Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
      Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
      Предмет исследования: 
 -развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
       Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Введение
 	 
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных  способностей младших школьников
 
1.1
Развитие коммуникативных  способностей как педагогическая задача
 
1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
 
1.3
Характеристика  психологических особенностей младших  школьников
 
Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника
 
2.1
Педагогические  условия развития коммуникативных  способностей младшего школьника
 
2.2
Цель, задачи, организация  опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов
 
Заключение
 	 
Библиография
 	 
Приложения
Нами были поставлены цели, задачи 
и организация опытно-экспериментальной 
работы по развитию коммуникативных способностей 
первоклассников в процессе образования, 
а также проведен анализ полученных результатов. 
 
Целью опытно-экспериментальной работы 
являлась экспериментальная проверка 
достоверности выдвинутой гипотезы о 
развитии коммуникативных способностей 
первоклассников в процессе образования.
Данная цель 
позволила нам определить следующие 
задачи экспериментальной работы: 
 
1. провести диагностику наличного уровня 
знаний, умений и навыков учащихся в области 
развития коммуникативных способностей 
первоклассников; 
 
2. разработать план реализации педагогических 
условий по развитию коммуникативных 
способностей первоклассников в процессе 
образования; 
 
3. реализовать план по внедрению педагогических 
условий развития коммуникативных способностей 
первоклассников в процессе образования; 
 
4. проанализировать результаты диагностического 
исследования по данной проблеме. 
       Для отслеживания 
уровня сформированности коммуникативных 
способностей первоклассников нами были 
разработаны критерии (когнитивный, деятельностный, 
мотивационный) и дана характеристика 
уровней (высокий, средний, низкий).
Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира.
Заключение. 
Изучив и проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования коммуникативных способностей младших школьников в настоящее время является весьма актуальной. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.
 В теме 
дипломного исследования 
 Проанализировав 
опыт учителей начальных 
 Эффективная 
организация работы по 
 В ходе 
нашего исследования на первом 
этапе мы выяснили, что первоклассники, участвовавшие 
в исследовании, недостаточно хорошо владеют 
коммуникативными умениями. В процессе 
формирующего эксперимента мы использовали 
различные виды игр, тренинги, групповые 
формы работы, создавали ситуации успеха 
- что позволило формировать коммуникативные 
способности в процессе образования. Данные, 
полученные в результате заключительного 
этапа эксперимента, позволили говорить 
о том, что у первоклассников исследуемого 
класса положительная динамика развития 
коммуникативных способностей. Изменились 
отношения между учащимися, дети стали 
внимательнее слушать собеседников, но 
некоторые из них оказались достаточно 
противоречивые, поскольку система осознанного 
отношения к окружающим и к самому себе 
у первоклассников только начинала складываться. 
У них только начинали формироваться элементы 
основ коммуникации, что проявлялось в 
своеобразии нравственного усвоения мира. 
На наш взгляд, данная проблема требует 
дальнейшей теоретической и практической 
разработки с целью полного глубинного 
понимания сути проблемы и успешного поиска 
её решения. 
Библиография
 
1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема 
общения / К. А. Абульханова-Славская. - М. : 1981. - 203 с. 
2. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство 
формирования коммуникативной культуры 
обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2003. 
- 243 с. 
3. Аксарина, Н. М. Важнейшие факторы развития 
речи детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. 
- М., 1964. - 45 с. 
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания 
/ Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 60 c. 
5. Артуров, Р.A. Большой толковый психологический 
словарь: в 2 т. Т.1. / Р.A. Артуров. - М.: Вече, 
АСТ, 2000. - 592 с. 
6. Атватер, И. П. Я вас слушаю / И. П. Атватер. 
- М.: Экономика, 1998. - 43 c. 
7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной 
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. 
- М. - 1985. - 58 с. 
8. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи 
как средство формирования коммуникативных 
умений у младших школьников / Батуева 
Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с. 
9. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н. 
Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург: 
ЛИТУР, 2000. - 192 с. 
. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание 
человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: 
Профиздат, 2002. - 200 с. 
11. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные 
труды / А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. 
- 270 с. 
12. Большая советская энциклопедия // Психологический 
словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.] 
в 2 т. - М., 1999. - Т. 13. - С. 920-921. 
13. Брудный, А.Н. Понимание и общение / А. 
Н. Брудный. - М.: 1989. - 125 c. 
14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое 
пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. - 
Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 151 с. 
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. 
Выготский. - М.: 1999. - 311 с. 
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология 
/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 
480 с. 
17. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, 
перспективы // Новое педагогическое мышление 
/ под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 
1989. - С. 224-233. 
18. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника 
/ Т. П. Гаврилова - М.: Знание, 1998. - 216 с. 
19. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. 
пособие для студентов фак. социальной 
работы / В. А. Горянина. - 2-е изд., стер. - 
М.: 2004. - 415 c. 
20. Гребенников, И. В. Повышение педагогической 
культуры родителей - основа совершенствования 
семейного воспитания школьников / И. В. 
Гребенников. - М.: Сов. педагогика, 2002. - 
С. 57-101 
21. Гребенников, И. В. О воспитательном 
потенциале семьи / И. В. Гребенников.- М.: 
Сов. педагогика, 2002. - С. 32-33 
. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского 
языка / И. В. Даль: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1979. 
- Т. 2. - 779 с. 
23. Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных 
способностей детей младшего школьного 
возраста средствами театрально-игровой 
деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная 
школа". - 2010. - №6. - С. 23-28 
24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации 
/ Н. И Жинкин. - М.: Наука, 2000. - 160 с. 
25. Каган, М. С. Человеческая деятельность 
(опыт системного подхода) / М.С. Каган. 
- М.: Политиздат, 1998. - 328 с.
Приложения:
Приложение 2
Методика самоотношения "Какой Я"
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
 
 
Ответы типа "да" оцениваются 
в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются 
в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и 
также ответы типа "иногда" оцениваются 
в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется 
по общей сумме баллов, набранной им по 
всем качествам личности. 
Выводы об уровне самооценки:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-3 балла - низкий.
-1 балл - очень низкий.
Приложение 3
Методика выявления межличностных отношений "Выбор действия"
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три разноцветных карточки. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
"Оцени эти 
три цветные карточки по степен
После того, как 
все дети раздадут имеющиеся у 
них цветные карточки товарищам 
по группе, экспериментатор определяет 
кто, сколько и какие предметы получил. 
В соответствии с количеством полученных 
предметов определяется социометрический 
статус ребёнка в группе при помощи следующей 
формулы: 
 
где С - статус ребёнка в группе, в системе 
взаимоотношений со сверстниками; К - количество 
привлекательных предметов, полученных 
ребёнком от товарищей по группе; п - количество 
детей в тестируемой группе.
Дополнительные 
данные о количестве наиболее, средне 
и наименее привлекательных предметов, 
полученных ребёнком, позволяют судить 
о том, какова степень близости тех 
отношений, в которых данный ребёнок 
находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных 
предметов получил он в процессе эксперимента, 
тем ближе его взаимоотношения со сверстниками. 
Основанием для выводов о статусе ребёнка 
служат количественные данные, т.е. показатель 
С.
Оценка результатов:
баллов - показатель С ребёнка равен 100%.
-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.
-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.
-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.
-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.
-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне статуса ребенка:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств