Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст. Психологические особенности младшего школьного возраста ( 6 – 11 лет). Этапы обучения говорению.

Работа содержит 1 файл

курсавая работа гульнары.docx

— 54.41 Кб (Скачать)

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младших  школьников. 

      1. Младший школьный возраст.

   Это период детства, ведущей  в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредоваться всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по всему смыслу, содержанию и форме, она вместе тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.

   В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.  Но ребенок их не изменяет. Что же тогда он делает? Оказывается, что предметом изменения в учебной деятельности является ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится  специальным предметом              изменением.   Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу изменяться посредством ее развернутого осуществления.

   Вторая особенность этой деятельности  – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно  выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.

   Учебная деятельность имеет следующую  структуру: 1) учебные задачи, 2) учебные  действия, 3) действие контроля, 4) действие  оценки. Эта деятельность связана  прежде всего с усвоением младшими  школьниками  теоретических знаний, т.е. таких, в которых раскрываются  основные отношения изучаемого  учебного процесса предмета. При  решении учебных задач дети  овладевают общими способами  ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены  на усвоение детьми именно  данных способов.

   Важное место в общей структуре  учебной деятельности занимают  еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам  тщательно прослеживать правильное  выполнение только что указанных  учебных  действий, а затем  выявить и оценить успешности  решения всей учебной задачи.

    Основным новообразованием  младшего школьного  возраста является  отвлеченное словесно  – логическое  и рассуждающее  мышление,   возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

   Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его "Я – концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь. Если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка, что обрекает его на неудачу. В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы; при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя неспособными в учебе или вообще неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том,  что средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого классов характеризуется устойчивым и неуклонным снижением.

   Характерными в этом плане  являются данные, полученные Ричером  (1968), который провел обследование  подростков, оставивших школу до  ее окончания. Оно убедительно  показало, что для молодых людей,  успеваемость которых в школе  была невысокой, период, последовавший  за уходом из школы, стал  временем психологии возрождения  после эмоционального стресса  и ощущения неполноценности, сопровождавших  их в школьной жизни. В школе  мальчики на первых порах сталкиваются  с более серьезными проблемами, поэтому им труднее развивать  позитивную самооценку. Но в основном  начало школьной жизни вызывает снижение самооценки  у всех людей. Это свидетельствует о том, что пребывание в школе рассчитано не на эмоциональное развитие, а лишь на развитие познавательное.

   Не следует забывать, что в  рамках школы постоянно возникают  ситуации, связанные с самооценкой,  вне зависимости от успехов  в учебе. В их число входят, например, внешний вид, занятия  спортом, взаимоотношения детей  и т.д.

   Представления о неспособности  к чему – то могут служить  примером самореализующего пророчества.  Его механизм прост: индивид  старательно избегает ситуаций, которые могли бы изменить  его «Я – концепцию». Вместо  того, чтобы направить усилия  на преодоление своих неудач, он уходит от проблемы. В результате  неспособность закрепляется не  только в сознании индивида, но  и в реальности. Именно объяснение  неудач неумением, которое воспринимается  как временное, устранимое явление,  позволяет детям с позитивной  «Я – концепцией», объясняющих  неуспех принципиальной неспособностью  решать задачи такого рода  и старающихся уклониться от  дальнейшей деятельности. Ведь объяснить  неудачу неспособностью означает  принципиальное самоотрицание, которое  может привести к росту тревожности  и эмоциональным нарушениям. Неудачи  вызывают более резкую самокритику.  А это, в свою очередь, увеличивает  неуверенность личности, тормозит  стремление к достижениям. Таким  образом сильных ребят в классе  замедляет развитие учеников, их  стремление к достижению успехов  и в учебе, и в контакте. 
 
 
 
 

      1. Психологические особенности младшего школьного возраста ( 6 – 11 лет).
 
 
 

          Ведущая деятельность  – учеба.

- перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти);

- развитие  мышления (переход от наглядно  – образного мышления к мышлению словесно – логическому и рассуждающему на уровне конкретных понятий;

- развитие  саморегуляции поведения, воли;

- усвоение  умений чтения, письма, арифметических  вычислений, накопление знаний;

- овладение  навыками домашнего труда;

- расширение  сферы общения, появление новых  авторитетов (учитель), формирование  отношений в учебном коллективе;

- развивающие,  игры занимают второе место  после учебы;

- формирование  самооценки на основе оценивания  учителям и достигнутых результатов  в учении, часто снижение самооценки;

- формируются  уверенность в себе, компетентность  либо, в случае затруднений в  учебе, критичности учителей и  родителей, формируется неверие  в свои силы, чувство неполноценности,  фрустрированность, потеря интереса  к учению, «школьные неврозы». 

Новообразования:

- формирование  словесно – логического мышления  на основе конкретных понятий;

- формируется  способность выполнять действия  в уме – умственный план действий:

  • произвольность поведения, развивается умением управлять своим поведением, состоянием;
  • рефлексия, развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает;
  • развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

    При любом обучении дети, заканчивающие  начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс.

    Младший школьник как субъект учебной  деятельности сам развивается и  формируется в ней, осваивая новые  способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного  развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее  и эффективнее за счет системности  и обобщенности освоения знаний: «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во – первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во – вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», - подчеркивает Д.Б.Эльконин. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения и реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т.д. Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько  сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и приложению ребенка.

       Требования учебной деятельности  неизбежно ведут учеников к  формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он научается делает то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени).

       Второе важное новообразование  – рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что сделал. Больше того – оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, сто правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

       В начальный период обучения  учащимся первого класса требуется  опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются  заменять предметы словами (устный  счет, например ), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя – в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

       Итак, психическая деятельность  ученика, закончившего начальную  школу, должна характеризоваться  тремя новообразованиями: произвольность, рефлексией, внутренним планом действий.

       Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими разными видами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Вначале учитель дает внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение – один из важных видов познавательной деятельности.

       Учение постоянно требует нового  типа запоминания, где вначале  происходит анализ запоминаемого,  выделение главного, группировка  материала и т.д. Постепенно  формируются приемы произвольного,  осмысленного запоминания. Непроизвольное  запоминание сохраняется свою  ценность, но и оно претерпевает  изменения, идущие в сторону  осмысления запоминаемого материала.  Предварительная работа с материалом  оказывается решающей для запоминания:  материал запоминается как бы  сам собой. Постепенное формирование  внутреннего плана действий приводит  к существенным изменениям во  всех интеллектуальных процессах.  Вначале дети склонны делать  обобщения по внешним, как правило  несущественным, признакам. Но в  процессе обучения учитель фиксирует  их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно  не воспринимается, поэтому учащиеся  переходят на более высокий  уровень обобщений, оказываются  способными усваивать научные  понятия, не опираясь на наглядный  материал.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика младших школьников