Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого термина. Первый определяет конфликт весьма широко - как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимы по объёму. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъектом взаимодействия будет являться отдельный человек или группы людей.

Содержание

Введение
1. Понятие межличностного конфликта
2. Особенности межличностных конфликтов
3. Методы преодоления конфликта
4. Профилактика и разрешение конфликтов.
5. Творческий подход к разрешению конфликтов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

     Состояние творческого экстаза и максимальной продуктивности часто сопровождается сокращением общей длительности сна, в том числе редукцией  быстрого сна, безо всяких неприятных субъективных последствий. Это возможно только при снижении потребности  в быстром сне. Если приписывать  сновидениям в качестве одной  из основных задач непосредственное участие в творческом акте, то возникает  парадоксальная ситуация: при максимально  успешной творческой деятельности редуцируется необходимое для такой деятельности состояние.  

     Разрешение  мотивационного конфликта  в сновидении

     Особенно  велико значение сновидений при неврозах. В сновидениях осуществляется временное  разрешение мотивационного конфликта. С этой целью сновидения активно  используют все возможности образного  мышления, и этому  способствует отсутствие контроля со стороны вербального  мышления и сознания. В то же время  работа сновидений постоянно направляется второй функцией сознания - функцией видения  себя как "субъекта-личности", которая  в сновидениях остается сохраненной. После успешного действия сновидений уменьшается невротическая тревога, и соответственно восстанавливаются  творческие возможности.

     У сенситивных личностей выявлена зависимость между образностью, подробностью, необычностью и эмоциональной  насыщенностью сновидений, с одной  стороны, и творческой продуктивностью - с другой. Однако это не обязательно  означает наличие прямых причинно-следственных отношений. Установленная зависимость  может отражать отношения значительно  более сложные. Высокая сенситивность (т.е. чувствительность ко всем изменениям среды) обеспечивает восприятие реальности во всей ее сложности и противоречивости. Это необходимая предпосылка  успешного творчества. Но это же в принципе является предпосылкой для  развития внутренних конфликтов, и  если эти конфликты не удается  разрешить с помощью механизмов психологической защиты, они могут  препятствовать творчеству. Одним из важнейших механизмов психологической  защиты является быстрый сон. Чем  выше функциональные возможности образного  мышления, тем успешнее творчество и тем богаче сновидения. Сновидения действительно можно считать  творческим актом, но с ограниченной задачей - образное мышление используется в них для решения мотивационного конфликта. Таким образом, и творческая продуктивность, и сновиденческая активность могут быть независимыми следствиями двух других феноменов - сенситивности и силы образного мышления. Но реальные отношения еще сложнее, ибо сновидения, способствуя восстановлению поисковой активности и устраняя невротическую тревогу, тем самым косвенно содействуют творческой продуктивности. И, наконец, состояние творческого подъема, близкого к инсайду или непосредственно следующего за ним, может на какое-то время уменьшить потребность в сновидениях за счет очень высокого уровня поисковой активности. В эти периоды сам творческий экстаз, счастливая поглощенность любимым делом полностью спасает от внутренних конфликтов.  

     Медиация: новое направление  в разрешении конфликтов

     Термин  медиация, как и сама наука конфликтология, сравнительно недавно вошел в  употребление в российской науке. Под  медиацией понимают такое завершение конфликта, в котором участвует  третья сторона, не заинтересованная напрямую в его исходе. Роль третьей стороны  может исполнять один человек, группа профессионалов или даже государство. Медиация — это целенаправленное вмешательство.

     В качестве медиаторов могут выступать  как профессионалы - официальные  медиаторы (люди, имеющие сертификат на право заниматься данной деятельностью), так и непрофессионалы (менеджер, решающий конфликт между сотрудниками своей организации, с одной стороны  исполняет срои управленческие функции, а с другой – выступает в  качестве спонтанного или неофициального медиатора). Медиатор помогает двум или  более сторонам, вовлеченным в  спор, достичь добровольного разрешения своих разногласий путем переговоров. Такое соглашение обычно фиксируется  в форме письменного договора.

     Медиатор  не имеет полномочий навязать какое-либо решение. Он помогает сторонам при разрешении спора сконцентрироваться на своих  интересах, а не на своих заявленных позициях. В случае успеха принимаются  решения, от которых выигрывают обе  стороны, в отличие от решений  третьих лиц (судей или арбитров), когда одна сторона проигрывает, а другая - выигрывает.

     Решения, принятые в результате медиации, должны превосходить прочие решения в силу того, что их создают сами стороны. Медиация не обременена формальностями и, несомненно, является искусством, поскольку  включает в себя тончайшие аспекты  человеческих взаимоотношений,

     Медиация  возникла в 60-е годы в США и  пользуется большой популярностью  в этой стране. Без медиаторов в  сфере экономики, политики и бизнеса  не проходит ни один серьезный переговорный процесс; выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации («Ежеквартальный  журнал по медиации»). Существует Национальный институт разрешения дискуссий, который  занимается разработкой новых методов  медиации, действуют частные и  государственные службы.

