Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Объект исследования - процесс организации подвижных игр.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творчества у детей в подвижных играх.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи 5
1.2 Особенности организации подвижных игр 15
1.3 Психолого-педагогические условия организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическое изучение организации взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм 29
2.1 Цели, задачи, методы исследования 29
2.2 Методика организации подвижных игр для развития творчества детей 33
2.3 Анализ результативности процесса организации подвижных игр 37
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Библиографический список 44
2. Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.
3. Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре.
Опираясь на данные критерии и показатели, мы уточнили уровни сформированности двигательного творчества детей в подвижных играх (таблица 2).
Таблица 2 - Критерии и показатели уровней сформированности интереса детей к физическим упражнениям на физкультурных занятиях
Критерий | Показатели | Оценка, в баллах |
Деятельностный (активность, творчество) | высокая активность, интерес детей к занятиям, упражнениям, интенсивная творческая самостоятельная деятельность | 2 |
активность детей требует побуждений педагога; зависимость самостоятельности действий детей от эмоциональных побуждений, отсутствуют элементы творчества | 1 | |
познавательная инертность; ситуативный интерес к внешней стороне явлений, отсутствуют элементы творчества | 0 | |
Волевой
(самостоятельность) |
самостоятельное преодоление затруднений, сосредоточенность внимания | 2 |
ожидание детьми помощи при затруднениях, ситуативная сосредоточенность внимания | 1 | |
полная бездеятельность при затруднениях; несосредоточенность внимания | 0 | |
Эмоциональный
(эмоциональные состояния) |
активное проявление детьми положительных эмоций во время занятий | 2 |
эпизодическое проявление положительных эмоций | 1 | |
отсутствие положительных эмоций при выполнении упражнений | 0 |
По итоговой оценке делается вывод об уровне сформированности двигательного творчества:
от 0 до 2 баллов - низкий уровень;
от 3 до 4 баллов - средний уровень;
от 5 до 6 баллов - высокий уровень.
Для оценки сформированности двигательного творчества старших дошкольников в процессе организации подвижных игр руководителем физического воспитания проводилось наблюдение, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты изучения уровня двигательного творчества старших дошкольников в процессе организации подвижных игр руководителем физического воспитания (констатирующий этап), в баллах
Имя, фамилия ребенка | Критерии | Итого | Уровень | ||
Актив-ность | Самостоя-тельность | Эмоц. состояние | |||
1. Саша Б. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
2. Саша А. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
3. Катя Б. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
4. Аня Т. | 1 | 1 | 0 | 2 | Н |
5. Слава К. | 2 | 1 | 1 | 4 | С |
6. Илья К. | 2 | 2 | 1 | 5 | В |
7. Максим Г. | 1 | 1 | 1 | 3 | С |
8. Валя Д. | 1 | 0 | 2 | 4 | С |
9. Вова Н. | 1 | 1 | 1 | 3 | С |
10. Андрей Я. | 1 | 1 | 2 | 4 | С |
11. Полина С. | 2 | 2 | 2 | 6 | В |
12. Никита П. | 1 | 1 | 0 | 2 | Н |
13. Данил С. | 1 | 0 | 0 | 1 | Н |
14. Максим М. | 1 | 1 | 1 | 3 | С |
15. Ксюша Е. | 0 | 0 | 1 | 1 | Н |
16. Данил Д. | 1 | 1 | 1 | 3 | С |
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне развития и двигательного творчества старших дошкольников в процессе организации подвижных игр (таблица 4, рисунок 1).
Из данных таблицы 3 видно, что каждый четвертый ребенок имеет низкий уровень - 25% детей. Для них характерна пассивность; ситуативный интерес, полная бездеятельность при затруднениях; эпизодическое проявление положительных эмоций, отсутствие творчества.
Таблица 4 - Уровни сформированности двигательного творчества старших дошкольников в процессе организации подвижных игр (констатирующий этап)
Количество детей | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |
человек | 4 | 7 | 5 |
% | 25,0 | 43,7 | 31,3 |
Рисунок
1 - Уровни сформированности двигательного
творчества старших дошкольников в процессе
организации подвижных игр, в %
У половины детей (44%) двигательное творчество сформировано на среднем уровнем. Для них характерно выполнение условий подвижных игр только при помощи воспитателя; ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений.
И наконец, у каждого третьего ребенка (31%) выявлен высокий уровень. Этих детей отличает активность, самостоятельная деятельность, самостоятельное преодоление затруднений; активное проявление положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений, проявление творчества.
Таким
образом, необходимо проводить работу
по развитию творчества у детей старшего
дошкольного возраста в подвижных играх.
2.2 Методика организации подвижных игр для развития творчества детей
Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Для развития творчества на занятиях по физическому воспитанию проводились игры: игра большой или средней подвижности и игра малой подвижности. Цикличность использования каждой игры повторялась:
На каждом занятии поочередно мы брали для разучивания игру большой или средней подвижности, а для работы над вариантностью - игру малой подвижности. Таким образам, на каждом занятии проводилась работа по развитию творческой индивидуальности.
В игре каждый ребенок в свой подгруппе сам пытался видоизменять и усложнять правила игры, ее условия. Что, естественно, оказывало благоприятное воздействие на развитие творческой индивидуальности, эмоциональной комфортности, укрепление коллектива в группе, увеличение активности.
Применяя метод вариативного упражнения, дети использовали следующие его разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование применяемого двигательного действия (бег с изменением направления и т.д.);
- изменение исходных и конечных положений при выполнении двигательного действия (бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля, сидя и наоборот и т.д.);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т.д.);
- изменение силовых компонентов;
- приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и т.д.);
- введение внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования (использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий и т.д.);
- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат;
- введение дополнительных ловишек, «домиков»;
- непосредственное видоизменение правил игры.
При подборе игр следует учитывать следующие методические принципы:
Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям игр свойственны:
При проведении таких творческих игр мы активно использовали методы похвалы и поощрения. В результате такой работы отмечается повышение активности детей на занятии и в свободной деятельности, возникновение положительной мотивации, чувства уверенности в развитии творческой индивидуальности.