающим потенциалом различных  методов и приёмов в развитии диалогической речи у детей и  отсутствием научно-методических разработок по их применению как средства развития диалогической речи у дошкольников. 

 

     

     Библиография

  1. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // Дошкольное воспитание, 2001, №1.
  2. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей.  М., 2008.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  4. Белошистая А., Смога А. Развиваем связную речь детей // Дошкольное воспитание, 2009, №7.
  5. Братченко С.Л.  Личность, Общение, Диалог
  6. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. , 2000,  № 6.
  7. Лосева И.И. теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2009.
  8. Менг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как лингвистическая реальность. — М., 1982.
  9. Песняева Н.А. Развитие диалогической речи младшего школьника // архив журнала Управление начальной школой
  10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1978.
  11. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.
  12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977.
  13. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. — М., 1961.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  15. Юрьева Н.М, Детский диалог: психологические функции // Семантика речевой деятельности (на материале онтогенеза). - М., 1988.

Информация о работе Развитие диалогической речи дошкольников