Работа с педагогически запущенными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью является - работа с педагогически запущенными детьми (различные типы), в связи с этим ставятся задачи: рассмотрение понятия «педагогическая запущенность»; виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ; методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Характеристика понятия педагогически запущенных детей…………………………………………………………………………..……5
2 виды педагогической запущенности детей младшего школьного возраста ................................................................................................................13
3 методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.12 Кб (Скачать)

     Выстраивая  свою работу с классом, педагогу необходимо помнить, что изгой – это  «изнаночная  сторона эмоциональной жизни  класса.

     Существует  3 типа взаимодействия с изгоями:

     1.Изгой – «антагонист»:

     Не  воспринимает класс, а класс его.  Провоцирует негативное отношение  к себе. Самая распространенная ошибка – попытка  педагога занять чью-либо сторону. Это приводит к усугублению  конфликта.

     Другой  подход: - перевод в другой класс (школу), но пустую нишу обязательно займет другой.

     Лучше всего перевести ученика временно (1-2месяца) на домашнее обучение, чтобы  провести социально-педагогическую профилактику.

     2. Изгой – «белая ворона» - агрессия идет от класса.

       Проблема решаема через дискуссионные  формы, научить класс жить с  человеком не похожим на них.  Найти в человеке привлекательные  стороны. Создать для него «ситуацию  успеха» в классе. Проводить недели  национальной культуры (армянская культура, украинская культура, русская культура и т.д.).

     3. Изгой – «клоун» – свои клоунские действия испытывает на педагоге, ставя его в нестандартные ситуации. Главное эффективно, с юмором, достойно выйти из данной ситуации. Эмоциональный взрыв только укрепить его тип поведения. «Клин клином вышибают» Ставить его в нестандартные ситуации.

     Агрессивный ребенок.

     Агрессия -  это склонность к причинению другим морального и материального ущерба.

     Причины агрессии:

     -Агрессивное поведение родителей;

     -Средства массовой  информации: На экране – насилие, смерть, жестокость;

     -Гипервозбудимость ребенка;

     -Проявление нелюбви  к  ребенку со стороны близких;

     -Антикультура (рок –группы, шоу );

     -Унижения и оскорбления, неправильная форма поведения со стороны педагогов и вожатых.

     Выделяют 4 типа агрессивных детей:

     1 Ребенок, склонный к физической агрессии.

     -Активен; любит риск; стремиться к признанию; обладает организаторскими способностями; склонен к садизму; отсутствует самоконтроль; импульсивен; отсутствуют моральные ограничения.

     Это  «открытая « форма  агрессии.

     2.Ребенок, склонный к словесной агрессии

     Особенности: психологически неуверен; неуравновешен; повышенная тревожность; обидчивость; депрессия; низкая работоспособность.

     Это  «закрытый»  тип.

     Такие дети бьют в самые «болевые» точки. Особенно страдают от них дети с  физическими недостатками, робкие, застенчивые, неуверенные в себе.

     3.Ребенок, склонный проявлять косвенную агрессию

     Это чрезвычайно импульсивные дети, у  них примитивные влечения, склоны к риску, чувствительны, уступчивы, болезненно реагируют на критику.

     Действуют «исподтишка». Заводят ссору и  наблюдают, что будет.

     4.Негативисты:«Ужасный хулиган»; «нигилист»; отрицает авторитет старших; вызывающее поведение, внешний вид, манеры; критика – это личная обида; но рассудительны, проявляют жалость , сочувствие считают уделом слабых.

     Совет воспитателю:

     -не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении;

     -самому  не впадать в агрессию;

          -выяснить причину агрессии;

     -агрессию, эмоции выплеснуть через соревнования, игру.

     -лишить общения со сверстниками.[36]

     Таким образом, мы рассмотрели 4 вида педагогической  запущенности детей: нравственно-педагогическую запущенность; интеллектуально-педагогическую запущенность; медико-педагогическую и нравственно-трудовую запущенность.

     Рассмотрели понятие социальной запущенности, трудновоспитуемости.

     Выделили  некоторые признаки принадлежности  детей к группе  риска. Выявили  причины становления педагогической запущенности, отклонения в развитии, в поведении детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Методы работы учителя с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста. 

       Прежде чем приступить к коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить стадию, на которой находится запущенность, и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте.

     Для этого существуют разные  подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

     1. Сопротивляемость педагогическим  воздействиям : а) контактность с  классным коллективом, б) отношения  с большинством педагогов, в)  реакция на педагогические требования, г) податливость педагогическим  воздействиям.

     2. Уровень социально-ценного жизненного  опыта : а) опыт общения с  людьми, б) характер общения с  людьми, в) опыт участия в различных  видах деятельности, г) требовательность  к себе при неудачах.

     3. Я - концепция личности (эмоциональный  аспект) а) положительная, б) отрицательная,  в) аномальная.

     4. Отношение к своим недостаткам  и негативным (отрицательным) свойствам  : а) требовательность, б) самокритичность. 

     5. Уровень самоуправления поведением :

     а) может долго и качественно  трудиться в области, которая  его интересует,  
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,  
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.[31,c.43-44]

     Для диагностики педагогической запущенности педагог В.Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.В отечественной и зарубежной практике психологии и педагогики имеются наработки, представленные в схемах и программах организации работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности. [28,c 55]

     Так, психолог Р.В. Овчарова предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания специалистов.

     1. Изменение условий семейного  воспитания ребенка: А) повышение  психолого-педагогической грамотности  родителей, культуры взаимоотношений;  Б) создание воспитывающей ситуации  в семье, активное включение  родителей в воспитательный процесс;  В) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании; Г) контроль над организацией  режима ребенка, устранение безнадзорности; Д) помощь ребенку в организации  деятельности ребенка, его общения  в семье; Е) меры по устранению  нарушений семейного воспитания.

     2. Совершенствование воспитательно-образовательной  работы с классом: А) коррекция  отношений педагога к ребенку,  снятие психологических перегрузок; Б) гуманизация межличностных  отношений в детском коллективе, В) рационализация воспитательно-образовательной  работы в классе; Г) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

     3. Помощь ребенку в личностном  росте: А) организация психологического  обследования ребенка и оказание  ему необходимой психологической  помощи; Б) индивидуальная работа  по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой  сфер; В) включение ребенка в  активную деятельность; Г) преодоление  демотивированности, негативной мотивации  учения, Д) организация успеха  ребенка в условии школьной  программы; Е) руководство общением  ребенка со сверстниками на  основе опоры на положительные качества личности; Ж) работа по формированию мотивации достижения.[23,c.13]

     И.А. Невский предлагает свою программу  работы школы с педагогически  запущенными учащимися. Она состоит  из четырех разделов:

     Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников; 
1) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел  
2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления. 
3) Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения. 
4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика. 
5) Установить, входит ли педзапущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика. 
6) Изучить положение ребенка в семье.

     Раздел 2. Организация педагогической помощи:  
1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации 
2) Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы. 
3) Укреплять положение запущенных детей в классе. 
4) Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие. 
5) Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. 
6) Вести учет особо неблагополучных семей.

     Раздел 3. Организация медицинской помощи: 
1) Консультации врачей - психоневрологов и дефектологов. 
2) Медицинский учет в рамках школы. 
3) Организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение не нуждающихся в нем. 
4) Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных педзапущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.

     Раздел 4. Организация свободного времени  педзапущенных школьников: 
1) Включить школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей. 
2) Задействовать в школьных мероприятиях; отмечать успехи и достижения в области этой деятельности. 
3) Организовать ненавязчивый контроль над свободным временем. 
4) Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе [28,c.87]

     Положительное этой программы заключается в  оказании разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач. На разных этапах работы с учащимся для педагога различное значение имеют разные задачи. 
На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением. 
На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.  
Третий этап изучения – это определение эффективности воздействия на данного ученика.

     Психолог  Л.М. Зюбин выделяет этапы работы с педагогически запущенными:

     1. Установление дружеских отношений, 2. Изучение педзапущенных 3. Выявление  сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование, 4. Проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных  мероприятий, 5. Анализ результатов,  наблюдение.[33,c.156]

     Отдельно  Л.М. Зюбин предлагает следующие  формы коррекционной работы: - выявление  качеств, способностей, которые могут  получить положительную оценку в  коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации  дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная  работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление  мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной  деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных. Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу.

Информация о работе Работа с педагогически запущенными детьми