Работа с педагогически запущенными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.12 Кб (Скачать)

     Изложенные  выше программы Р.В. Овчаровой,  И.А. Невского можно рассматривать как  стратегии ведения коррекционной  работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного  ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.

     Все методы лечебно-педагогической коррекции  можно классифицировать на две большие  группы: педагогические и психотерапевтические. Эта классификация предложена В.П. Кащенко в книге «Педагогическая коррекция» 
     1) К педагогическим методам В.П. Кащенко относит следующие: методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера. 
1.Коррекция активно-волевых дефектов.  
2.Коррекция стрхов. 
3.Метод игнорирования. 
4.Метод культуры здорового смеха. 
5.Действия при сильном возбуждении ребенка. 
6.Коррекция рассеянности. 
7.Коррекция застенчивости. 
8. Метод профессора П.Г. Вольского (основанный на эмоциональной связи педагога с ребенком). 
9.Коррекция бродяжничества. 
10. Самокоррекция.

     2) Специальные или частные педагогические  методы, направленные на коррекцию  тех или иных конкретных и  ярко выраженных недостатков  характера. 
1.Коррекция тиков 2.Коррекция детской скороспелости. 
3.Коррекция истерического характера. 
4.Коррекция недостатков поведения единственных детей. 
5.Коррекция нервного характера. 
6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

     3) Метод коррекции через труд.

     4) Метод коррекции путем рациональной  организации коллектива. Психотерапевтические  методы распределяются по основным  видам: 
1.Внушение и самовнушение. 
2.Гипноз. 
3.Метод убеждения. 
4. Психоанализ. [24,c.48-56]

     Многие  из этих методов детально разработаны  и в настоящем успешно используются в коррекции различных отклонений в характере детей. Как к воспитанию в целом необходим комплексный  подход, так же комплексно надо подходить  и к определению эффективности  педагогического воздействия. Основные компоненты личности учащегося, которые  формируются в учебно-воспитательном процессе - это интеллектуальные, идейно-нравственные и волевые. Они взаимосвязаны  через мотивацию поведения, потребности  подростка, его отношения к окружающему  и к себе, и находят свое самое  общее проявление в направленности личности. Все это происходит в  трех основных сферах жизнедеятельности  человека: в общении, познании и труде. Общение при этом рассматривается  в условиях парных взаимодействий учащегося, отношения в коллективе и отношений  личности - его мировоззрения, жизненных  установок. И поэтому, первое условие  комплексного подхода к оценке эффективности  педагогического воздействия на учащегося - оценка его развития и  условий общения, познания и труда. При этом учитываются собственные  коммуникативные качества учащегося  и особенности его взаимоотношения  с людьми. 
Второе условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий его жизни, то есть микросреды. То есть, как влияет микросреда на развитие личности ребенка, на его нравственные установки, ценности. 
Третье условие - сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения учащегося.

     Работа  с педагогически запущенными  школьниками заключается в преодолении  педагогической запущенности, то есть в перевоспитании его, но это очень  сложная и кропотливая работа. Очень часто для того, чтобы  эта деятельность имела положительный  результат, требуется много времени, усилий. Бывает и такое, что после  длительного периода работы с  таким ребенком, положительного результата не видно. Это обусловлено тем, что  сама эта проблема - педагогическая запущенность, очень многообразна и  сложна, а так же очень часто  данная деятельность идет не в том  направлении, не эффективна, не исправляет недостатки у ребенка, а в некоторых  случаях даже усугубляет их.

     Педагогическая  запущенность, а в частности недостатки нравственно-волевого и умственного  развития подростков, обусловлены главным  образом неблагоприятными условиями  и серьезными ошибками и недостатками их воспитания. Однако это не значит, что их перевоспитанием может  быть осуществлено усилиями только педагогов (социального педагога, педагога психолога, классного руководителя и так  далее). Конечно, педагог вместе с  родителями, играют здесь решающую роль. Но есть два главных обстоятельства, которые подтверждают необходимость  участия в этом деле и врачей. Во-первых, недостатки воспитания сказываются  не только на личности ребенка, но и  на здоровье: неправильный режим жизни, раннее приобщение к наркотикам, алкоголю и курению, раннее начало половой  жизни, участие в острых семейных конфликтах - эти и другие неприятные обстоятельства препятствуют правильному  физическому развитию детей, приводят к некоторым соматическим и нервно-психическим  заболеваниям, неврозам и психопатии в первую очередь.

     Во-вторых, многие родители таких учеников злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную  половую жизнь, что в некоторых  случаях приводит к появлению врожденных аномалий у их детей. В конечном счете, отклонения в физическом и психологическом развитии, заболевания отрицательно складываются на поведении ребенка, а значит, становятся главной причиной их недостатков. Только при такой совместной работе, будет обеспечен положительный результат перевоспитания педагогически запущенного школьника.         

       Но, конечно же, большая ответственность  ложится на плечи педагогов.  И существует два основных  условия успешной работы с  педагогически запущенными подростками;  это организация дружеских, доверительных,  теплых взаимоотношений и включение  подростка в разностороннюю и  содержательную жизнь коллектива  во всем ее многообразии.        

       Совершенно очевидно, что первое  и решающее условие воспитания  и перевоспитания учащихся - создание  здорового ученического коллектива. Бывает, что класс просуществует  целый год, а коллектив так  и не сформировался. Чтобы создать  здоровый ученический коллектив  необходимо провести соответствующую  и нелегкую работу. Необходимо, чтобы  каждый ученик класса был членом  коллектива, играя в нем определенную  активную роль, взаимодействуя с  другими членами коллектива. Поэтому  одна из задач учителя - классного  руководителя - создать сплоченный  коллектив класса, определить роль  каждого ученика в классе, найти  подходящее для него дело. При  этом в первую очередь надо  решать эту задачу по отношению  к педагогически запущенным ученикам, так как в основном они являются "отвергнутыми" в классе, они  не приобщены к общественно  полезной деятельности, которая  тоже играет большую роль в  перевоспитании таких учеников.        

       Сразу же возникает вопрос: какое  дело, поручение, задание давать  такому ученику, как педагогически  запущенному. Ни в коем случае  их нельзя допускать к органам  самоуправления, не давать им  роль лидера, так как они не пользуются уважением и доверием у товарищей, заносчивы, могут злоупотреблять физической силой. Таких учеников, прежде всего, надо ставить в условия подчинения другим, строгого соблюдения тех или иных правил поведения, дисциплины и только потом по мере формирования необходимых коллективистских качеств, переводить на руководящую работу.         

       Решая вопрос о содержании  и формах общественной работы  для данного учащегося, необходимо  учесть три весьма серьезных  и существенных условий. Первое - соответствие поручений индивидуальным  особенностям учащегося; второе - посильность для него поручения;  третье - добровольность принятых  на себя обязанностей.        

       Большое значение при коррекционной  работе с такими детьми отводится  именно слову - такому всеобъемлющему, глубокому и сильному средству  воздействия на человека. Иные  педагоги злоупотребляют им в  многочисленных и малоэффективных  нравоучениях и нотациях, и совсем  игнорируют широкий диапазон  его использования: от случайного  разговора с воспитанником до  задушевных бесед. Все это играет  исключительную роль в воспитании, ибо помогает подростку разобраться  в окружающем и в своем поведении,  способствует развитию умения  анализировать и обобщать явления  действительности, правильно понимать  людей.        

       Но в то же время с неуспевающими  учащимися, педагогически запущенными  школьниками, совершенно необходимо  содержание мер принуждения, наказания  и поощрения - при преобладании  мер положительного воздействия.  Это значит, что рядом с "Двойкой"  в журнале, вполне может, если  ответ отличный поставить "5" и обязательно похвалить при  этом учащегося. И совершенно  недопустимо ставить плохие оценки  за действия, непосредственно не  связанные с качеством данных  знаний учащегося.        

       Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что перевоспитание  педагогически запущенных учащихся  происходит не стихийно, не "само  по себе", не автоматически.  Педагогическая запущенность - явление  очень сложное, обусловленное  множеством различных причин  и факторов. Поэтому коррекционная  работа по ее преодолению требует  специальной работы при совершенно  обязательном комплексном подходе  к решению этой задачи, когда  специальные средства, приемы, мероприятия  органически вплетаются в систему  обучения и воспитания в целом.         

       Работа с педагогически запущенными  учащимися предполагает качественную  перестройку всей системы отношений  в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия психолога  и социального педагога с трудными  учащимися особого эффекта не  имеют, а лишь играют вспомогательную  роль. И, конечно же, в первую  очередь необходима работа с  семьей по повышению педагогического  и культурного уровня родителей,  так как именно они являются  главной причиной возникновения  педагогической запущенности.         

       Таким образом, проанализировав  существующие подходы к коррекции  педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу, единого  подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал  какую-то отдельную сторону этого  вопроса.        

       Так, сами принципы работы с  педагогически запущенными школьниками  хорошо разработаны психологом Л. Зюбиным. Схема составления диагностики обследования школьников – педагогами Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны психологом Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия. В.П. Кащенко рассмотрел методы для работы с педагогически запущенными.         

       Нам кажется, что все эти  наработки необходимо учитывать  при составлении коррекционной  программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, представленные в работах Г.П. Медведева, Г.П. Давыдова, А.С. Белкина, М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, Л.М. Зюбина, Э.С. Заседателевой и др., выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

     Мы рассмотрели четыре вида педагогической  запущенности детей: нравственно-педагогическую запущенность; интеллектуально-педагогическую запущенность; медико-педагогическую и нравственно-трудовую запущенность.

     Рассмотрели понятие социальной запущенности, трудновоспитуемости.

     Выделили  некоторые признаки принадлежности  детей к группе  риска. Выявили  причины становления педагогической запущенности, отклонения в развитии, в поведении детей.

     Проанализировав существующие подходы к коррекции педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу, единого подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал какую-то отдельную сторону этого вопроса.         

       Так, сами принципы работы с  педагогически запущенными школьниками  хорошо разработаны Л. Зюбиным.  Схема составления диагностики  обследования школьников – Л.А.  Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым.  Направления коррекционной программы  для ребенка и его окружения  разработаны Р.В. Овчаровой, а  специалисты, которых можно привлекать  к коррекционной работе, определены  в программе И.А. Невского. Л.М.  Зюбин предложил этапы работы  и коррекционные мероприятия.  В.П. Кащенко рассмотрел методы  для работы с педагогически  запущенными.        

Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми