Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
-развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.

Содержание

Введение

Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников

1.1
Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача

1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников

1.3
Характеристика психологических особенностей младших школьников

Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника

2.1
Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника

2.2
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов

Заключение

Библиография

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Пригородова А. .doc

— 434.00 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Армавирская государственная  педагогическая академия»

Профиль «Психология и социальная педагогика».

 

 

 

Курсовая работа

«Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

                 г. Усть-Лабинска

                 Пригородова А.В.

                                                                 Научный руководитель

                                   Дохоян Анна Меликсовна            

 

 

Содержание

Введение

   

Глава I.

Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных  способностей младших школьников

 

1.1

Развитие коммуникативных  способностей как педагогическая задача

 

1.2

Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников

 

1.3

Характеристика  психологических особенностей младших  школьников

 

Глава II.

Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника

 

2.1

Педагогические  условия развития коммуникативных  способностей младшего школьника

 

2.2

Цель, задачи, организация  опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов

 

Заключение

   

Библиография

   

Приложения

   

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Потребность в общении  является одной из главных задач  в жизни человека. Вступая в  отношения с окружающими, человек  сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. 
       Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная задача образования на современном этапе. 
       Одной из главных задач, стоящих перед учителем является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни. 
       Младший школьный возраст, а именно 7 лет, время, когда ребенок начинает познавать школьные науки, представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования вышеуказанных качеств личности. 
        Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у первоклассников. Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития у младшего школьника коммуникативных способностей. 
        Проблемой развития коммуникативных способностей занимались: О. Г. Абрамлина [2], Г. М. Батуева [8], Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов , Н.Е.Щуркова,С.А.Козлова. 
         Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей младших школьников в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у младших школьников коммуникативных способностей в процессе образования. 
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью развития коммуникативных способностей младших школьников и уровнем их психологической готовности к коммуникации. Выявленное противоречие определило проблему исследования. 
   Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить развитие коммуникативных способностей младших школьников.  
     Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие послужили основанием для определения темы исследования: "Развитие коммуникативных способностей младших школьников". 
      Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников. 
      Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками. 
      Предмет исследования:

-развитие коммуникативных  способностей младших школьников  в процессе образования. 
       Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если: 
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;

- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;

- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха. 
Задачи исследования:

1.осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования "коммуникативные способности";

2.проанализировать опыт педагога по развитию коммуникативных способностей младших школьников;

3.выявить и обосновать педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников ;

4.провести опытно-экспериментальную работу развитию коммуникативных способностей младших школьников.

      Методологическая основа исследования. Исследование строится на положении  о педагогическом взаимодействии  субъектов образовательного пространства Ю. К. Бабанского, В. А. Мудрика, и др.; о речеязыковой способности индивида М. И. Лисина; о психологической теории личности Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. К. Перов; о роли общения в становлении личности К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев и др.

Структура работы: дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиография.

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников.

 

1.1.Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача.

Исследование проблемы развития коммуникативных способностей потребовало  изучение исходных теоретико-методологических основ сущности и содержания развития коммуникативных способностей личности. Решение поставленной проблемы потребовало от нас раскрытие сущности и содержания понятия "развитие коммуникативных способностей".

В философии понятие "развитие" определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.С психологической точки зрения "развитие"- прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации.

В педагогике понятие "развитие" рассматривается как изменение  представляющее собой переход от простого к более сложному, как процесс и результат количественных и качественных изменений человека. 
По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой стороны.

В психолого-педагогической литературе выведена следующая закономерность: развитие человека детерминировано  внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению.

Так, М. С. Каган рассматривает  понятие общение как сложный  и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, благодаря которому "индивиды" как физически, так и духовно творят друг друга.

А. А Леонтьев, в общении  различает три стороны: коммуникативная, интерактивная, персептивная. Для нашей работы важна коммуникативная сторона общения.

Далее автор утверждает, что она связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к "движению" информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.  Средствами коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.

Опираясь на приведенные  выше признаки коммуникативного процесса, мы заключаем, что коммуникативная  сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия друг на друга, поэтому ниже приведены мысли психологов, изучающих проблему коммуникации. 
 
Так, в словаре Ожегова, сказано, что коммуникация является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором ее развития. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий язык". Общение - одновременно обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе, к собственной душе.

Б. Т. Лихачев говорит о  том, что накопленный опыт коммуникативной  деятельности (общения) нельзя рассматривать  без такого компонента как "способности". 
         Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на давнее и широкое применение данной категории в науки смысл ее неоднозначен. Если попытаться объединить эти высказывания и классифицировать их, то это будет выглядеть следующим образом:

1.способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности;

2.способности - это свойства личности, имеющие существенное значение при выполнении той или иной деятельности;

3.способности - это природная одаренность, талант

Способности, с точки зрения Н. М. Аксарина, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способностью, которая не развивается на практике, человек  перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой  деятельности, по мнению Б. Т. Лихачева, зависит не от какой-либо одной, а  от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и  тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Опыт любой деятельности можно рассматривать как реализованность: 
а) природных (элементарных) способностей - это восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта с помощью механизма научения; 
б) общих способностей, включающих те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других); 
в) специальных способностей, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, и для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, технические).

А. А. Леонтьев говорит, что  способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов  способностей. Способность к общению  предполагает умение строить свое поведение  согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.

Б. Г. Ананьев  утверждает что, коммуникативные способности включают в себя: 
1. желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!"); 
2. умение организовать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Желание вступать в контакт с окружающими не является врожденной потребностью. Оно  возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими.[4] 
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные способности - это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Таким образом, на основании  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что коммуникация является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий язык". Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Проанализировав все выше сказанное, было обнаружено определение понятия "коммуникативные способности", которое наиболее точно отражают нашу точку зрения по данному вопросу. Итак, коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

1.2 Современные  подходы к решению проблемы  развития коммуникативных способностей  младших школьников.

Рассмотрим  коммуникативные сети работы в группах.При коммуникативной сети типа "Кружок" можно взаимодействовать только с теми, кто расположен рядом. Сети "Колесо" позволяют взаимодействовать только с теми, кто находится в центре. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре "колеса", имеет больше коммуникативных связей, чем другие члены группы, так как получает больше посланий; члены группы признают его лидерские функции; он несет большую ответственность за передачу информации, от него ожидается окончательное решение проблем. 
Знание типов коммуникативных сетей особенно важно для организации различных работ как индивидуальных, так и групповых.

Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств