Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
-развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Введение
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.1
Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача
1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.3
Характеристика психологических особенностей младших школьников
Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника
2.1
Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника
2.2
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов
Заключение
Библиография
Приложения
Нами были поставлены цели, задачи
и организация опытно-экспериментальной
работы по развитию коммуникативных способностей
первоклассников в процессе образования,
а также проведен анализ полученных результатов.
Целью опытно-экспериментальной работы
являлась экспериментальная проверка
достоверности выдвинутой гипотезы о
развитии коммуникативных способностей
первоклассников в процессе образования.
Данная цель
позволила нам определить следующие
задачи экспериментальной работы:
1. провести диагностику наличного уровня
знаний, умений и навыков учащихся в области
развития коммуникативных способностей
первоклассников;
2. разработать план реализации педагогических
условий по развитию коммуникативных
способностей первоклассников в процессе
образования;
3. реализовать план по внедрению педагогических
условий развития коммуникативных способностей
первоклассников в процессе образования;
4. проанализировать результаты диагностического
исследования по данной проблеме.
Для отслеживания
уровня сформированности коммуникативных
способностей первоклассников нами были
разработаны критерии (когнитивный, деятельностный,
мотивационный) и дана характеристика
уровней (высокий, средний, низкий).
Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира.
Заключение.
Изучив и проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования коммуникативных способностей младших школьников в настоящее время является весьма актуальной. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.
В теме
дипломного исследования
Проанализировав
опыт учителей начальных
Эффективная
организация работы по
В ходе
нашего исследования на первом
этапе мы выяснили, что первоклассники, участвовавшие
в исследовании, недостаточно хорошо владеют
коммуникативными умениями. В процессе
формирующего эксперимента мы использовали
различные виды игр, тренинги, групповые
формы работы, создавали ситуации успеха
- что позволило формировать коммуникативные
способности в процессе образования. Данные,
полученные в результате заключительного
этапа эксперимента, позволили говорить
о том, что у первоклассников исследуемого
класса положительная динамика развития
коммуникативных способностей. Изменились
отношения между учащимися, дети стали
внимательнее слушать собеседников, но
некоторые из них оказались достаточно
противоречивые, поскольку система осознанного
отношения к окружающим и к самому себе
у первоклассников только начинала складываться.
У них только начинали формироваться элементы
основ коммуникации, что проявлялось в
своеобразии нравственного усвоения мира.
На наш взгляд, данная проблема требует
дальнейшей теоретической и практической
разработки с целью полного глубинного
понимания сути проблемы и успешного поиска
её решения.
Библиография
1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема
общения / К. А. Абульханова-Славская. - М. : 1981. - 203 с.
2. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство
формирования коммуникативной культуры
обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2003.
- 243 с.
3. Аксарина, Н. М. Важнейшие факторы развития
речи детей раннего возраста / Н. М. Аксарина.
- М., 1964. - 45 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания
/ Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 60 c.
5. Артуров, Р.A. Большой толковый психологический
словарь: в 2 т. Т.1. / Р.A. Артуров. - М.: Вече,
АСТ, 2000. - 592 с.
6. Атватер, И. П. Я вас слушаю / И. П. Атватер.
- М.: Экономика, 1998. - 43 c.
7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.
- М. - 1985. - 58 с.
8. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи
как средство формирования коммуникативных
умений у младших школьников / Батуева
Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с.
9. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.
Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург:
ЛИТУР, 2000. - 192 с.
. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание
человека человеком / А. А. Бодалев. - М.:
Профиздат, 2002. - 200 с.
11. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные
труды / А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001.
- 270 с.
12. Большая советская энциклопедия // Психологический
словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.]
в 2 т. - М., 1999. - Т. 13. - С. 920-921.
13. Брудный, А.Н. Понимание и общение / А.
Н. Брудный. - М.: 1989. - 125 c.
14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое
пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. -
Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 151 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С.
Выготский. - М.: 1999. - 311 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология
/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. -
480 с.
17. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства,
перспективы // Новое педагогическое мышление
/ под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика,
1989. - С. 224-233.
18. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника
/ Т. П. Гаврилова - М.: Знание, 1998. - 216 с.
19. Горянина, В. А. Психология общения: учеб.
пособие для студентов фак. социальной
работы / В. А. Горянина. - 2-е изд., стер. -
М.: 2004. - 415 c.
20. Гребенников, И. В. Повышение педагогической
культуры родителей - основа совершенствования
семейного воспитания школьников / И. В.
Гребенников. - М.: Сов. педагогика, 2002. -
С. 57-101
21. Гребенников, И. В. О воспитательном
потенциале семьи / И. В. Гребенников.- М.:
Сов. педагогика, 2002. - С. 32-33
. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского
языка / И. В. Даль: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1979.
- Т. 2. - 779 с.
23. Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных
способностей детей младшего школьного
возраста средствами театрально-игровой
деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная
школа". - 2010. - №6. - С. 23-28
24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации
/ Н. И Жинкин. - М.: Наука, 2000. - 160 с.
25. Каган, М. С. Человеческая деятельность
(опыт системного подхода) / М.С. Каган.
- М.: Политиздат, 1998. - 328 с.
Приложения:
Приложение 2
Методика самоотношения "Какой Я"
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы типа "да" оцениваются
в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются
в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и
также ответы типа "иногда" оцениваются
в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется
по общей сумме баллов, набранной им по
всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-3 балла - низкий.
-1 балл - очень низкий.
Приложение 3
Методика выявления межличностных отношений "Выбор действия"
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три разноцветных карточки. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
"Оцени эти
три цветные карточки по степен
После того, как
все дети раздадут имеющиеся у
них цветные карточки товарищам
по группе, экспериментатор определяет
кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных
предметов определяется социометрический
статус ребёнка в группе при помощи следующей
формулы:
где С - статус ребёнка в группе, в системе
взаимоотношений со сверстниками; К - количество
привлекательных предметов, полученных
ребёнком от товарищей по группе; п - количество
детей в тестируемой группе.
Дополнительные
данные о количестве наиболее, средне
и наименее привлекательных предметов,
полученных ребёнком, позволяют судить
о том, какова степень близости тех
отношений, в которых данный ребёнок
находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных
предметов получил он в процессе эксперимента,
тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка
служат количественные данные, т.е. показатель
С.
Оценка результатов:
баллов - показатель С ребёнка равен 100%.
-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.
-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.
-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.
-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.
-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне статуса ребенка:
баллов - очень высокий.
-9 баллов - высокий.
Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств