Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
-развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.

Содержание

Введение

Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников

1.1
Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников

1.3
Характеристика психологических особенностей младших школьников

Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника

2.1
Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника

2.2
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов

Заключение

Библиография

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Пригородова А. .doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Нами были поставлены цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, а также проведен анализ полученных результатов. 
 
Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о развитии коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.

Данная цель позволила нам определить следующие  задачи экспериментальной работы: 
 
1. провести диагностику наличного уровня знаний, умений и навыков учащихся в области развития коммуникативных способностей первоклассников; 
 
2. разработать план реализации педагогических условий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования; 
 
3. реализовать план по внедрению педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования; 
 
4. проанализировать результаты диагностического исследования по данной проблеме. 
       Для отслеживания уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников нами были разработаны критерии (когнитивный, деятельностный, мотивационный) и дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий).

Результаты  диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира.

Заключение. 

Изучив и  проанализировав философскую и  психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования коммуникативных способностей младших школьников в настоящее время является весьма актуальной. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе.

 В теме  дипломного исследования заявлено  ключевое понятие - коммуникативные  способности. Понятие "коммуникативный"  связано с общением. В. А. Горянина утверждает, что "в психологии общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности".

 Проанализировав  опыт учителей начальных классов  по развитию коммуникативных  способностей первоклассников в процессе образования, мы выявили новые подходы по решению данной проблемы. Учителя предлагают использовать групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности; проводить уроки для включения школьников в анализ понимания коммуникативной задачи.

 Эффективная  организация работы по формированию  коммуникативных способностей первоклассников, достигается посредством реализации комплекса необходимых и достаточных педагогических условий, а именно: первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой; первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера; в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха. В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленными задачами, а также с учетом возрастных особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста, разработанные различные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, способствовали тому, чтобы все эти умения улучшились и получили большее развитие. Так как в процессе реализации поставленных задач у учащихся был замечен высокий уровень заинтересованности, как в учебной деятельности, так и в межличностном взаимодействии. Критериями эффективности развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, являются личностные качества первоклассников, отражающие уровень их развития. Это знание вербальных и невербальных средств коммуникации, владение культурой речевого общения; умение, как межличностного общения, так и коллективного; проявление навыков социальной приспособленности и самостоятельности при выходе из сложных ситуаций. Обоснованность выделения данных критериев опирается на теорию развития аналитической деятельности человека и вопросы общения в целом.

 В ходе  нашего исследования на первом  этапе мы выяснили, что первоклассники, участвовавшие в исследовании, недостаточно хорошо владеют коммуникативными умениями. В процессе формирующего эксперимента мы использовали различные виды игр, тренинги, групповые формы работы, создавали ситуации успеха - что позволило формировать коммуникативные способности в процессе образования. Данные, полученные в результате заключительного этапа эксперимента, позволили говорить о том, что у первоклассников исследуемого класса положительная динамика развития коммуникативных способностей. Изменились отношения между учащимися, дети стали внимательнее слушать собеседников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. На наш взгляд, данная проблема требует дальнейшей теоретической и практической разработки с целью полного глубинного понимания сути проблемы и успешного поиска её решения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 
1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема  общения / К. А. Абульханова-Славская. - М. : 1981. - 203 с. 
2. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2003. - 243 с. 
3. Аксарина, Н. М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М., 1964. - 45 с. 
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 60 c. 
5. Артуров, Р.A. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т.1. / Р.A. Артуров. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с. 
6. Атватер, И. П. Я вас слушаю / И. П. Атватер. - М.: Экономика, 1998. - 43 c. 
7. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. - 1985. - 58 с. 
8. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2003. - 191 с. 
9. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. - 192 с. 
. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: Профиздат, 2002. - 200 с. 
11. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. - 270 с. 
12. Большая советская энциклопедия // Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова [и др.] в 2 т. - М., 1999. - Т. 13. - С. 920-921. 
13. Брудный, А.Н. Понимание и общение / А. Н. Брудный. - М.: 1989. - 125 c. 
14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 151 с. 
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: 1999. - 311 с. 
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 480 с. 
17. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 224-233. 
18. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника / Т. П. Гаврилова - М.: Знание, 1998. - 216 с. 
19. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие для студентов фак. социальной работы / В. А. Горянина. - 2-е изд., стер. - М.: 2004. - 415 c. 
20. Гребенников, И. В. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания школьников / И. В. Гребенников. - М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 57-101 
21. Гребенников, И. В. О воспитательном потенциале семьи / И. В. Гребенников.- М.: Сов. педагогика, 2002. - С. 32-33 
. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / И. В. Даль: в 4 т. - М.: Рус. яз., 1979. - Т. 2. - 779 с. 
23. Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная школа". - 2010. - №6. - С. 23-28 
24. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И Жинкин. - М.: Наука, 2000. - 160 с. 
25. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1998. - 328 с.

 

 

 

 

 

Приложения:

 

 

Приложение 2

Методика самоотношения "Какой Я"

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

 
Качества личности

 
Да

 
Нет

 
Иногда

 
Не знаю

 
1. хороший

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. добрый

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. умный

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4. аккуратный

 

 

 

 

 

 

 

 

 
5. послушный

 

 

 

 

 

 

 

 

 
6. внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 
7. вежливый

 

 

 

 

 

 

 

 

 
8. умелый

 

 

 

 

 

 

 

 

 
9. трудолюбивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 
         10. честный

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Ответы типа "да" оцениваются  в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются  в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и  также ответы типа "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности. 
Выводы об уровне самооценки:

баллов - очень  высокий.

-9 баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-3 балла - низкий.

-1 балл - очень низкий.

Приложение 3

Методика выявления  межличностных отношений "Выбор  действия"

Каждому ребёнку  в изучаемой группе даётся по три  разноцветных карточки. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:

"Оцени эти  три цветные карточки по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей цвет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти карточки, назови их и отдай им. Самый привлекательный цветную карточку ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".

После того, как  все дети раздадут имеющиеся у  них цветные карточки товарищам  по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил. 
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы: 
 
где С - статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п - количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные  данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех  отношений, в которых данный ребёнок  находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками. 
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов:

баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

-9 баллов - показатель  С находится в пределах от 80% до 99%.

-7 баллов - показатель  С располагается в интервале  от 60% до 79%.

-5 баллов - показатель  С находится в пределах от 40% до 59%.

-3 балла - показатель  С располагается в пределах  от 20% до 39%.

-1 балл - показатель  С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка:

баллов - очень  высокий.

-9 баллов - высокий.

Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств