Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа
Цель: изучить технологию предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся в работе учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.
3. Выявить типы неуспевающих школьников. Определить их специфику в соответствии с выделенными типами.
4. Найти пути устранения неуспеваемости у детей школьного возраста.
5. Изучить педагогический опыт по работе с неуспевающими школьниками на уровне трудового обучения.
6. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей школьного возраста на основе специфики работы по специальности «Обслуживающий труд».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………3
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ …..5
Причины неуспеваемости школьников. ……………....5
Типы неуспевающих учащихся, их психолого-педагогическая характеристика. ……………………………….…8
Специфика работы учителя с неуспевающими учащимися. …………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА …………………………………15
2.1 Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. ..……15
2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса). …………………………………………………21
2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса). ………………………………………..…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ А......... ……………………………………32
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Часто используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаются всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируются количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызывают учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы дают материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, стараясь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаются ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто дают подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда просят подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцируются вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаются выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагают работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяют основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп дается различное. Сильным детям сообщается цель задания, а средним и слабым – задания описываются более подробно. Со временем задания во всех группах усложняются, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, дают задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то формируют пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и проводят работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляют дифференциацию и при проведении практических работ. Используют взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикуют коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Детей группы А учат работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентируют. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даются небольшие дополнительные упражнения, чтобы их оценили родители.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках обслуживающего труда позволило Лидии Иосифовне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса).
Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением.
Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей, преодолении и предупреждении неуспеваемости. Специфика педагогического руководства ею заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду. [13]
В общеобразовательной школе № 12 г. Мозыря традиционно проводятся предметные недели (декадники, месячники), в рамках которой проводятся уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т. д. Внеклассная работа призвана дать простор для развития у учащихся творческой инициативы и фантазии, пробудить у них интерес к изучаемому и стремление овладевать знаниями и умениями.
Приведем пример из опыта Азаренко Лидии Иосифовны.
1.Оформление уголка «История привычных вещей», «Знакомые незнакомцы» (учащиеся готовят сообщения)
2.Викторина «Что? Где?
Когда?» (использую журналы «Школа
и производство» и другие
3.Конкурс «Хозяюшки» 7кл.
4.Конкурс «Его величество – картофель» 6кл.
5.Конкурс пословиц о труде
6.Конкурс «Все дело в шляпе» 7кл.
7.Конкурс «Смак» 8-9кл.)
8.Выставка творческих работ учащихся и учителей школы.
9.Выставка «Бабушкин сундук».
10.Ярмарка-продажа детских работ
11.Почтовый ящик (банк идей, пожелания, вопросы, задания)
Для примера: Приложение А
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.
Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса.
Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими состав содержания общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индиви-дуальности школьников: учет и коррекция / М.К Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.
2. Артеменок, Е.Н. Диагностика эффективности процесса обучения на основе определения учебных возможностей / Е.Н. Артеменок // Адукацыя i выхаванне. – 2005. – № 10. – С. 60–64.
3. Блонский, П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1995.
5. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К Бабанского. Ростов-на-Дону,2002.
6. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954
7. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. –М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – С. 123–172.
8. Дмитриева, Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. — 2000. — № 126. — С. 242-249.
9. Захожая, Н.Н. Психолого-педагогическая поддержка как средство развития интеллектуальных способностей личности / Н.Н. Захожая // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3. – С. 48–57.
10. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 216 с.
Коледа, Т.Г. Умения и навыки в образовании: сущность, содержание, этапы формирования / Т.Г. Коледа // Кiраванне ў адукацыi. – 2007. – № 6. – С. 21–25.
11. Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2002. – С. 114–122.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова [и др.]. – М. : Просвещение, 1990. – 225 с.
13. Муравьев, А.В. Как учить всех детей хорошо, или многомерность инновационной деятельности – основа успеха / А.В. Муравьев // Кiраванне ў адукацыi. – 2008. – № 9. – С. 38–40.
14. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.- Минск:Народная асвета, 1977
15. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 272–395.
16. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 601–608.
17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Аадемия», 2006. – 228 с.
18. Писарчук, Г.В. Учимся учиться эффективно / Г.В. Писрачук // Народная асвета. – 2009. – № 6. – С. 31–35.
19. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 235–280.
20.Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
21. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С.123–125.
22. Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 216 с.
23. Славина, Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды / Л.С. Славина. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с.
24. Сысоева, Е.А. Экспертная оценка причин неуспеваемости учащихся в школе / Е.А. Сысоева, А.П. Сысоев, М.В. Непобедный, Р.Ю. Кондратов // Школьные. технологии. – 2010– № 1. – С. 163–170.
25. Харламаў, I.Ф. Цi можна навучанне зрабiць легкiм i прыемным / I.Ф. Харламаў // Адукацыя i вахаванне. – 1999. – № 12. – С. 33–41.
26. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.
М.,1997.
27. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 288 с.
28. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
29. Элькони, Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Конкурс «Хозяюшки» (7 класс)
От каждого 7-го класса выставляется команда из 5-6 человек. Команда обязательно должна быть в спецодежде, иметь эмблему, название и выполнить домашнее задание (красиво оформленный салат). Жюри состоит из старшеклассников или учителей.
1-ое задание ЗАГАДОЧНОЕ ЛОТО (или кроссворд, составленный из загадок). За каждый правильный ответ команда получает 1балл или 1жетон, т.о. заполняется кроссворд или карта лото.
2-ое задание «Пойми меня» (пантомима по правилам ТБ)
Команды получают задание, например показать как при нарезке продукта кто-то порезался или неаккуратно засыпает продукты в кастрюлю и обжигается и т.д.) Капитан соперников должен понять, что изображают члены другой команды.
3-е задание Приготовить яичницу-глазунью
4-ое задание Кто быстрее и правильно заправит швейную машину, а затем швом вподгибку обработает полотенце
5-ое задание « Нюхачи»
С завязанными глазами
6-ое задание «Что это?»
Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости учащихся