Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить современное состояние теории и методики развития диалогической речи дошкольников.
Объект исследования – процесс речевого развития детей в системе дошкольного образования.
Предмет исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста и уровень её изученности в литературе.
В соответствии с темой, предметом и целью исследования были намечены следующие задачи: исследовать теоретическую и методическую литературу по вопросу развития диалогической речи дошкольников; практически исследовать уровень развития речи современных дошкольников.
Введение. 3
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Диалог как объект исследования в современной науке. 5
Своеобразие детского диалога. 13
Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. 18
II. Развитие диалогической речи у детей в опытной работе.
Характеристика диалогической речи детей. 22
Методические приемы обучения детей диалогическим умениям. 24
Выводы. 30
Библиография. 33
Приложение. 34
Причинами этих проблем является педагогическая запущенность, которая становится всё меньшей и меньшей редкостью. «Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем»
Многие
исследователи подчеркивают первичную
роль диалога в развитии монологической
связной речи. Исследованием этого
вопроса занимались Л. Леонтьев, О. Ушакова,
Е Струмина, А. Шахнорович и многие
другие отечественные учёные. С 3 до
5 лет развивается ситуативно-
Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста, а в традиционной методике считается, что диалог более характерен для старшего дошкольного возраста.
Диалог – это самая
Таким
образом, можно сказать, что к
окончанию дошкольного
Обзор
педагогической литературы по вопросам
развития диалогической речи у детей
дошкольного возраста.
В
современной педагогической литературе
можно найти разнообразные
Единым в каждом из этих источников остаётся только сама необходимость развивать диалог ребёнка, пусть и разными методами. Большинство авторов настаивают на том, что занятия по развитию речи в детском саду необходимы, но, в то же время, и подчёркивают важность живого общения, свободной диалогической речи ребёнка со сверстниками.
«Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не "хорошо отвечающего", а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только учителя, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.» \песняева\
Современные педагоги, сталкиваясь с проблемами нынешних дошкольников, выявляют наиболее актуальные аспекты развития диалогической речи.
«Диалог осваивают, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения с ним малыш переносит в свои взаимоотношения со сверстниками в различные коллективные занятия: игры-драматизации, в деятельность оперативного типа и многое другое» \1.\
«Потом мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность.
Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи» \9.\
Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы. Исследования А. Шахнорович, К. Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи.
«Следующая
составляющая опыта работы – педагогические
условия развития диалогического общения.
В концепции программы «
-
субъект-субъектное
-
вариативность (разнообразие
- диалог в речевом развитии, словотворчество как продукт детской деятельности» \9.\
Но необходимость развития диалогической речи прослеживается не только в работах современных учёных, но и в фундаментальных трудах великих педагогов двадцатого века.
В
детском саду Л.К. Шлегер практиковались
и свободные разговоры с
«От простой понятной песенки, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-нибудь на диване, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, оставляющие в ней неизгладимые следы... В семье, где высоко поднято знамя родного языка, из повседневной жизни которой не выброшена родная литература, где властно царит живое слово, выдвигается речь ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряется малейшее проявление литературных вкусов и исканий, язык нормального ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне»
На
заре своей педагогической деятельности,
да и в последующие годы, Тихеева
оставалась приверженцем семейного
воспитания. И в нем она видела
основную среду для развития речи
детей: Детский сад, по мнению Е.И.Тихеевой,
является помощником семьи в развитии
речи детей. «Сущность задачи детского
сада заключается в том, чтобы
усвоить и принять все
Не смотря на то, что каждый из авторов придерживался своих теорий, каждый из них определял непосредственное общение ребёнка с окружающими как главный компонент развития диалогической речи детей.
Характеристика диалогической речи детей
.
Для характеристики диалогической речи детей мной был использован метод констатирующего эксперимента и, в качестве дополнительного, метод включенного наблюдения.
Объектами моего наблюдения стали два мальчика: Артём (4 года 11 месяцев) и Влад (5 лет 2 месяца). Объекты наблюдения ранее знакомы между собой, находятся в дружеских отношениях, но ходят в разные детские сады.
Предметом наблюдения было диалогическое общение детей друг с другом, с их родителями.
Целью наблюдения являлось выявление уровня развития диалогической речи мальчиков.
Задачи,
которые стали основой
Для проведения эксперимента необходимо было поставить детей в интересные для них ситуации, провоцирующие общение между ними. Эксперимент реализовывался в сюжетно-ролевой игре и беседе. Наблюдение проводилось в течение месяца, по 20-30 минут каждое, 2 раза в неделю.
По
результатам наблюдения и эксперимента
был выявлен уровень
С точки зрения обладания речевыми умениями, можно сказать, что Артём говорит выразительно, в нормальном темпе, с правильным использованием мимики и жестов, может планировать совместные действия, но не в достаточной мере овладел навыками речевого этикета. Он испытывает затруднения во вступлении в общение и в его завершении, но при этом легко поддерживает общение.
В то же время, Влад, по-видимому, более заинтересован в общении, что отражается и в количестве, и в качестве диалогов. Он в большей мере овладел навыками речевого этикета, умеет вступать в диалог и завершать его. Однако его речь является менее интонационно насыщенной и осуществляется в ускоренном темпе. Уровень эгоцентричности его речи выше, он говорит просто для того, чтобы сказать, многие из его диалогов логичнее было бы назвать коллективным монологом, так как он не заинтересован в ответной реакции собеседника.
Таким образом, речь испытуемых можно отнести к уровню «выше среднего» или оценить на семь баллов по десятибалльной шкале.
Исходя из этих данных, можно сказать, что диалогическая речь даже в среднем дошкольном возрасте носит ситуативный характер. Ей свойственны: простота грамматического строения; нарушение синтаксических норм; употребление своеобразного детского жаргона, складывающегося из сокращенных или упрощенных слов и грамматических форм.
Методические
приемы обучения детей диалогическим
умениям.
В
детском саду обучение диалогической
речи протекает в двух основных формах:
на специально организованных занятиях
по развитию связной речи детей и
в ситуациях свободного речевого
общения. По «Государственному
Общением сопровождается любая
деятельность ребёнка – будь
то игра, учёба или труд. Поэтому,
свободное общение играет
Обучение
детей диалогической, речи обычно происходит
в форме неподготовленной беседы,
разговора, который происходит в
виде обмена репликами между взрослым
и ребенком или между самими детьми.
В процессе беседы не только развивается
умение беседовать, вести диалог,
но и обогащается речь детей соответствующими
синтаксическими формами и
Содержание бесед определяется «Программой воспитания», которая принята в конкретном детском саду. Существуют общие категории тем, на которые ведутся беседы в дошкольных учреждениях. Их можно разделить на шесть основных категорий.
Во-первых, начиная с первой младшей группы, беседы ведутся о самом ребёнке. «Где У Вити носик? Покажи свой носик». — «Вот где у нас носик!» \12.\
Во-вторых, можно проводить беседы о том, что близко и известно ребенку, например о его семье. «сначала: «Кого ты любишь? — «Папу!»; «Покажи, как ты любишь папу?» — «Вот как крепко»; несколько позже: «Кто твой папа?» — «Мой папа работает на машине. Я буду, как папа»; еще позже: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» — «Я буду работать на экскаваторе, как мой папа. Мой папа хорошо работает, его портрет на Доске почета!» \12.\
Информация о работе Развитие диалогической речи дошкольников