Рактическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного воз

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Объект исследования - процесс организации подвижных игр.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творчества у детей в подвижных играх.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи 5
1.2 Особенности организации подвижных игр 15
1.3 Психолого-педагогические условия организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 29
2.1 Цели, задачи, методы исследования 29
2.2 Методика организации подвижных игр для развития творчества детей 33
2.3 Анализ результативности процесса организации подвижных игр 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа содержит 1 файл

3824 Взаимодействие руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей ст.дошк.%D.doc

— 673.08 Кб (Скачать)

      Организованные с установленными правилами. Они разнообразны по содержанию и сложности: простые некомандные; более сложные, переходные к командным; командные, некоторые из которых являются полуспортивными.

      Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.

      Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.

      Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка [6].

      Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

      Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А. Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.

      Опыт Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевниковой, В.И. Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

      Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

      Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

      Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

      Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях. Деятельность играющих подчинена правилам, регламентирующих их поведение и отношения. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой.

     Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой [8].

     Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

     Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться [4]:

  • воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  • укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
  • содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

     Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил, объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволяет ему проверить, как поняли дети игру. Если необходимо, то ее вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснений  ошибок играющих.

     Содержание сложной игры объяснять сразу целиком неправильно. Дети, и особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:

     1-й этап - ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

     2-й этап - дальнейшее изучение содержания и правил;

     3-й этап - внесение дополнений и изменений в содержание и правила игры. Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следующие ее повторения. Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

     Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности. В дальнейшем изучают игры с элементами коллективной деятельности - переходные. Завершающий этап - командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к играм с активным противодействиям и командным соревнованиям.

     Подвижные игры обладают огромным диапазоном воздействия на дошкольников. Прежде всего, в них ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. При ежедневной двигательной активности не менее 50% (младшие дошкольники) и 60% (старшие дошкольники) от всего объема активности организм укрепляется, формируются не только двигательные навыки и умения, но и развиваются такие физические и психические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость организма, повышается общая работоспособность.

      Величину физической нагрузки в подвижных играх, так же как и в иных видах двигательной активности, определяют по ЧСС. В состояние покоя у ребенка (после сна) она 60-80 ударов в минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения. Таким образом, подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью [8].

      Игры малой степени воздействия (спокойные, малоподвижные) - 100-120 ударов в минуту. Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.) Их следует использовать в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки, в жаркие дни, в помещении на ограниченной площади, между упражнениями интенсивной нагрузки (для снижения нагрузки).

      Такие игры служат для отдыха, развлечения детей, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений. Примерами таких игр являются: "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай кто ушел (спрятался)", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди - не задень" и т.п.

      Игры средней степени воздействия (средней подвижности) - с ЧСС 120 - 140 ударов в минуту - это зона тонизирующей нагрузки. Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению.

      Кроме физической нагрузки, на ЧСС оказывает влияние психическая напряженность, когда дети выполняют в игре главную роль, наличие нескольких правил, ожидание сигналов к смене действия, наблюдение за игровой ситуацией на площадке и т.п. В процессе игрового действия происходит суммарная нагрузка на организм, она изменяется с увеличением или уменьшением дозировки (количества повторений) и продолжительностью игры, с изменением темпа и ритма игровых действий. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам.

      Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве и т.п. Игры средней подвижности широко используются во всех возрастных группах в утренние часы, могут являться составной частью утренней гимнастики, спортивного досуга, физкультурного занятия, проводятся на утренней и вечерней прогулках.

      Примерами таких игр являются: "Тише едешь - дальше будешь", "Зайчики", "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др.

      Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) характеризуются увеличением ЧСС в два раза, т.е. до 140-160 ударов в мин. - это зона тренирующего воздействия. Они применяются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры, игры с мячом, со скакалкой, в воде [8].

      Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течении 10-15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

      Увеличение ЧСС до 140-160 ударов в минуту вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным и психическим напряжением, потому что соревнования - это всегда соперничество, желание победить. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике и тактике игры.

      Примерами таких игр могут быть: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями.

      Помня о характеристике детей малой, средней и высокой подвижности, для воспитателя становится очевидно, что первые не могут участвовать в подобных играх, а последние - ограниченно. Игры большой подвижности требуют большого пространства - это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся - на физкультурных занятиях и в часы дневной прогулки.

Информация о работе Рактическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного воз