Пути преодоления неуспеваемости учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить технологию предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся в работе учителя.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости школьников.
3. Выявить типы неуспевающих школьников. Определить их специфику в соответствии с выделенными типами.
4. Найти пути устранения неуспеваемости у детей школьного возраста.
5. Изучить педагогический опыт по работе с неуспевающими школьниками на уровне трудового обучения.
6. Экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей школьного возраста на основе специфики работы по специальности «Обслуживающий труд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ …..5

Причины неуспеваемости школьников. ……………....5

Типы неуспевающих учащихся, их психолого-педагогическая характеристика. ……………………………….…8

Специфика работы учителя с неуспевающими учащимися. …………………………………………………………11

ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА …………………………………15



2.1 Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. ..……15

2.2 Дифференцированный подход в учебном процессе как основной способ преодоления неуспеваемости школьников (на примере 7 класса). …………………………………………………21


2.3 Преодоление и предупреждение неуспеваемости учащихся в процессе внеклассной работы по предмету (на примере 7 класса). ………………………………………..…………………27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ А......... ……………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. Положительные результаты работы таких классов описаны в литературе.[15]

Проблема особых классов  актуальна в зарубежной педагогике. Она обсуждается, в частности, в английской педагогической печати. Как известно, в Великобритании действует система, по которой все ученики переводятся в следующий класс, но из неуспевающих формируются особые потоки, которые работают по программе со сниженными требованиями. Прогрессивные педагоги выступают против потоков – это часть их борьбы против классовой политики государства в образовании, против тестов и элитарной школы. Главные возражения против деления на потоки сводятся к следующим: 1) предопределяется более низкий уровень развития на будущее; 2) происходит дискриминация, снижение ценности личности. Описан положительный опыт работы начинающих школ без потоков. В некоторых из них применялись факультативные занятия для более способных детей.

Идея о вреде коллективного  обучения для отстающих находит  поддержку в США в связи с общей критикой классно урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных учеников.

Сторонники полной индивидуализации обучения недооценивают важности общения для воспитания и развития детей, не понимают стимулирующего значения коллективной работы.

В нашей педагогической литературе рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.

Дня предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Наши рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

2.1. Методы и средства развития познавательных интересов учащихся как условие предупреждения неуспеваемости. 

 

Актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем. «Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [28]. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.

Основой познавательной мотивации  является потребность в познании. Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные стадии развития. Потребность во впечатлениях является первым (начальным) уровнем этой потребности, она ярко выражена у маленьких детей и заключается в реагировании на новизну стимула. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. Здесь активность ребенка уже более направлена и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относятся устойчивые осознанные стремления к получению новых знаний, познавательная потребность здесь имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. [4]В теоретическом плане предполагается, что устойчивые и осознанные стремления к получению знаний в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов, что познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения, школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их. Но при экспериментальном изучении мотивации учебной деятельности школьников можно увидеть, что «ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, «провалиться» на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельными в глазах более успешных товарищей. Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах старшеклассников от 4 до 12%» [8]. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что к концу обучения в школе учащиеся не достигают необходимого уровня развития познавательной потребности, который должен стать основой их взрослой жизни и, возможно, дальнейшего обучения. В связи с этим проблемы, связанные с целенаправленным формированием познавательных интересов старшеклассников, являются достаточно актуальными для современной школы.

Ведущей деятельностью  для школьников всех возрастов является учение. Психологи определяют, кроме  этого, и ведущую деятельность каждого  школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения. В 70-е гг. XX в. Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юношеский возраст) [29]. Таким образом, в старшем школьном возрасте (так называемая ранняя юность, которая охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы) учащиеся в той или иной степени включаются в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для большинства становится средством реализации жизненных планов будущего. Учение на этом этапе приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники, как правило, начинают отчетливо осознавать, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Обычно на этом фоне мыслительная деятельность подростков характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. В числе главных новообразований раннего юношеского возраста познавательный интерес рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Г.И. Щукина, Ф.К. Савина) [20]. По мнению авторов, познавательный интерес имеет свою специфику на различных этапах возрастного развития школьников. Особое значение имеет исследование становления познавательного интереса в старшем школьном возрасте. В этот период происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого формирование интереса к тем предметам, которые связаны с этим выбором. Поэтому для старшеклассников характерна избирательность интересов. Старшие школьники чаще всего интересуются двумя-тремя предметами, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии, проявляя равнодушие и безразличие к остальным. Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес, используя различные педагогические средства.

К педагогическим средствам, оказывающим влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные  приемы, связанные с содержанием  учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью учителя, общественным мнением класса. Для формирования положительной мотивации учения и в том числе познавательного интереса необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный положительный результат в развитии мотивации. Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников — это новые  знания о мире. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный  материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям — все это элементы занимательности. «Занимательность — это средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого» [28]. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на учащихся и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Поэтому познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому, что удивляет и поражает воображение. Так как это явления преходящие, неоправданно частое использование приемов, связанных с занимательной стороной изучаемого материала, может привести к совершенно противоположным результатам. Помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует также показ новейших достижений науки, приближение содержания излагаемого материала к самым важным открытиям в науке и технике. Существуют различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов учащихся. Выделим некоторые из них:

 

Таблица 2.1- Мотивация содержанием [28]

 

Прием

Причина

Элементы 

 занимательности

Использование различных  приемов, ситуаций, ярких фактов, которые  вызывают положительное эмоциональное  состояние

Анализ жизненных ситуаций

Старшеклассникам важно  знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться многие учащиеся, причем это должны быть не просто бытовые, а близкие к увлечениям, жизненным проблемам старшеклассников ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке

Личностная значимость изучаемого

 материала 

Многие старшеклассники  стремятся как можно раньше сделать  профессиональный выбор. И если такой  выбор уже осуществлен, то они  полностью сосредотачивают свое внимание только на тех учебных предметах, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии. На остальные же учебные предметы учащиеся оставляют меньше времени и прикладывают меньше усилий для их изучения. Поэтому важно при изложении учебного материала обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области. Для тех учащихся, которые еще не выбрали профессию, интересное изложение учебного материала с демонстрацией возможностей его применения и актуальности в современном мире поможет сделать такой выбор


 

 

 

 

Далеко не все в  учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда  выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса — сам процесс деятельности.

 

Таблица 2.2 -  Мотивация процессом [28] 

 

Прием

Причина

 

Создание проблемных ситуаций

Учебный материал намного  лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то трудности. Поэтому  для организации такой работы можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач

Ролевой подход

Возможность выступить  в роли другого человека или предмета позволяет учащемуся проявить свои творческие способности, выйти из жестких  рамок, взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал

Игры, конкурсы, кроссворды, ребусы и т.п

Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому  использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в игровых ситуациях

Информация о работе Пути преодоления неуспеваемости учащихся