Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа
Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Выстраивая свою работу с классом, педагогу необходимо помнить, что изгой – это «изнаночная сторона эмоциональной жизни класса.
Существует 3 типа взаимодействия с изгоями:
1.Изгой – «антагонист»:
Не воспринимает класс, а класс его. Провоцирует негативное отношение к себе. Самая распространенная ошибка – попытка педагога занять чью-либо сторону. Это приводит к усугублению конфликта.
Другой подход: - перевод в другой класс (школу), но пустую нишу обязательно займет другой.
Лучше
всего перевести ученика
2. Изгой – «белая ворона» - агрессия идет от класса.
Проблема решаема через
3. Изгой – «клоун» – свои клоунские действия испытывает на педагоге, ставя его в нестандартные ситуации. Главное эффективно, с юмором, достойно выйти из данной ситуации. Эмоциональный взрыв только укрепить его тип поведения. «Клин клином вышибают» Ставить его в нестандартные ситуации.
Агрессивный ребенок.
Агрессия - это склонность к причинению другим морального и материального ущерба.
Причины агрессии:
-Агрессивное поведение родителей;
-Средства массовой информации: На экране – насилие, смерть, жестокость;
-Гипервозбудимость ребенка;
-Проявление нелюбви к ребенку со стороны близких;
-Антикультура (рок –группы, шоу );
-Унижения и оскорбления, неправильная форма поведения со стороны педагогов и вожатых.
Выделяют 4 типа агрессивных детей:
1 Ребенок, склонный к физической агрессии.
-Активен; любит риск; стремиться к признанию; обладает организаторскими способностями; склонен к садизму; отсутствует самоконтроль; импульсивен; отсутствуют моральные ограничения.
Это «открытая « форма агрессии.
2.Ребенок, склонный к словесной агрессии
Особенности: психологически неуверен; неуравновешен; повышенная тревожность; обидчивость; депрессия; низкая работоспособность.
Это «закрытый» тип.
Такие дети бьют в самые «болевые» точки. Особенно страдают от них дети с физическими недостатками, робкие, застенчивые, неуверенные в себе.
3.Ребенок, склонный проявлять косвенную агрессию
Это чрезвычайно импульсивные дети, у них примитивные влечения, склоны к риску, чувствительны, уступчивы, болезненно реагируют на критику.
Действуют «исподтишка». Заводят ссору и наблюдают, что будет.
4.Негативисты:«Ужасный хулиган»; «нигилист»; отрицает авторитет старших; вызывающее поведение, внешний вид, манеры; критика – это личная обида; но рассудительны, проявляют жалость , сочувствие считают уделом слабых.
Совет воспитателю:
-не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении;
-самому не впадать в агрессию;
-выяснить причину агрессии;
-агрессию, эмоции выплеснуть через соревнования, игру.
-лишить общения со сверстниками.[36]
Таким образом, мы рассмотрели 4 вида педагогической запущенности детей: нравственно-педагогическую запущенность; интеллектуально-педагогическую запущенность; медико-педагогическую и нравственно-трудовую запущенность.
Рассмотрели понятие социальной запущенности, трудновоспитуемости.
Выделили
некоторые признаки принадлежности
детей к группе риска. Выявили
причины становления
3
Методы работы учителя с педагогически
запущенными детьми младшего школьного
возраста.
Прежде чем приступить к коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить стадию, на которой находится запущенность, и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте.
Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1.
Сопротивляемость
2.
Уровень социально-ценного
3.
Я - концепция личности (эмоциональный
аспект) а) положительная, б)
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам : а) требовательность, б) самокритичность.
5.
Уровень самоуправления
а)
может долго и качественно
трудиться в области, которая
его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная
и неинтересная для него, но важная для
коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий
в достижении качества работы.[31,c.43-44]
Для диагностики педагогической запущенности педагог В.Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.В отечественной и зарубежной практике психологии и педагогики имеются наработки, представленные в схемах и программах организации работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности. [28,c 55]
Так, психолог Р.В. Овчарова предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания специалистов.
1.
Изменение условий семейного
воспитания ребенка: А)
2.
Совершенствование
3.
Помощь ребенку в личностном
росте: А) организация
И.А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:
Раздел
1. Изучение педагогически запущенных
школьников;
1) Выявление педагогически запущенных
школьников; ведение личных дел
2) Изучение результатов деятельности
этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений
в межличностных отношениях; наметить
пути и способы их преодоления.
3) Положение ученика в классе, характер
взаимоотношений с товарищами; наметить
пути и способы их улучшения.
4) Изучение интересов, способностей и
склонностей ученика.
5) Установить, входит ли педзапущенный
в другие группы сверстников за пределами
школы; изучить характер влияния этих
групп на данного ученика.
6) Изучить положение ребенка в семье.
Раздел
2. Организация педагогической помощи:
1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях
и навыков; наметить пути и способы их
ликвидации
2) Повысить и укрепить интерес к учению,
уверенность в свои силы.
3) Укреплять положение запущенных детей
в классе.
4) Учителям проявлять к детям уважение
и доброжелательность, приветливость
и дружелюбие.
5) Показать родителям, как нужно работать
с ребенком дома, как организовать его
рабочее (учебное) и свободное время, как
оказать помощь в учебе.
6) Вести учет особо неблагополучных семей.
Раздел
3. Организация медицинской
1) Консультации врачей - психоневрологов
и дефектологов.
2) Медицинский учет в рамках школы.
3) Организовать общеукрепляющее амбулаторное
лечение не нуждающихся в нем.
4) Взять под контроль организацию летнего
отдыха ослабленных педзапущенных детей,
оказывать помощь в получении путевок
в лагерь и санатории.
Раздел
4. Организация свободного времени
педзапущенных школьников:
1) Включить школьников в работу кружков,
секций, исходя из интересов и возможностей
детей.
2) Задействовать в школьных мероприятиях;
отмечать успехи и достижения в области
этой деятельности.
3) Организовать ненавязчивый контроль
над свободным временем.
4) Всех педагогически запущенных детей,
не имеющих достаточного ухода и контроля
дома, вовлекать в группы продленного
дня в школе [28,c.87]
Положительное
этой программы заключается в
оказании разного вида помощи ребенку,
то есть подключение различных
На первом этапе работы педагог сопоставляет
самое общее представление об учащемся.
Для этого они знакомятся с его личным
делом, с условием его жизни и воспитания
в семье, беседует с ним, наблюдает за его
поведением.
На втором этапе выявляются наиболее сильные
стороны и достоинства учащегося, а также
его недостатки и составляется программа
педагогических действий, которая находит
свое отражение в плане индивидуальной
работы с подростком.
Третий этап изучения – это определение
эффективности воздействия на данного
ученика.
Психолог Л.М. Зюбин выделяет этапы работы с педагогически запущенными:
1.
Установление дружеских
Отдельно Л.М. Зюбин предлагает следующие формы коррекционной работы: - выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных. Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу.
Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми