Развитие диалогической речи дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить современное состояние теории и методики развития диалогической речи дошкольников.
Объект исследования – процесс речевого развития детей в системе дошкольного образования.
Предмет исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста и уровень её изученности в литературе.
В соответствии с темой, предметом и целью исследования были намечены следующие задачи: исследовать теоретическую и методическую литературу по вопросу развития диалогической речи дошкольников; практически исследовать уровень развития речи современных дошкольников.

Содержание

Введение. 3
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Диалог как объект исследования в современной науке. 5
Своеобразие детского диалога. 13
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. 18
II. Развитие диалогической речи у детей в опытной работе.
Характеристика диалогической речи детей. 22
Методические приемы обучения детей диалогическим умениям. 24
Выводы. 30
Библиография. 33
Приложение. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.81 Кб (Скачать)

     Если  общение мы определяем как совместное бытие индивидов, то диалог - совместное бытие равноправных личностей.  Диалог и монолог - абстрактные, теоретически выделенные полюса в пространстве реального  многообразия МО.

     Таким образом, исходя из теории С.Л.Братченко, « … что межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого  развития», именно готовность и способность  к диалогу можно считать высшим уровнем развития коммуникативной  компетентности. Поэтому,  направленность на диалогическое общение можно  назвать главной целью подготовки к общению и коммуникативной  компетентности как таковой.

     Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции  языка. Учёные называют диалог первичной  естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

     Поставив  перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А.М. Леушина  собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных  задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребёнка \2.\. По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что её содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учёта им той или иной ситуации \14.\.

     По  данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда  они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая  конструкция: ребёнок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как  бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д.  Это существенный этап в  речевом развитии ребёнка. Ситуативный  способ изложения как бы прерывается  пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают  интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором  происходит как бы разговор с самим  собой.

     З.М. Истомина считает, что ситуативность  речи у старших дошкольников заметно  снижается. Это выражается, с одной  стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных  жестов при рассказывании. Словесный  образец оказывает решающее влияние  на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных  моментов. Но опора на наглядный  образец усиливает ситуативные  моменты в речи детей, снижает  элементы связности и увеличивает  моменты экспрессивности.

     Не  менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством  общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь \14.\.

     У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок  отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми, если это необходимо, ответами. Развивается умение оценивать  высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.  Однако дети всё ещё чаще нуждаются  в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемым  предметам или явлениям у них  развито недостаточно \6.\.

     В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи \14.\.

       М.И. Лисина выделила две новые  формы общения в дошкольном  детстве, общим для которых  является их внеситуативный характер. Основное средство внеситуативного  общения - речь. В трех-четырехлетнем  возрасте на смену деловому  сотрудничеству приходит познавательная  форма общения. Разворачивается  внеситуативно - познавательное  общение. Ведущий мотив этой  формы общения — познание. Оно  включено в процесс совместного  со взрослым ознакомления с  физическим миром, в процесс  «теоретическою» сотрудничества.

     В этот период ребенок задает множество  вопросов — о животных, природе, планетах, что из чего сделано и  как работает, поэтому теперь взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому — нуждается в уважении. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

     Рассматривая  точки зрения разных исследователей речи дошкольников, можно прийти к  выводу, что все исследователи  рассматривали диалог с разных позиций, и, соответственно, в своих работах  раскрывали различные аспекты диалогической  речи. Поэтому, полное и адекватное действительности суждение можно сформировать, лишь проанализировав работы разных авторов, которые, по некоторым вопросам, дают весьма противоречивую информацию. 
 

 

     

     Своеобразие детского диалога.  

     В этом разделе я хотела бы охарактеризовать диалогическую речь ребёнка дошкольного  возраста, какого уровня развития она  достигла, и какие специфические  особенности её отличают.

     В разных источниках и с точек зрения разных авторов диалогическая речь ребёнка характеризуется немного  по-разному, но мнения авторов сходятся в одном - она должна быть развита  настолько, чтобы ребёнок в полной мере мог реализовывать коммуникативную  компетенцию.