     В США существуют два типа медиаторских центров. К первому принадлежат  центры, действующие при американских судах и занимающиеся досудебной практикой рассмотрения дел. По словам их сотрудников наибольший процент составляют дела из семейной практики (разделы имущества, разводы, опека над детьми, страховки и так далее) и так называемые кредитные дела (споры о времени и порядке погашения кредитов, взятых частными лицами у кредитно-финансовых компаний). И лишь небольшой процент составляют дела так называемой производственной направленности, то есть помощь при разрешении конфликтов внутри организации.

     Второй  тип медиаторских центров принимает  участие в разрешении значимых общественных конфликтов (урбанистических, социальных, гражданских, экологических и так  далее), где невозможно однозначно и  быстро, за одну-две встречи, достичь  соглашения, удовлетворяющего обе конфликтующие  стороны. Процессы урегулирования могут  растягиваться на несколько лет  с непредсказуемым результатом. Исходя из этого, второй тип медиаторских центров имеет академическую  направленность и часто действует  при классических университетах.

     Применение  медиации или отказ от участия  профессионалов при разрешении конфликтов в организации в большей степени  зависят от финансовых возможностей конкретной организации, чем от степени  разработанности технологий медиаторской деятельности. Компании, принадлежащие  к высокотехнологичным отраслям производства, имеющие высокооплачиваемых специалистов и не заинтересованные в их потере из-за каких-либо конфликтов, могут позволить себе тратить  значительные деньги на профессионалов-медиаторов или обращения в медиаторские центры.

     Но  если речь идет о компаниях, где в  большинстве своем работают низкооплачиваемые  сотрудники (без высшего или среднего специального образования), то подобные фирмы не могут позволить себе приглашать специалистов-медиаторов для  разрешения конфликтов в организации. Более того, для этих компаний наиболее удобным способом разрешения конфликта  является увольнение сотрудника или  сотрудников, участвующих в конфликте 

     Применение  практики медиации в России затруднительно, так как многие руководители российских компаний и сегодня уверены, что  предпочтительнее авторитарный стиль  управления. Достаточно часто это  мнение разделяют и их подчиненные. Изменить подобные представления путем  обучения позитивным технологиям управления конфликтами и проведением демонстрационных тренингов — процесс длительный и сложный. Внедрению практики медиации также препятствуют такие ограничения, как финансовые условия и целесообразность применения в каждых конкретных обстоятельствах.

     Процесс внедрения медиации в компаниях  следует проводить постепенно, сочетая  обучение и практику, путем тренингов  и мастер-классов, но начинать необходимо с просветительской деятельности и  получения общественной поддержки.[7] 
 
 
 

     Заключение 

   Анализ  теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все  сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее  влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время  обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя  выработке более осознанного  и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом  конфликтной ситуации обогащает  его жизненный опыт в сфере  межличностного взаимодействия.

   Анализ  литературы показал необходимость  и практическую значимость изучения специфики возникновения и протекания конфликта, поиск путей его разрешения. Причинами возникновения конфликта  могут являться нарушение организационного взаимодействия, обусловленное нечеткой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия,

     Важным  этапом на пути разрешения конфликта  является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или  обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также сама конфликтная установка.

     Для успешного разрешения конфликта, в  конечном счёте, необходимо, чтобы обе  стороны проявили желание его  разрешить. Но если такое желание  будет проявлено хотя бы одной  из сторон, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта всегда довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная  одной из сторон, может сыграть  решающую роль в разрешении конфликта  в целом.

 

     Список  литературы 

     1. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб.пособие  / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стереотип.  – Мн.: «Театрасистемс», 2001. – 464 с.

     2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!. / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк.  – Новосибирск: Наука. Сиб.  Отделение, 1983. – 141 с.

     3.  Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб.пособие  для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

     4. Емельянов С.М. «Практикум по  конфликтологии» - СПб.: Питер, 2003 г., 126с.

     5. Запрудский Ю.Г. «Конфликтология» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000,-346с.

     7.Зайцев А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – 2-е изд.. – М.: ACADEMIA, 2001. – 464 с.

     6. Здравомыслов А.Г. Социология  конфликта: учеб.пособие для студентов  вузов / А.Г. Здравомыслов. – 2-е  изд., доп. – М.: АО «Аспект –  пресс», 1995. – 319 с.

     7. Козер Л. Функции социального  конфликта / Л. Козер. – М.: Идея  – пресс,2000. – 208 с.

     8. Конфликтология: учебник для студентов  вузов / под ред. В.П. Ратникова.  – М.: ЮНИТИ, 2001. – 512 с.

     9. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / под ред. В.А. Шумилина. – М.: МОПИ им. Н.К. Круской, 1986. – 173 с.

     10. Курбатов В.И. Конфликтология: учеб.пособие  для студентов вузов / В.И. Курбатов. – Ростов – на - Дону: Феникс,2005. – 445 с.

     11. Обозов Н.Н. Психология межличностных  отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Лыбидь, 1990. – 191 с.

     12. Рудакова И.А. «Конфликтология» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г..– 114с.

     13 Социальная конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Морозова. – М.: ACADEMIA, 2002. – 336 с.

     14. Социальные конфликты в современном  обществе / под ред. С.В. Пронина  [и др.] – М.: Наука, 1993. – 155 с.

     15. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология  и психопрофилактика семейных  конфликтов / Б.Г. Херсонский, С.В.  Дворяк. – К.: Здоровье, 1991. – 192 с.

      

Информация о работе Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов