Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель исследования - выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
-развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Введение
Глава I.
Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.1
Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача
1.2
Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников
1.3
Характеристика психологических особенностей младших школьников
Глава II.
Опытно-экспериментальная часть по развитию коммуникативных способностей младшего школьника
2.1
Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника
2.2
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников и анализ полученных результатов
Заключение
Библиография
Приложения
Для младшего школьника характерно наличие непроизвольного внимания. Школьник еще не способен сам управлять своим вниманием. На первых этапах в этом возрасте цели деятельности перед учеником ставят взрослые (учителя, родители). Если появляется необходимость, они же могут помочь в достижении целей. Развитие произвольного внимания происходит в направлении и от выполнения целей, которые перед ними ставят взрослые, к целям, которые определяет себя сам ученик и потому их выполнение сам же и контролирует.
Мышление у
детей начальной школы
Все сказанное позволяет сделать вывод. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Всем богатством языка ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.
В педагогическом словаре сказано: речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и т. д.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
На наш взгляд речь ребенка младшего школьного возраста, как форма общения (коммуникативной деятельности), посредством языка играет главную роль в межличностным взаимодействии со сверстниками, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Хорошо развитая речь для младшего школьника - средство успешного обучения в школе.
По мнению А.А.Леонтьева: "Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержания акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения- то будет неэффективным".
Анализ вышесказанного
подтверждает, что речевая деятельность
всегда связана с общением людей,
чтобы это общение протекало
успешно, не вызывая дискомфорта
у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них
определенных норм, принятых в обществе,
норм речевого поведения.
Как и многие другие правила,
установленные людьми, эти нормы ребенок
усваивает преимущественно практическим
путем, перенимая опыт старших, выполняя
их различные наставления (например: "Скажи
"спасибо"!", "А "пожалуйста"
забыл?").
А.А.Леонтьев, продолжая мыслить, говорит, немаловажным значением для развития детей младшего школьного возраста является стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности. Усиление такой мотивации для дальнейшего развития приносит двойную пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных способностей ребенка - это напрямую касается такого важного личностного качества, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку, так как, характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет слова оценки взрослых .
По мнению С. Л. Рубинштейна, важную роль играет самооценка младшего школьника и уровень ее сформированности. В младшем школьном возрасте - это ведущий мотив, побудитель активности ребенка. От самооценки во многом зависит, какие проявления собственного "Я" ребенок считает наиболее значимыми, какие личностные качества он в себе ценит, каково содержание его волеизъявления и насколько он готов проявлять социально значимую активность по отношению к другим людям. Социально-значимые качества, в том числе гуманность, приобретают для младших школьников личностный смысл и являются частью содержания их самооценки.
На основании
изложенного можно сделать
Выводы:
В первой главе были рассмотрены основные - ключевые понятия исследования. Так, понятие "коммуникативные способности", состоящее из понятий: "общение", "развитие" и "способности" были проанализированы с различных точек зрения. Раскрыты исторические аспекты происхождение основного понятия. В процессе работы пришли к выводу, что коммуникативные способности - это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Также выявили зависимость понятий "способности" и "развитие", которые не могут существовать иначе, как в постоянном взаимодействии, а также непосредственно связаны с ключевым понятием исследования.
Так же были описаны современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования. В анализируемых статьях были предложены различные способы развития коммуникативных способностей младших школьников. На основании изложенного сделан вывод, проблема развития коммуникативных способностей младших школьников является актуальной в сфере образования.
Нами была дана характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста. В связи с которыми, мы сделали заключение, что лучшим способом развития у младших школьников коммуникативных способностей является создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры.
ГлаваII.Опытно-
2.1.Педагогические условия развития коммуникативных способностей младшего школьника.
Первым педагогическим условием в нашем исследовании является оснащение младших школьников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения.
Вторым педагогическим условием в нашей работе выступает включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера ,которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе.
Третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.Общие правила организации групповой работы.
При построении
учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:
1. Такой формы общения в их опыте еще не
было, значит, этот навык нужно формировать.
2. Научить детей как сесть, как положить
учебник, как соглашаться, как возражать,
как попросить о помощи.
-Обязателен разбор ошибок совместной работы.
-Соединение детей в группы - очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
- Необходимо учесть, что в классе
может быть ученик, который может отказаться
от работы в группе; к этому нужно быть
готовым. Подготовить индивидуальные
задания. Как правило, и такие дети в свое
время тоже начинают сотрудничать, но
для этого необходимо время.
- Оценивать необходимо общую работу группы;
необходимо всегда подчеркивать человеческие
достоинства: вежливость, дружелюбие,
приветливость, взаимовыручку и др.
- Нужно учесть, что абсолютной тишины
на уроке не будет, поэтому нужно придумать
определенный сигнал, по которому наступает
тишина.
Учитель выделяет четыре типа учеников
относительно данной темы:
Н-не достигшие минимального уровня.
М-достигшие минимального уровня.
О-достигшие общего уровня.
П-вышедшие на продвинутый творческий уровень.
Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых - выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО - нормальные, МП - ускоренные.
Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик - стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
Способы организации группового
взаимодействия.
В зависимости от типа выполняемого задания
и характера организуемой деятельности
можно выделить несколько способов работы,
позволяющих одновременно обеспечить
взаимодействие учащихся в малых и крупных
группах:
Малые группы получают одно и то же задание,
выполняют его, представляют в устной
или письменной форме (или заносят результаты
в общую таблицу), соотносят с результатами
деятельности других групп, дополняя друг
друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность
групповой работы.
Группы получают разные задания. Выполнив
задание, группы представляют результаты
работы на общее обсуждение.
Группы получают разные,
но работающие на общий результат
задания. По окончании работы результаты
сводятся вместе, происходит групповое
взаимообучение.
Группы сменного
состава позволяют одновременно реализовать
1-й и 3-й способы организации работы, при
этом обеспечивают разделение заданий
не только между группами, но и между каждым
учащимся.
Работа групп
по принципу "вертушки" дает возможность
каждой группе последовательно проработать
все задания, перемещаясь по аудитории
от одного стола к другому. На каждом
столе представлено новое задание или
часть общего задания. Работой за каждым
столом может руководить "консультант".
Работа групп по принципу "эстафеты":
в пространстве аудитории перемещаются
не группы, а задания. Каждой группе выдается
задание, над которым она начинает работу.
Через определенное время задание передается
другой группе по кругу, а данная группа
получает задание от другой. Таким образом,
каждая группа вносит свой вклад в решение
каждой учебной задачи. В конце работы
каждая группа обобщает результаты своей
работы и представляет конечный результат
на всеобщее обсуждение.
Формы групповой работы.
Практически на всех уроках
учитель использует следующие виды
работ: взаимопроверка в парах; выполняются
задания учителя в парах, с последующим
выступлением перед классом; работа с
карточками; театрализация.
Раскрывая второе педагогическое условие,
будут использованы игры, как средства
включения первоклассников в коллективно-игровую
деятельность диалогового характера;
происходило расширение поля социальных
знаний, передача социальной информации,
координация детей как команды единомышленников
в условиях социального взаимодействия,
общения и отношений.
В процессе общения ребенок овладевал не только социальными нормами и требованиями к члену социального мира, но и познавал себя, других людей, постигал смысл взаимоотношений между людьми. На смену природной любознательности, интересу ко всему новому (социальным переживаниям) приходил интерес к существующим в социуме взаимоотношениям; с расширением своих возможностей ребенок стремился к своеобразному "сотрудничеству" со сверстниками и взрослыми, способствующему обмену сведениями, замыслами, решениями.
В ходе опытно-экспериментальной
работы педагогическое обеспечение
игр во внеучебной деятельности
младших школьников стимулировало интерес
ребенка к познанию социальных норм, своих
прав и обязанностей в социуме, удовлетворенность
межличностными отношениями в коллективе;
повышение адекватности самооценки в
системе статусно-ролевых связей общества.
Педагогическое обеспечение игр во внеучебной
деятельности стимулировало:
- заинтересованность в личных особенностях
и достижениях другого, проникнутую симпатией;
- взаимодействие, обогащающее личную мотивацию
поведения;
- вовлечение в социально ценную деятельность
для расширения нравственного опыта взаимоотношения;
- развитие уровня коммуникативных навыков
и самовоспитания.
Педагогическая поддержка, осуществляемая
в ходе опытно-экспериментальной работы
поэтапно, была нацелена на самопознание
и включала постановку таких задач, как:
Информация о работе Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств