Работа с педагогически запущенными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.12 Кб (Скачать)

     Как правило, для детей, демонстрирующих  тот или иной тип поведения  характерны недостаток позитивного  социального опыта, неразвитость и  несформированность мировоззрения, системы  ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, примитивные  интересы. В то же время существует ряд характеристик, которые показывают специфичность каждого из представленных типов.

     Так для детей, демонстрирующих патологическое поведение характерно отставание от сверстников в физическом, психическом  и половом развитии. Часто эти  дети обладают медицинским диагнозом  «задержка психического развития», «нервно-психическое расстройство», «умственная отсталость». У них  низкая работоспособность, рассеянное внимание. Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти  учащиеся показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую запущенность. Такие дети демонстрируют  ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать  адекватные решения в различных  ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своих поступков  и поступков других людей.

     Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип  поведения,  физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально  не развиты, как следствие отстают  от благополучных сверстников в  учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим  занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют  с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие  социальных норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления.[10, с.17-18]

     Так, например, Г.Я. Бархерит выделяет следующие  типы детей с осложненным поведением, для которых характерны определенные акцентуации — чрезмерные усиления отдельных черт характера, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление «комплексов» при росте нервно-психических нагрузок:

     • агрессивно-защитный — упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, подозрительный, враждебный к окружающим, болезненно обидчивый, резко завышена самооценка, постоянно жалуется на неудачи, придирки к нему других людей (параноик);

     • конфликтный — крайне раздражительный, с приступами вспыльчивости, страхов и тоски, неуправляемый, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями (эпилептоид);

     • независимый — постоянно уходит от контактов, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, не склонен к сопереживанию и состраданию (шизоид);

     • демонстративный — демонстративное, манерное поведение, стремится любой ценой обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу, лживый, авантюрный, притворщик, отсутствие чувства долга, сопереживания,  сострадания  (истероид);

     • примыкающий — робкий, неуверенный в себе, боязливый стеснительный, мнительный, поддающийся влиянию других (психастеник);

     • пассивно-обидчивый — серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, робкий, с устойчиво положительной позицией в отношении поручений, социальных ролей, чувствителен к происходящим событиям, легко раним (дистимик);

     • неадаптированный — тревожный, подавленный, нерешительный, раздражительный, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психических сил (астеник);

     • утверждающийся — ярко выраженные лидерские качества, стремится подавлять других и командовать, используя при этом все дозволенные и недозволенные меры, эгоистичен, равнодушен, жесток;

     • противоречивый — склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения, в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющееся настроение, которое держится от нескольких часов до нескольких дней, независимо от разных событий, в которые он включен (циклотимик).

     Представленные  акцентуации имеют в жизни  смешанные формы (могут проявляться  в разных типах), в чистом виде встречаются  редко. Взаимодействие с различными типами подростков педагогам следует  осуществлять на основе индивидуального  подхода с учетом специфики психологического типа.[12, с.87]

     То  есть, проанализировав данные подходы  к определению педагогической запущенности, представленные в работах Г.П. Медведева, Г.П. Давыдова, А.С. Белкина, М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, Л.М. Зюбина, Э.С. Заседателевой и др., выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. 

     2 Виды педагогической  запущенности детей младшего школьного возраста   
 

     По  мнению И. Зиминой, кандидата педагогических наук, педагогическая запущенность имеет несколько видов:

     Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного  поведения.  
           Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.  
           Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими.  
           Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.  
            Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.  
            Таким образом, успех преодоления психологических трудностей вхождения младшего школьника в систему отношений «учитель - коллектив - личность» имеет прямую связь с предупреждением социально-педагогической запущенности, с преодолением отрицательных тенденций, возникающих еще в дошкольный период. Роль учителя в этом деле трудно переоценить.
Социально запущенные – эти   дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные  ценностно-нормативные  представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях.[35]

     Трудновоспитуемость – это степень сопротивляемости ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность  и нежелание адекватно реагировать  на них.

     Трудновоспитуемость может быть вызвана ошибками семейного  воспитания, дефекты психического и  социального развития, особенности  характера, темперамента и др. личностными  характеристиками учащегося.

     Формируется трудновоспитуемость на базе педагогической запущенности:

     У детей, которым с момента рождения не уделялось должного внимания обнаруживается недостаточная сформированность наблюдательности, послушания, исполнительности, уважения к окружающим, нравственных представлений и чувств; отмечается отставание в развитии внимания. Учебная деятельность затруднена, они избегают активной мыслительной работы; невысокая оценка их знаний становится критерием общественного мнения, вследствие чего ухудшается их положение в системе межличностных отношений.

     Отклонения  проявляются:

     -в школьной неуспеваемости детей;

     -в отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;

     -в недисциплинированности;

     -в конфликтности, высокой тревожности;

     -в наличие нежелательных качеств: лень, лживость, эгоистичность, грубость;

     -гиперактивность;

     -немотивированная агрессия, жестокость;

     -употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение;

     -правонарушения.

     Причины отклонения в поведении:

     1.Неблагоприятные  условия семейного воспитания;

     2.Ошибки  учебно-воспитательного процесса;

     3.Неформальные  детские и подростковые объединения.

     Можно выделить некоторые признаки принадлежности  детей к группе  риска по формированию зависимости от психоактивных веществ:

     Дети из семей, где кто-либо  имел  зависимость от  алкоголя или наркотиков. Это генетический фактор  наследования  склонности к образованию зависимости от психоактивных веществ.

     Дети из  асоциальных и конфликтных семей. Эти дети по отношению к семье испытывают  страх, вину, обиду, злость.  Они и свою жизнь в дальнейшем строят  с алкоголем и наркотиками.

     Дети, живущие в неблагоприятных  социальных условиях  и в условиях  высокой  распространенности употребления  психоактивных веществ.

     Дети, пережившие  насилие (эмоциональное, физическое, сексуальное).

     Дети, имеющие личностные проблемы (ощущение несостоятельности, отверженные насилии, различные физические недостатки).

     Рассмотрим  некоторые виды педагогически запущенных школьников

     Гиперактивный ребёнок - это очень трудный ребенок.

     Причина гиперактивности:

     Микродинамические поражения мозга (черепно-мозговая травма); патология беременности; генетический фактор; дисфункция ЦНС; пищевые факторы; курение и алкоголь  родителей; социальные факторы (отсутствие системы воспитания).

           Портрет гиперактивного ребенка:

     -Непоседлив; неряшлив; двигательно беспокоен; не доводит дело до конца; больше бегает, чем ходит; неусидчив; нарушена концентрация внимания; нередко плохой сон.

     Совет воспитателю:

     -Найти возможности двигательной самореализации;

     -Оберегать от переутомления;

     -Полезные ежедневные нормированные физические занятия, длительные прогулки, бег;

     «-Позитивная модель» - хвалить  каждый раз как он этого заслужит;

     -Избегать говорить «нет»,  «нельзя». Это вызывает негативную реакцию;

     -Говорить спокойно, сдержанно, мягко, терпеливо, без раздражения;

     -Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;

     -Распоряжения для ребенка должны быть четкими. Немногословными. Без нравоучений;

     -Чаще проводить игровые минутки.

     Следующий вид это- изгои.

      3 типа: изгой – клоун, изгой  – белая ворона, изгой – антагонист.

     1 Изгой – «клоун»

     Подставляет себя насмешкам, чтобы выявить слабые стороны и несовершенство класса.  Обладает высоким интеллектом. Может  ставить в затруднительное положение  не только одноклассников , но и педагога. Забирает часть негативных эмоций на себя.

     2 Изгой – «белая ворона»

     Имеет серьезные этнические отличия.  Принадлежность к другой нации, другой религии или  среди  материально-обеспеченных детей, ребенок из многодетной семьи. Ребенок  с отклонениями в здоровье или  физическим недостатком.

     3 Изгой – «антагонист»

     Это крайняя степень изгойства. Максимальный эгоист, склонен обвинять всех и  не видит истинного положения, причин изгойства.

     Основная  причина  антагонизма – изъяны семейного воспитания. (в чужом  глазу и соринку вижу…)

     Практически все изгои имеют общий недостаток – они неспособны мыслить конструктивно, критикуют все и всех. Это претендент на лидерство, лидер-неудачник.

Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми