Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить современное состояние теории и методики развития диалогической речи дошкольников.
Объект исследования – процесс речевого развития детей в системе дошкольного образования.
Предмет исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста и уровень её изученности в литературе.
В соответствии с темой, предметом и целью исследования были намечены следующие задачи: исследовать теоретическую и методическую литературу по вопросу развития диалогической речи дошкольников; практически исследовать уровень развития речи современных дошкольников.
Введение. 3
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Диалог как объект исследования в современной науке. 5
Своеобразие детского диалога. 13
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. 18
II. Развитие диалогической речи у детей в опытной работе.
Характеристика диалогической речи детей. 22
Методические приемы обучения детей диалогическим умениям. 24
Выводы. 30
Библиография. 33
Приложение. 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Теории и Методики Начального Образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Методика развития речи с практикумом
по выразительному чтению
На тему:
«Развитие диалогической речи дошкольников»
Подготовила: Касенкова А.
ДОВ 1 Б 5В 010100
Проверила:
Веригина Н.А.
Усть-Каменогорск
2011
План
Введение. 3
II. Развитие диалогической речи у детей в опытной работе.
Выводы. 30
Библиография. 33
Приложение. 34
Введение
Актуальность темы исследования: Развитие речи детей дошкольного возраста – это одна из наиболее важных задач обучения ребёнка в детском саду. Речь является важным новообразованием дошкольного возраста, которое открывает ребёнку доступ к культурно-историческому опыту своего народа, с помощью речи развивается познавательная сфера и мышление ребёнка, формируется его внутренний мир.
Важную
роль в развитии речи дошкольников
играет диалог, так как в нём
формируются и проявляются
Участие ребёнка в общении происходит с помощью диалогической речи, овладение которой является необходимым условием полноценного и разностороннего развития малыша и его активности в общении с окружающими его людьми. Именно поэтому одной из важнейших ключевых компетенций, которыми должен владеть ребёнок в дошкольном возрасте является коммуникативная компетенция.
Приоритетность
задачи развития диалогической речи
в речевом образовании
Цель исследования – определить современное состояние теории и методики развития диалогической речи дошкольников.
Объект исследования – процесс речевого развития детей в системе дошкольного образования.
Предмет исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста и уровень её изученности в литературе.
В
соответствии с темой, предметом
и целью исследования были намечены
следующие задачи: исследовать теоретическую
и методическую литературу по вопросу
развития диалогической речи дошкольников;
практически исследовать
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: наблюдение, беседа и констатирующий эксперимент.
Диалог как
объект исследования в современной
науке.
В
современной науке диалог рассматривается
как часть общения, как основа
коммуникативной
С
точки зрения швейцарского ученого
Жана Пиаже речь детей можно разделить
на две основные крупные группы:
эгоцентрическую и
Такая
форма речи со временем теряется, так
как она вызвана временным, имеющимся
только в определённом возрасте психологическим
состоянием ребёнка, едва научившегося
говорить. В этом возрасте ребёнок
«… говорит либо для себя, либо ради
удовольствия приобщить кого-нибудь
к своему непосредственному действию».\
Ж. Пиаже относил к этой группе три категории детской речи: повторение или эхолалия, монолог и коллективный монолог.
Эхолалия - это бессмысленное повторение ребёнком речи взрослого, отдельных слов или слогов. «Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий еще в себе, видимо, никакого общественного элемента» \10.\
Монолог в раннем возрасте – это вид речи, когда ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал и ни к кому не обращался.
Монолог вдвоем или коллективный монолог - это речь нескольких детей, внешне имеющая признаки диалога, но, по сути, являющаяся одновременным монологом нескольких детей. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо выражает парадоксальность детских разговоров, … во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». \10.\
В
данной работе, я в большей мере
заинтересовалась последней категорией
детской речи. Причиной этого послужил
тот факт, что коллективный монолог,
со временем и при правильной коррекции
перерастает в полноценный
К социализированной речи, наиболее важной в этом исследовании, Ж. Пиаже относил адаптированную информацию, критику, приказания, просьбы, угрозы, вопросы и ответы.
Адаптированная информация во многом схожа с коллективным монологом. Существенным критерием этой категории является то, что если это адаптированная информация, то ребенок становится на точку зрения собеседника, который не заменяется легко первым встречным.
Детская критика - это специфические замечания по отношению к собеседнику. « …эти замечания скорее аффективны, чем интеллектуальны: они подтверждают превосходство моего «я» и принижают «я» другого. Вследствие этого последнего факта можно было бы попытаться отнести эту группу к эгоцентрическим категориям; но термин «эгоцентрический» взят здесь, конечно, в интеллектуальном, а не моральном смысле. Но, разумеется, надо признать, что различие между критикой и адаптированной информацией крайне тонкое. Это различие может раскрыть лишь контекст» \10.\
Приказание, просьбы и угрозы - это явное воздействие одного ребенка на другого. «С самого начала ребенок общается к себе подобными не для того, чтобы сообща думать и обмениваться размышлениями, а для того, чтобы играть. Вследствие этого доля интеллектуального обмена доводится до пределов крайней необходимости. Остальная часть речи будет служить действию, и состоять из приказаний и т. п.» \10.\
Вопросы. Большинство вопросов, задаваемых детьми детям же, вызывает ответ, поэтому их можно отнести к социализированной речи. А к ответам можно отнести лишь те ответы, даваемые на собственно вопросы (с вопросительным знаком) и на приказания, а не ответы, даваемые во время диалога на предложения, не являющиеся вопросами, но относящиеся к информации.
Таким образом, в работах Ж. Пиаже, диалог представлен с точки зрения своей коммуникативной функции, с точки зрения важности социализации ребёнка дошкольного возраста в коллективе сверстников. Им описано значение и фактические результаты экспериментов и наблюдений за общением детей. С моей точки зрения, важную роль в работах Ж.Пиаже имеет разделение социально-ориентированного общения и, так называемого, эгоцентрического, которое, по сути, общением и не является.
В работе С.Л.Братченко, в своей теории отталкивающегося от концепции М.М.Бахтина, была изложена сущность межличностного общения, описана его структура и структура коммуникативной компетентности.
По
теории С.Л.Братченко, межличностное
общение может происходить
Основание для деления общения на монолог и диалог – это не число участников и не формальные характеристики процесса общения. В данной работе они делятся в зависимости от личностных позиций общающихся, той "внутренней устремленности личности", в основе которой - ценностно-смысловые "установки сознания, нравственно значимые и ответно активные" \3.\. То есть основанием для типологии служат те характеристики общения, которые были обозначены С.Л.Братченко как личностный компонент общения.
Главной из этих установок является установка, определяющая ориентацию личности в координатах "я" и "другой": диалог предполагает взаимные установки на равноправие.
«Отношение
к "другому" в общении находит
выражение в "концепции собеседника".
Диалогу соответствует
По
его концепции, в основе диалога
лежат отношения взаимного
Когнитивный компонент межличностного общения, взаимопознание, рассматривается как активный, творческий процесс преодоления дискретности, то есть прерывистости общения, взаимного проникновения во внутренний мир друг друга, свободный от стереотипов и предубеждений, с опорой на рефлексию обоих участников диалога.
В диалоге так же можно встретить эмоциональный компонент - сочувствие, доброжелательность и терпимость, ровность и адекватность, как оценок, так и самооценок.
В
диалоге, личность и внутренний мир
обоих собеседников, открытые друг
для друга, опираются на взаимное
утверждение себя как личности, устанавливают
этически равноправные отношения. При
этом оба собеседника получают неограниченные
возможности для взаимного
Информация о работе Развитие диалогической речи дошкольников