     С развитием речи ребёнка связано, в первую очередь, развитие его мышления. Не меньшую роль в развитии речи играет развитие внимания и  памяти. На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью  активно развивается и воображение. В.В. Давыдов утверждал, что воображение  составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к  созиданию нового в различных  сферах деятельности». Воображение  — важнейшее психическое новообразование  дошкольного детства. Воображение  опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности.

     К концу дошкольного возраста при  определенных условиях воспитания ребёнок  начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что  имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

     Диалог  является естественной средой развития личности. Уровень связной разговорной  речи зависит от состояния словаря  ребёнка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.

     Развитие  диалогической речи происходит одновременно с расширением словаря ребёнка, развитием грамматического строя  его речи. В это же время появляется детское словесное творчество и  постепенно убывает эгоцентризм  речи. Функции речи постепенно меняются: из ситуативной она постепенно переходит в контекстную, становится орудием общения, орудием получения новых знаний. Речь становится орудием мышления.

     Не  требует доказательства тот факт, что речь ребёнка не возникает  сама по себе, у ребёнка появляется потребность в общении. М.И. Лисина выделила четыре вида содержания потребности  в общении ребёнка со взрослым в первые семь лет его жизни: потребность  в доброжелательном внимании, потребность  в сотрудничестве, потребность  уважительном отношении взрослого и потребность  во взаимопонимании и сопереживании.

     В то же время диалогическая речь ребёнка  стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, такими как ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника и многими другими. Какие личные особенности ребенка-партнера имеют значение для его успеха в дружеских отношениях?  Это, в основном, стиль общения ребенка со своими товарищами: мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность. Также важны объективные условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и прочее.

     Для упрощения оценки и характеристики речи детей учеными был разработан ряд критериев, которым ребёнок  должен соответствовать для полноценного развития диалогической речи.

     Основная  цель развития диалогической речи у  дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для  этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Диалогическая  речь должна развиваться разносторонне.

     С одной стороны, ребёнок должен научиться  вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на его реплики, используя ответ и вопрос, сообщение, дополнение, просьбу или предложение  и другие формы общения.

     С другой стороны, он должен уметь беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаясь от неё, уметь переспрашивать, обоснованно доказывать свою точку зрения и выражать своё отношение к теме и предмету разговора.

     Кроме того, ребёнку нужно научиться  говорить спокойно, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, используя  мимику и жесты. Немаловажно так  же и умение употреблять в речи формулы речевого этикета, диалогические  клише. Ребёнок должен научиться  вести диалог не только с одним  собеседником но и в группе из трёх-пяти человек и более.

     Ребёнок должен приобрести все эти умения на специально организованных занятиях в детском саду и в процессе свободного речевого общения в саду и дома. Период от трёх до семи лет  наиболее благоприятен для формирования диалогической речи ребёнка. Но в  условиях темпа современной жизни  и, усугубляющего положение, отсутствия детских садов слишком мало времени  уделяется развитию речи детей. Поэтому, в наше время, образная, грамматически  и синтаксически правильная речь, богатая синонимами, дополнениями и  описаниями речь становится всё более  редким явлением.

     Несмотря  на работу воспитателей в речи детей  наблюдаются многие проблемы. Не все  из них можно отнести к конкретно  проблемам развития диалогической  речи, но все они влияют на общий  уровень развития речи ребёнка.

     Главной проблемой диалогической речи дошкольника  является преобладание ситуативной  речи, односложной, состоящей из простых, нераспространённых предложений. Ребёнок  не способен грамматически правильно  построить распространённое предложение.

     Важную  роль играет недостаточный или слабо  активизированный словарный запас  ребёнка. И наоборот, богатство детской  речи нелитературными словами и  выражениями, сленговыми или жаргонными выражениями.

     Ситуации, в которых ребёнок просто не может  сформулировать вопрос или построить  краткий или развёрнутый ответ, значительно усложняют понимание  речи дошкольника.

     Кроме того, можно столкнуться и с  отсутствием навыков культуры речи, когда ребёнок не умеет использовать интонации, регулировать громкость  голоса и темп речи. К тому же у  многих детей дошкольного возраста слабо развита дикция.

     Немаловажно так же и отсутствие у ребёнка  логического обоснования своих  утверждений и выводов.

Информация о работе Развитие диалогической речи дошкольников