Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
-развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Введение
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.1
Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача
1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.3
Характеристика психологических особенностей младших школьников
Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника
2.1
Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника
2.2
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов
Заключение
Библиография
Приложения
- открытие своего "Я", выделение себя из мира, осознание своей непохожести на других;
- осознание субъектом взаимосвязи "Я" и "Мы": полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками;
- ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние и согласование взаимодействия с ним;
- стремление взаимодействовать с окружающими, брать под свою защиту и помогать им, передавать свои знания и опыт другому;
- рождение чувства значимости другого; проявление личностной окрашенности переживаний, возникновение сопереживания и сочувствия;
- осознание своего места в системе статусно-ролевых связей общества.
Использовалась, в частности, такая логика педагогического обеспечения коммуникативной деятельности:
- педагог сотрудничал со школьниками, при этом выступал не как педагог, а как помощник; именно такой прием активизировал игровую деятельность ребенка, способствовал самостоятельности, самовыражению;
- при выполнении упражнений учитель создавал условия для межличностного общения. Таким образом, дети учились искусству общения, умению помогать друг другу;
- в процессе внеучебной деятельности учитель предлагал задания, способствующие повышению у воспитанников чувства собственной значимости, стимулированию активности и инициативы. Ребенок получал удовлетворение от общения, так как прилагал максимум усилий. При этом происходило объединение детей на основе общей цели, реализовывались идеи деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.
В процессе воспитательной
работы нами был использован цикл
упражнений, способствующих активизации
группового взаимодействия и изучения самих себя.
Так, упражнение "Ассоциации" использовалось
для активизации группового взаимодействия.
Игра позволяла воспитанникам лучше узнать
себя, посмотреть на себя глазами группы,
развивала наблюдательность, эмпатию.
Упражнение "Групповой рассказ" способствовало формирование навыков невербального общения.
Участие школьников в упражнениях "Встаньте те, кто…", "Опиши друга", "Что изменилось", "Как ты себя чувствуешь" содействовало последовательной выработке у каждого участника развитию внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного общения.
В Игре "Подарок
на всех (цветик - семицветик)" Каждый ребенок смог почувствовать
себя волшебником. Данная игра развивает
чувство коллектива, умения дружить, делать
правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Игры "Узелки", "Путанка" открывали
различные пути достижения цели, учили
поиску оптимального выбора, доверию.
Педагогическая
поддержка на этом этапе опытно-
Целью занятий было вызвать у воспитанников
оценочное отношение к социальным явлениям,
фактам, событиям, способствовать развитию
социальных эмоций, чувств. Так проигрывание
игры "Крокодил" сводилось к невербальной
форме человеческого взаимодействия.
Каждый ученик с помощью жестов, мимики,
действий, но без использования слов демонстрировал
одноклассник какое-либо явление или предмет.
Видение эмоций другого человека учила
игра "Маски", здесь каждому из участников
давалось задание - выразить с помощью
мимики горе, радость, боль, страх, удивление.
Остальные участники должны определить,
что пытался изобразить участник.
Общение с детьми на занятиях происходило в процессе коллективной работы, когда воспитанники договаривались о совместной деятельности, чаще всего игровой. Постепенно школьники учились принимать мнения других, отличные от своих собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.
Педагогическое
обеспечение ситуаций успеха в учебной
деятельности первоклассников
На уроках, где учитель использовал ситуации
успеха, учащиеся овладевали не только
социальными нормами и требованиями к
члену социального мира, но и познавали
себя, других людей, постигали смысл взаимоотношений
между людьми. Ребята учились не бояться
ситуаций, в которых нужно себя проявить,
ставить цели средней трудности или чуть
выше, не бояться конкуренции, быть целеустремленными,
иметь устойчивую, реалистическую самооценку,
проводить анализ полученного результата.
