Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Объект исследования - процесс организации подвижных игр.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творчества у детей в подвижных играх.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи 5
1.2 Особенности организации подвижных игр 15
1.3 Психолого-педагогические условия организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 29
2.1 Цели, задачи, методы исследования 29
2.2 Методика организации подвижных игр для развития творчества детей 33
2.3 Анализ результативности процесса организации подвижных игр 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Библиографический список 44
Перечень и содержание используемых подвижных игр мы брали из сборников подвижных игр. Приведем варианты игры «Кошки-мышки»:
1. Правила. Играющие сначала выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают перед ней ворота: опускают руки, приседают, но ее не пропускают.
Если кошке удастся проскользнуть в круг, дети сразу же открывают ворота - но только перед мышкой, и она выбегает из круга, а кошку игроки стараются задержать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают другую пару.
Варианты, предлагаемые детьми:
На втором этапе экспериментальной работы была определена тактика организации взаимодействия руководителя физического воспитания и родителей. Задача педагога - дать родителям необходимый объем знаний о подвижной игре, разъяснить своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал; развить умения и способности во взаимодействиях с ребенком в подвижной игре в условиях семьи; помочь родителям создать условия для организации проведения игр.
В ходе данного этапа, в совместной работе руководителя по физическому воспитанию и родителей широко использовались консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы. Родители также имели возможность просмотреть материалы по организации подвижных игр в условиях семьи и детского сада. Широко использовалась информация в родительских уголках, в папках-передвижках и т.д.
Проведенная
работа не только позволила познакомить
родителей дошкольников с многообразием
подвижных игр, но и показать им сам образовательный
процесс, педагогическую технологию руководства
игрой, роль подвижных игр в развитии творчества.
2.3 Анализ результативности процесса организации подвижных игр
Для оценки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностика. На основе наблюдения за деятельностью детей на занятиях были сделаны выводы об уровне развития творчества детей старшего дошкольного возраста (таблица 5).
Таблица 5 - Результаты изучения уровня развития интереса к физическим упражнениям у детей младшего дошкольного возраста (контрольный этап), в баллах
Имя, фамилия ребенка | Критерии | Итого | Уровень | ||
Актив-ность | Самостоя-тельность | Эмоц. состояние | |||
1. Саша Б. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
2. Саша А. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
3. Катя Б. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
4. Аня Т. | 2 | 1 | 2 | 5 | В |
5. Слава К. | 2 | 1 | 2 | 5 | В |
6. Илья К. | 2 | 2 | 1 | 5 | В |
7. Максим Г. | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
8. Валя Д. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
9. Вова Н. | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
10. Андрей Я. | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
11. Полина С. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
12. Никита П. | 1 | 1 | 1 | 3 | С |
13. Данил С. | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
14. Максим М. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
15. Ксюша Е. | 2 | 1 | 2 | 5 | В |
16. Данил Д. | 2 | 1 | 1 | 4 | С |
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне развития двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста (таблица 6).
Таблица 6 - Уровни развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап), в %
Этап эксп. работы | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |
Конст.эксп. | 25,0 | 43,7 | 31,3 |
Контр.эксп. | - | 62,5 | 37,5 |
Рисунок 2 - Динамика уровней развития двигательного творчества детей, в %
В группе выявлена положительная динамика (рисунок 2). Низкого уровня на контрольном этапе исследования не выявлено, хотя констатирующий эксперимент показал наличие низкого уровня у каждого четвертого ребенка (25%).
У большинства детей (63%) определен средний уровень, что больше 19%, чем на констатирующем этапе. Для них характерно выполнение упражнения при помощи воспитателя; ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе физкультурных занятий.
У 37% детей двигательное творчество сформировано на высоком уровне, что на 6% больше, чем на констатирующем этапе. Этих детей отличает активность, творческая самостоятельная деятельность, посвящение свободного времени двигательной активности; самостоятельное преодоление затруднений при выполнении упражнений; активное проявление положительных эмоций в процессе занятий.
Таким образом, результаты контрольного этапа экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы, что доказывает положительная динамика уровня развития двигательного творчества детей старшей группы.
Выводы по главе 2
Экспериментальная работа проводилась с целью оценки влияния подвижных игр на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста были выделены критерии - деятельностный, волевой и эмоциональный критерии. Каждый из обозначенных критериев раскрывается через ряд показателей, отражающих наблюдаемые и фиксируемые их характеристики (активность, обращенность интереса к объектам познания, волевые и эмоциональные проявления).
Результаты показали, что у половины детей двигательное творчество сформировано на среднем уровнем. Для них характерно выполнение условий подвижных игр только при помощи воспитателя; ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений.
Для развития творчества на занятиях по физическому воспитанию проводились игры: игра большой или средней подвижности и игра малой подвижности. Цикличность использования каждой игры повторялась: на первом занятии - разучивание игры; на втором занятии детям предлагалось придумать вариант игры (изменить каким-либо доступным способом правила игры), в процессе чего происходило развитие творческой индивидуальности каждого ребенка. На втором этапе экспериментальной работы была определена тактика организации взаимодействия руководителя физического воспитания и родителей.
Для оценки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностика, на основе чего была выявлена положительная динамика. Таким образом, результаты контрольного этапа экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Заключение
Взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ.
В результате анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх необходимо создание следующих условий: создание предметно-развивающей среды в группе; организация взаимодействия руководителя и семьи; развитие двигательного творчества детей в подвижных играх.
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Экспериментальная работа проводилась с целью оценки влияния подвижных игр на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе основной целью являлась диагностика уровня двигательного творчества детей в подвижных играх. На втором этапе проводились занятия, основу которых составляли подвижные игры с элементами творчества, а также организация взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей подвижным играм. На третьем этапе осуществлялась обработка экспериментальных данных, обобщение и систематизация полученных результатов.
Для определения уровня сформированности двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста были выделены критерии - деятельностный, волевой и эмоциональный критерии. Каждый из обозначенных критериев раскрывается через ряд показателей, отражающих наблюдаемые и фиксируемые их характеристики (активность, обращенность интереса к объектам познания, волевые и эмоциональные проявления).
При оценке двигательного критерия учитывались отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний, доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий, показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне развития и двигательного творчества старших дошкольников в процессе организации подвижных игр.
У половины детей двигательное творчество сформировано на среднем уровнем. Для них характерно выполнение условий подвижных игр только при помощи воспитателя; ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений.
Для развития творчества на занятиях по физическому воспитанию проводились игры: игра большой или средней подвижности и игра малой подвижности. Цикличность использования каждой игры повторялась: на первом занятии - разучивание игры; на втором занятии детям предлагалось придумать вариант игры (изменить каким-либо доступным способом правила игры), в процессе чего происходило развитие творческой индивидуальности каждого ребенка.
На втором этапе экспериментальной работы была определена тактика организации взаимодействия руководителя физического воспитания и родителей. Задача педагога - дать родителям необходимый объем знаний о подвижной игре, разъяснить своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал; развить умения и способности во взаимодействиях с ребенком в подвижной игре в условиях семьи; помочь родителям создать условия для организации проведения игр.
Для оценки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностика. На основе наблюдения за деятельностью детей на занятиях были сделаны выводы об уровне развития творчества детей старшего дошкольного возраста. В группе выявлена положительная динамика. У большинства детей (63%) определен средний уровень, что больше 19%, чем на констатирующем этапе. У 37% детей двигательное творчество сформировано на высоком уровне, что на 6% больше, чем на констатирующем этапе.