Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа
Цель: изучить технологию предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся в работе учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.
3. Выявить типы неуспевающих школьников. Определить их специфику в соответствии с выделенными типами.
4. Найти пути устранения неуспеваемости у детей школьного возраста.
5. Изучить педагогический опыт по работе с неуспевающими школьниками на уровне трудового обучения.
6. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей школьного возраста на основе специфики работы по специальности «Обслуживающий труд».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………3
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ …..5
Причины неуспеваемости школьников. ……………....5
Типы неуспевающих учащихся, их психолого-педагогическая характеристика. ……………………………….…8
Специфика работы учителя с неуспевающими учащимися. …………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА …………………………………15
2.1 Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. ..……15
2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса). …………………………………………………21
2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса). ………………………………………..…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ А......... ……………………………………32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………3 |
|
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ …..5 |
|
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА …………………………………15 |
|
2.1 Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. ..……15 |
|
2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса). …………………………………………………21 |
|
2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса). ………………………………………..…………………27 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………29 |
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………30 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А......... ……………………………………32 |
ВВЕДЕНИЕ
Школьное обучение – один из самых долгих периодов обучения, который длится до одиннадцати лет, во время которого получаются базовые и обширные знания от литературы до физики. Этому соответствует и немалое количество трудностей, проблем, неурядиц, которые могут возникнуть и повлечь за собой как небольшие, незаурядные последствия, так и самые серьёзные, которые могут перечеркнуть успешное обучение и получение хороших результатов, а так же переход на следующие ступени.
Во все времена и до сих пор одним из самых «больных мест» всех школ остается недостаточная успеваемость школьников, которая может быть обусловлена различными обстоятельствами. И причинами того могут служить не столько несовершенные методы работы школы, непрофессионализм учителей, сколько возрастные особенности школьников, их психологическая готовность к обучению в школе, самому ответственному периоду, который закладывает основу для дальнейшего получения образования, будь то высшее, средне-специальное и так далее. Если в младших классах у ребёнка не выработаются навыки и желание учиться, или же не будут преодолены препятствия для их появления, то с каждым годом ему все сложней и сложней будет учиться, трудности будут расти все больше, словно снежный ком.
Очень многими авторами
изучается и затрагивается
Нет того, кто не мог бы учиться. Каждый человек способен усвоить определённое количество знаний, необходимых как для жизни, так и для дальнейшего, духовного развития. Это зависит от условий, в которых протекает данный процесс. Чем раньше педагогом будут выявлены трудности, которые возникают у ребёнка, тем быстрее они будут преодолены, тем легче это будет сделать.
Из этого вытекает, что вовремя принятые меры по преодолению трудностей у ребёнка с учебным процессом способствуют не только его успешной учебе, но и сохраняют его психическое и физическое здоровье.
Тема для данной курсовой была выбрана не случайно именно такая, так как проблема школьной неуспеваемости является одной из центральных проблем педагогики и педагогической психологии. Школьная неуспеваемость может быть следствием причин психологического характера (индивидуальные психологические особенности, недостатки познавательной, мотивационной сфер, неготовность к обучению и так далее) и непсихологического (педагогическая запущенность, низкий уровень образованности родителей, семейно-бытовые условия, атмосфера в семье и так далее).
Наиболее распространённым способом преодоления неуспеваемости, который используется почти каждым учителем, являются дополнительные занятия, как индивидуальные, так и групповые с отстающими детьми. Однако данный вид работы с учащимися требует дополнительных затрат сил, времени. И, к сожалению, не всегда оправдываются данные затраты. Чтобы не попадать в такие ситуации, необходимо выявить те причины, которые приводят к неуспеваемости, и вести работу над их исправлением непосредственно, так как устранение причины заметно облегчает работу по исправлению возникших из-за этого проблем.
Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет, эту проблему невозможно искоренить.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Целесообразно выделить цель курсовой работы.
Цель: изучить технологию предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся в работе учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.
3. Выявить типы неуспевающих школьников. Определить их специфику в соответствии с выделенными типами.
4. Найти пути устранения неуспеваемости у детей школьного возраста.
5. Изучить педагогический
опыт по работе с
6. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей школьного возраста на основе специфики работы по специальности «Обслуживающий труд».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;
- сравнение, изучение документации;
- организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.
Опытно-экспериментальная база исследования: СШ №12 города Мозыря.
ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
1.1. Причины неуспеваемости школьников
Немаловажное значение в причинах неуспеваемости школьников имеет семья. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Особенно интересны те данные, которые характеризуют влияние семьи на успевающих школьников. В этой связи представляют определенную ценность данные некоторых зарубежных исследований.
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние среды на способных и неспособных учеников. Выяснилось, что окружение влияет на успешное развитие способных детей в большей степени, чем на успехи малоспособных. В ходе исследования изучались коррелирующие (связанные) факторы. Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая значимость была найдена в корреляции «семья – среда – неуспеваемость». Было обнаружено также, что влияние среды тем большее, чем младше школьник Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей. Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию. В исследовании были получены также данные о том, что наибольший урон образованию наносится в семье до школы.
Аналогичные данные приводятся и в работе Бэнкса. Он цитирует выводы Моррди и Уилсона, которые нашли, что успешности учения благоприятствует атмосфера дружбы с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие. [26]
Имеющиеся в отечественной литературе данные также свидетельствуют о том, что влияние семьи в среднем школьном возрасте слабее, чем в младшем. Нельзя, однако, забывать, что влияние более широкой среды, в частности товарищей, в этом возрасте увеличивается. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели нас к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество — или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям. [26]
Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).
В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. [6]
Мы видим в этой группировке типичное для практического подхода объединение разнопорядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в один ряд с тем, что вызывает эти акты, непосредственное — с опосредующим, частное - с общим, явления внутреннего плана не отграничиваются от внешних.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости. Учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями. [5]
Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы (её силами).
Рисунок 1.1 – Схема изучения учащихся [5]
Описание схемы:
I - условия внутреннего плана;
II III IV — условия внешнего плана;
I1 - особенности организма школьника;
I2 - особенности личности школьника;
II а) - бытовые условия;
II б) гигиенические условия в школе;
II в) особенности воспитания и семье;
II г) особенности обучения и воспитания в школе;
III а) — причины недостатков бытовых условий;
III б) - причины недостатков гигиенических условий в школе;
III в) - условия порождающие недостатки воспитания в семье;
III г) - условия порождающие
недостатки учебно-
Условия внутреннего и внешнего плана не однородны - они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана в первом кругу условий внешнего плана, т.е. наиболее непосредственно-воздействующих на особенности самого ученика выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности ученика (в семье и в школе); особенности учебно-воспитательного процесса в школе особенности воспитания в семье.
Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости учащихся