Пути преодоления неуспеваемости учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить технологию предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся в работе учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.
3. Выявить типы неуспевающих школьников. Определить их специфику в соответствии с выделенными типами.
4. Найти пути устранения неуспеваемости у детей школьного возраста.
5. Изучить педагогический опыт по работе с неуспевающими школьниками на уровне трудового обучения.
6. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей школьного возраста на основе специфики работы по специальности «Обслуживающий труд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ …..5

Причины неуспеваемости школьников. ……………....5

Типы неуспевающих учащихся, их психолого-педагогическая характеристика. ……………………………….…8

Специфика работы учителя с неуспевающими учащимися. …………………………………………………………11

ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА …………………………………15



2.1 Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. ..……15

2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса). …………………………………………………21


2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса). ………………………………………..…………………27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ А......... ……………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

 

 

Учитывая темпы информатизации образования и общества, выпускникам школ необходимо соответствовать многим требованиям для успешного и комфортного вступления во взрослую жизнь. К таким требованиям относятся: умение учиться, самостоятельно ставить и достигать цели, добывать новые знания, ориентироваться в быстро меняющихся условиях окружающей социальной среды, грамотно работать с информацией, умение адекватно выбирать средства для решения поставленных задач. Учителю же необходимо знать, с помощью каких способов, методов, средств можно оказать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения, в том числе и познавательного интереса как высшего уровня развития познавательной потребности, четко понимать механизм формирования познавательного интереса школьника, а также оптимально использовать различные методы в различных ситуациях. [18]

 

 

 

2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса).   

 

В течение многих десятилетий  НИИ физиологии детей и подростков выступал в печати и ставил перед правительством страны вопросы, связанные с необходимость строгой регламентации учебной нагрузки, требовал ее рационального снижения. Однако все попытки в этом направлении были мало успешны. С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья школьников. [4, c.24]

Известно, что все дети разные – и по способностям, и  по темпам продвижения, по интересам  и потребностям. В условиях классно-урочной  системы учитель ориентируется  на среднего ученика, не давая достаточную  нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение  материала «слабыми»[21, c.68].  И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.

В последнее время  данная технология обучения стала активно  применяться в учебном процессе  современной школы в рамках различных предметов. Но еще не достаточно применяется в образовательной области "Технология". На то есть свои причины. Во-первых – до недавнего времени трудовое обучение в школе считалось предметом «не серьезным» и прикладным, во-вторых – специфичность данного предмета – до 80% времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программы "Технология"  и введение в нее большого объема материала на изучение,  учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке.

Своим опытом применения дифференцированного обучения на уроках обслуживающего труда с нами поделилась Азаренко Лидия Иосифовна, педагог с 40-летним стажем работы. Последние 20 лет она преподает в общеобразовательной школе № 12 г. Мозыря.

Но сначала введём само понятие дифференциации обучения.

Дифференциация в переводе с латинского  «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «differentiation» - разница.[25, c.78, 2, c.276]

В  педагогической литературе  разными авторами даются разные понятия      дифференциации обучения. Рассмотрим их:   

1. Дифференциация обучения  - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности. Педагогический энциклопедический словарь [23, c.276]

2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. [28, c.2]

3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения. [18, c.2]

4. Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям. [6, c.8]

5. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам.[15, c.3, 14, с.39]

6. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.[21, c. 67]

7. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих  мероприятий, обеспечивающих обучение  в гомогенных группах. [26, c. 79]

8. Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. [3, c. 59]

В педагогической литературе приводится понятие и дифференцированного  обучения:

Дифференцированное обучения это:

1) форма организации  учебного процесса, при котором  учитель работает с группой  учащихся, составленной с учетом  наличия у них каких-либо значимых  для учебного процесса общих  качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической  системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.[26, c.78]

В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной  особенностью, и такие системы  могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Технология (педагогическая) – это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи. [24, c.98]

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. [26, c. 79]

Одним из основных видов  дифференциация  является индивидуальное обучение, поэтому все авторы  понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).

В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на наш взгляд, лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

Дадим ей характеристику:

  • различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам;
  • основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся;
  • предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
  • возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
  • особенность внутренней дифференциация на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. [15, c.4]

Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:                                                                                   

Дифференцированного подхода  к учащимся, который состоит в  применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию  обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. [15, c.5]

Внутреняяя дифференциация осуществляется посредством:

  • вариативности темпа изучения материала;
  • дифференциации учебных заданий;
  • выбора различных видов деятельности;
  • определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. [18, c.5]

Рассмотрим, каких целей  позволяет достичь внедрение  дифференцированного обучения в  школе:

  1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
  2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
  3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
  4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе. [6, c.8]

Хорошо продуманное  внедрение дифференциации в учебный  процесс позволяет решить следующие  задачи:

1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;

2. развить способности и интересы учащихся;

3. повысить качество знаний;

4. более рационально использовать учебное время каждого;

5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний. [15, c. 10]

 При этом реализуется  центральная идея базового образования  – познание учеником себя как  человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.[14, c. 39]

Как же осуществлять дифференциацию обучения?

Необходимо:

  • уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
  • разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
  • использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
  • в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
  • при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
  • создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

 Итак, оставаясь в  рамках классно-урочной системы  и используя при этом дифференциацию  обучения, мы можем приблизиться  к личностной ориентации образовательного  процесса.

Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "обслуживающий труд" позволяет решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года Лидия Иосифовна при помощи социального педагога Брацун Ирины Антоновны делит детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам проводится по результатам обучения предыдущего года, также учитываются результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на всех этапах урока.

Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости учащихся