Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:19, курсовая работа
Младший школьный возраст. Психологические особенности младшего школьного возраста ( 6 – 11 лет). Этапы обучения говорению.
В начальной школе происходит
развитие всех познавательных
процессов, но Д.Б.Эльконин
Многолетние исследования, проведенные
под руководством Д.Б.
В учебной деятельности
Выделяя характерные
Обучаемые отличаются друг от
друга не только разным
Темперамент сам по себе не
определяется ни способностей, ни
характера человека. Так, например,
сангвиники отличаются
Наблюдения показывают, что преподаватели
склонны задавать темп, отвечающий
их темпераменту. Например, учительница
математики с типичным
Индивидуальные различия
Глава 2. Этапы обучения говорению.
1. Обучение монологической форме речи.
Отношение к самому
Так, по мнению Е.И.Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней- на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и, с другой стороны, существует общение, т.е. взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива.
Академик Л.В. Щерба условно
считал монолог в значительной
степени « искусственной
В то же время доля участия
коммуникантов в диалоге
Реплика одного из говорящих может принять форму развернутого высказывания, поэтому явления такого рода некоторые ученые предлагают обозначить термином « монологический диалог» или монолог в диалоге.
И.А.
Зимняя считает, что монолог-
это « большая или меньшая
часть диалога, всегда
По определению Г.В. Роговой,
монолог- это форма устного
связного высказывания, изложение
мыслей одним лицом. Монолог
состоит из ряда логически
последовательно связанных
Именно монолог дисциплинирует
мышление, учит логически мыслить
и соответственно строить свое
высказывание таким образом,
Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид РД, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую- нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией).
Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико- семантическом уровне.
В то время как диалогическая речь ситуативная, монологическая относительно преимущественно к конкретной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации.
Кроме того, к психологическим
особенностям монологической
С точки зрения лингвистики
монологическая речь
В структуре монологического
высказывания можно выделить: 1)уровень
предложения (фразы), где мысль только
называется, но не раскрывается; 2)уровень
сверхфразового единства,
где происходит раскрытие мысли; 3)уровень
развернутого текста,
на котором монологическое высказывание
может включать различные сочетания коммуникативных
типов речи.
2.Функциональные типы монологических
высказываний.
Исходя из основных
Монолог может протекать в форме беседы, выступления, доклада или лекции.
Под монологическим умением понимается высказываться логично, последовательно, связано, достаточно полно, коммуникативно- мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.
В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно задается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности изложения.
Продуктивный уровень
речи характеризуется полной самостоятельностью
отбора и построения высказывания, а также
творческим подходом в его оформлении,
наличием оценки происходящего со стороны
говорящего.
3.Пути и способы обучения монологической речи.
В обучении монологической речи используются также два способа: дедуктивный – путь «сверху», и индуктивный- путь «снизу».
Дедуктивный предполагает работу над текстом- образцом, которая включает в себя три этапа. Задача первого- максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции. Этому способствуют задания, направленные на извлечение из текста информации различного уровня: ответы на вопросы, составление плана, подбор ключевых слов к каждому пункту плана, выписывание главных предложений каждого абзаца, составление ассоциограмм, поиск слов- связок, задающих логику и последовательность действия текста и т.п. Второй этап предполагает разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц. Монологическая речь на данном этапе носит репродуктивный и репродуктивно- продуктивный характер, что связано с возможностью частичной трансформации текста, внесением дополнений и элементов оценки. Третий этап преследует полную переработку исходного текста, так как предполагает коммуникативно- речевую реакцию учащегося на изменение исходных ситуационных условий. Вновь созданный текст- монолог характеризуется мотивированностью, коммуникативностью, личностной окрашенностью и при условии относительной самостоятельности и творчества может рассматриваться как собственно речь учащегося продуктивного уровня.
Индуктивный способ предполагает развертывание
высказывания от предложения к законченному
монологу. При этом формирование монологической
речи на уровне предложения подготовлено
всем ходом обучения диалогической речи,
поэтому основное внимание в обучении
связанной речи отводится обучению высказыванию
на уровне сверхфразового единства. На
начальном этапе учащиеся овладевают
двумя типами микромонолога: описанием
и сообщением, в структуре которых лежат
центробежные тема- рематические связи
и линейные. Овладение другими коммуникативными
типами микромонолога предусмотрено на
продвинутом этапе обучения, где происходит
также обучение комбинированию микромонологов
разного типа (напрнимер, сообщение + описание,
рассказ+ описание, сообщение+ рассуждение
и т.д.).
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика младших школьников