Рактическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного воз

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Объект исследования - процесс организации подвижных игр.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творчества у детей в подвижных играх.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи 5
1.2 Особенности организации подвижных игр 15
1.3 Психолого-педагогические условия организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 29
2.1 Цели, задачи, методы исследования 29
2.2 Методика организации подвижных игр для развития творчества детей 33
2.3 Анализ результативности процесса организации подвижных игр 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Библиографический список 44

Работа содержит 1 файл

3824 Взаимодействие руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей ст.дошк.%D.doc

— 673.08 Кб (Скачать)

      Если в игре участвуют не все дети, а подгруппа (команда), а остальные дети являются наблюдателями (болельщиками) или запасными игроками, то они тоже сопричастны к игре. Исследования подтверждают, что сопереживание, радость, гордость за проявленное упорство переполняет не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма. 

1.3 Психолого-педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

      Для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх необходимо создание следующих условий:

      - создание предметно-развивающей среды в группе;

      - организация взаимодействия руководителя и семьи;

      - развитие двигательного творчества детей в подвижных играх.

      Одним из условий проведения подвижных игр в режиме дня является создание зоны двигательной активности и наличие спортивно - игрового оборудования не только в спортивных залах, но и в каждой возрастной группе.

      Кроме предметов, упомянутого в перечне оборудования для подвижных игр, который имеется в приложении к "Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для ДОУ 2.4.1.1249-03 " и в аннотированном перечне "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ", составленного Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, М.А. Руновой, в распоряжении детей могут быть игрушки-самоделки, персональные шапочки к играм в младших группах на всех играющих, старших - главные роли (волк, лиса, медведь, охотник, сова и др.) [10].

      Чтобы подвижные игры не утратили своей ценности и активнее использовались педагогами в работе с дошкольниками, необходимо владеть приемами их проведения и знать много игр. Содержание игр постоянно пополняется, на страницах журналов и методической литературы можно найти содержание игр для детей всех степеней двигательного развития и состояния здоровья, для разных моментов в режиме дня и разные по степени физической нагрузке.

     Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество.

     Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой - развивает его способности и творческую деятельность.

     Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

     Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинам, по материалам знакомых художественных произведений.

     Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

     Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

     Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.

     В развитии творческой деятельности детей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.

     К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой.

     Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.

     Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои.

     Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.

     Творческие подвижные игры - это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

     Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре.

     Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации.

     В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

     Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность. 

 

Выводы по главе 1 

      В результате анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх необходимо создание следующих условий: создание предметно-развивающей среды в группе; организация взаимодействия руководителя и семьи; развитие двигательного творчества детей в подвижных играх.

      Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

     Выявление сформированности творческих способов действий в подвижных играх целесообразно проводить по следующим направлениям:

     1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.

     2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.

     3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.

     Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

 

Глава 2. Практическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 

2.1 Цели, задачи, методы исследования

      Экспериментальная работа проводилась с целью оценки влияния подвижных игр на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста.

      Задачи экспериментальной работы:

        1. определение критериев оценки уровня двигательного творчества;
        2. проанализировать планы работы руководителя физического воспитания с целью определения наличия творческих подвижных игр;
        3. разработка методики формирования творчества детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх, организация взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи;
        4. анализ эффективности разработанной методики.

     Экспериментальная база исследования - МБ ДОУ детский сад №4, группа детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе - 16 человек, возраст - 6 лет.

      Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

      На первом этапе основной целью являлась диагностика уровня двигательного творчества детей в подвижных играх. Метод исследования - наблюдение.

      На втором этапе проводились занятия, основу которых составляли подвижные игры с элементами творчества, а также организация взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей подвижным играм.

      На третьем этапе осуществлялась обработка экспериментальных данных, обобщение и систематизация полученных результатов.

     Для определения уровня сформированности двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста были выделены критерии - деятельностный, волевой и эмоциональный критерии. Каждый из обозначенных критериев раскрывается через ряд показателей, отражающих наблюдаемые и фиксируемые их характеристики (активность, обращенность интереса к объектам познания, волевые и эмоциональные проявления).

     При оценке двигательного критерия учитывались:

     1. Отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.

Информация о работе Рактическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного воз