В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности младших школьников стимулировало интерес ребенка к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе; повышение адекватности самооценки в системе статусно - ролевых связей общества. Педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности стимулировало:
- интерес у учащихся к учебному процессу;
- радость познания, радость творчества, радость общения;
- уверенность в себе и своих силах;
- мотив к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- заинтересованность в личных особенностях и достижениях другого, проникнутую симпатией;
- открытие своего "Я", выделение себя из мира;
- осознание своего места в системе статусно - ролевых связей общества.
В создании условий ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников учитель использовал следующую логику педагогического обеспечения коммуникативной деятельности:
- перед началом работы педагог вселял в детей уверенность в том, что все добьются положительного результата; выполнял задания вместе с воспитанниками, оказывая им посильную помощь;
- педагог сотрудничал со школьниками, при этом выступал не как педагог, а как помощник; именно такой прием активизировал игровую деятельность ребенка, способствовал самостоятельности, самовыражению;
- при выполнении упражнений учитель
создавал условия для межличностного
общения. Таким образом, дети учились искусству
общения, умению помогать друг другу;
- в процессе занятий учитель предлагал
задания, способствующие повышению у воспитанников
чувства собственной значимости, стимулированию
активности и инициативы. Ребенок получал
удовлетворение от общения, так как прилагал
максимум усилий. При этом происходило
объединение детей на основе общей цели,
реализовывались идеи деятельности, скрепленной
взаимопониманием, проникновением в духовный
мир друг друга.
Нами был использован следующий алгоритм работы:
1. Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".
"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".
"Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности (помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания).
"Возможно, лучше всего начать с….."
"Выполняя работу, не забудьте о….."
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…"
5.Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты и мог бы..."
"Только тебе я и могу доверить…"
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
"Нам уже не терпится начать работу…"
"Так хочется поскорее увидеть…"
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально
пережить успех не результата в целом,
а какой-то его отдельной детали."Тебе
особенно удалось то объяснение"."Больше
всего мне в твоей работе понравилось…""Наивысшей
похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Ситуация успеха особенно важна в работе
с детьми, поведение которых осложнено
целым рядом внешних и внутренних причин,
поскольку позволяет снять у них агрессию,
преодолеть изолированность и пассивность.
В процессе учебной деятельности нами
были использованы приемы и упражнения,
способствующие активизации группового
взаимодействия и развитию инициативности,
креативности, активности, коммуникативности.
Так прием "Общая
радость", который состоит в
том, что бы ученик достиг нужной для
себя реакции коллектива, способствовал возникновению эмоционального
отклика окружающих на успех члена своего
коллектива.
Прием "Обмен ролями". Обмен ролями
дает возможность высветить скрытый до
сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых
возможностей учащихся. Они как бы создают
важный прецедент на будущее, разбиваясь
на отдельные самостоятельные акты "обмена
ролями", превращаясь из формы деловой
игры в специфический прием создания ситуации
успеха.
Прием "Заражение".
В педагогике заражение может
быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы
коллектива, источником успеха и общей
радости. Педагогическое заражение построено
на точном расчете, в котором главное -
выбор гносионосителя, то есть мощного
источника интеллектуального заражения.
"Заразить" коллектив интеллектуальной
радостью можно в том случае, если успех
отдельного школьника станет стимулом
для успеха других, перерастет в успех
многих, а осознание этого успеха вызовет
радость всех.
Механизм "заражения":
1.шаг: позитивное единство эмоционального
и интеллектуального фона коллектива;
2.шаг: выбор гносионосителя;
3.шаг: создание ситуации состязательности
и педагогически целесообразного соперничества;
4.шаг: выбор адекватных стимулов состязания
"заражения".
Механизм "заражения" построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл "общей радости".
Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость - это радость поддержки.
Прием "Эврика". Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
- успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
- ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
- ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
На уроках нами был использован подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбиралось несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения. Таким образом, все ученики смогли выполнить не менее двух упражнений, для отстающих детей это явилось радостным моментом на уроке. После выполнения ряда упражнений подводились итоги.
Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств