Учитель может помочь учащимся
в припоминании средств выражения:
либо с помощью специально
подобранных вопросов, либо предварительным
повторением слов или структур,
требуемых для описания картинки.
Ученик при этом должен осознавать
назначение такой предварительной
работы и мобилизовать свою
память по «восстановлению» нужных
единиц или запоминанию тех,
которые они слышали из уст
учителя и учащихся.
Итак, в методологический компонент
содержания обучения говорению
мы включаем умение пользоваться
опорами, умение осознанно производить
операции, необходимые для осуществления
говорения, а также умение создавать
свои опоры для успешного овладения
экспрессивной речью.
Заключая рассмотрение содержания
обучения говорению, хочу еще
раз подчеркнуть важность каждого
из трех названных компонентов.
Ознакомление с ними поможет
учителю в понимании того, чему
следует учить учащихся при
формировании этого вида речевой
деятельности на начальном этапе,
когда закладываются основы в
овладении экспрессивной речью.
Не умаляя важность лингвистического
и психологического компонентов
в обучении английскому языку,
хотела бы выделить методологический
компонент, как создающий необходимые
условия для изучения учащимися
языка за счет осмысления, осознания
самих приемов учения, в данном
случае тех операций, которые
лежат в основе говорения.
Введение
Обучение
говорению – это одна из самых
актуальных тем в методике обучения
английскому языку. Условия иноязычного
общения в современном мире, как
иностранный язык является средством
общения, познания, получения и накопления
информации, предопределили необходимость
владения всеми видами речевой деятельности:
говорением и пониманием на слух речи
на данном иностранном языке, а также
чтением и письмом.
Основное назначение иностранного
языка как предметной области
школьного обучения видится в
овладении учащимися умением
общаться на иностранном языке.
Речь идет о формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности
и готовности осуществлять как
непосредственное общение (говорение,
понимание на слух), так и опосредованное
общение (чтение с пониманием
иноязычных текстов, письмо). Формирование
коммуникативной компетенции является
основой и ведущей целью обучения.
Сегодня это особенно актуально.
Опыт свидетельствует, что наибольшие
трудности при иноязычном общении
человек испытывает, воспринимая
речь на слух. Однако устное
общение роль, которого в настоящее
время стала особенно значительной,
невозможно без понимания речей
собеседника, поскольку в процессе
речевого взаимодействия каждый
выступает как в роли говорящего,
так и в роли слушающего.
Поэтому основной целью обучения
иностранным языкам в средней
школе является развитие личности
школьника, способной и желающей
участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке
и самостоятельно совершенствоваться
в овладеваемой им иноязычной
речевой деятельности. Указанная
цель раскрывается в единстве
четырех ее взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, развивающего, образовательного
и практического. В целом процесс
обучения иностранным языкам
призван сформировать у учащихся
способность в непосредственном
и опосредованном общении и
совершенствоваться в иностранном
языке.
Вопросы обучения говорению рассматривают
известные ученые методисты такие
как В.М.Филатов, Г.В. Рогова, Н.Д.
Гальскова, И.Л. Бим, Е.И. Пассов.
Так В.М. Филатов считает, что
«одним из способов устно –
речевого общения является говорение,
так как оно выполняет в
жизни человека роль средства
общения и реализует все его
функции». То есть несет коммуникативную
функцию во всех сферах человеческой
деятельности.
Г.В. Рогова подчеркивает, что
«предметом говорения выступает
мысль, следовательно, в деятельность
говорения входит выражение мысли».
То есть учащиеся должны осуществлять
устное вербальное общение, выражать
мысль.
Но, по данным многочисленных
наблюдений, школьники не владеют
устной речью. Их навыки не
достигают должного уровня, хотя
учащиеся знают языковой материал.
В стандарте начало общего
образования по иностранному
языку записано, что «изучение
иностранного языка на ступени
начального общего образования
направлено на достижение следующих
целей:
- Формирование
умений общаться на иностранном языке
с учетом речевых возможностей и потребностей
младших школьников: элементарных коммуникативных
умений в говорении, аудировании, чтении
и письме;
- Развитие
личности ребенка, его речевых способностей,
внимания, мышления, памяти и воображения;
мотивации к дальнейшему овладению иноязычным
языкам;
- Обеспечение
коммуникативно – психологической адаптации
младших школьников к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологических
барьеров в использовании иностранного
языка как средства общения;
- Освоение
элементарных лингвистических представлений,
доступных младшим школьникам и необходимых
для овладения устной и писменной речью
на иностранном языке;
- Формирование
речевых, интеллектуальных и познавательных
способностей младших школьников, а также
их общеучебных умений».
Исходя из противоречия между
существованием различных методов
и методик иностранного языка
и недостаточной ее реализацией,
возникает проблема: каковы эффективные
методы обучения говорению?
Все вышеназванные аспекты обуславливают
тему моей курсовой работы: «Обучение
говорению школьников на начальном
этапе».