Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого термина. Первый определяет конфликт весьма широко - как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимы по объёму. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъектом взаимодействия будет являться отдельный человек или группы людей.

Содержание

Введение
1. Понятие межличностного конфликта
2. Особенности межличностных конфликтов
3. Методы преодоления конфликта
4. Профилактика и разрешение конфликтов.
5. Творческий подход к разрешению конфликтов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

Творчество:

  1. «…психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей. … Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации…» [3]
  2. продуктивная форма активности и самостоятельности человека, результатом  которой являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д. Творчество предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место догадки, предположения, логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть «вдруг»… [3]

             В психологической литературе встречаются  разные трактовки творчества. Л.Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л.Рубинштейн  определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.  О.К.Тихомиров особую роль в творческой деятельности  отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе.  Б.Г.Ананьев  среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.[1,14]

       Общим для творческих личностей,  как показал американский психолог  П.Торранс, является потребность  развиваться, потребность в постоянном  росте.

     Есть  несколько психологических подходов, каждый из которых освещает какую-то сторону творчества. В соответствии с этими подходами творчество можно рассматривать как общение, как познание, как деятельность (и  т.д.).

     Деятельность  является творчеством в той степени, в какой ее результат нов.

     При «творчестве жизни» стремление к  новому иногда проявляется в мелочах, например, из двух дорог пешеход  выбирает ту, по которой не ходил  раньше. Но выбор ситуации пути может  относиться не только к ситуации прогулки. В научном творчестве новаторство  проявляется в работе с новыми проблемами, новыми группами методов  или же в рассмотрении известного предмета в новом контексте.

     В узком смысле творчество – это  создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и т.д.).

     Творчеством является и оформление важных мыслей для передачи их другим людям, и стремление поделиться переполняющим чувством красоты, и реорганизация своей  жизни в соответствии с представлениями  о должном, и воплощение «в металле» инженерной идеи и т.п.

     Необычайно  важен вид «психотерапевтического»  творчества. Источник его содержания – комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание (именно этот вид творчества принято относить к сублимации). Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность  разрядки. В этом случае такое  произведение оказывается психотерапевтическим и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс. Целые направления  в психотерапии используют психотерапевтические возможности искусства  сознательно  и планомерно.

     Существует  и т.н. духовное творчество, к которому относят все великие произведения  искусства. Содержание духовного творчества отличает «неземная» новизна, неожиданность  и вместе с тем важность для  человечества.

     Под воздействием внешних факторов: жизненных  событий, прочитанных книг, советов, рассказов у человека происходит изменение «внутренних условий», или появление нового «внутреннего содержания» (вопросов, ценностей, мыслей).  Оно идет изнутри – как результат  внутренней работы. Появление внутреннего  содержания сопровождается желанием поделиться им с другими, выразить, оформить, материализовать  его. Бывает, что имеющийся «набор умений» для этого недостаточен – необходимо искать новые формы. Появление внутреннего содержания, «стремящегося» обрести материальную форму – важнейший момент творчества. Содержание может появляться и при  созерцании, и в размышлениях, и  в диалоге с другими или  с самим собой, и «само собой» - «бессознательно». Творчество многообразно, как многообразны формы внутреннего  содержания.

     В психологии наиболее изучено решение  нестандартных творческих задач  - одной из составных частей научного и особенно технического творчества. Прогресс в изучении этого направления  можно объяснить его близостью  к исследованиям интеллекта.

     Творчество  можно рассматривать как разновидность  общения. При этом производство содержания соответствует пассивной, а оформление – активной фазе общения – самовыражению. Передавая свое  внутреннее содержание другим (в том числе будущим поколениям), автор самоутверждается, самореализуется, самоактуализируется и т.п.

     В «пассивной» фазе творчество является познанием... Внутреннее содержание ученого, художника и т.д. – это разновидности  знания, отражения тех или иных сторон мира. Невыразимое обычными языковыми средствами знание художника  отличается от знания ученого меньшей  ролью формально-логических и большей  – эмоционально-образных компонентов.

     В противовес определению творчества, как механизма психологической  защиты, в психоаналитической литературе прозвучали утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный  от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации  невротических расстройств, а самостоятельная  внутренняя потребность. Тогда возникает  вопрос, имеет ли эта потребность  биологическую основу и если имеет, то какую именно.

     Данный  раздел курсовой работы предлагает ознакомиться с интересными исследованиями израильского психолога, психотерапевта  В.С. Ротенберга.  Он  полагает, что творчество - это  разновидность поисковой активности, как движущей силы саморазвития каждого  индивида (под этим понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при  отсутствии какого-то определенного  прогноза желательных результатов  такой активности).

     Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых  разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое  поведение: устойчивость  к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Противоположное состояние - отказ  от поисковой активности в ситуации, которая не удовлетворяет субъекта, - значительно снижает устойчивость индивида и может даже закончиться  его гибелью. Особенно важно, что  снижение поисковой активности делает субъекта более уязвимым к вредным  воздействиям даже в такой ситуации, которая, на первый взгляд, вполне его  удовлетворяет. Это значит, что  наличие  или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная  оценка ситуации.

     Было  предположено, что  большое значение поисковой активности для выживания  определяется ее основной функцией, представляющую собой  как бы движущую силу саморазвития каждого индивида. Поэтому, целесообразно  выживание путем естественного  отбора именно тех особей, которые  не склонны реагировать на трудные  ситуации отказом от поиска. Потребность  в поиске является двигателем прогресса, так как  это - потребность в  самом процессе постоянного изменения.

     Наблюдения  за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в  пользу существования самостоятельной  потребности в поисковой активности. У животных она особенно четко  выявляется в ситуациях, когда первичные  потребности заведомо удовлетворены. Однако этот феномен удается обнаружить только в условиях эксперимента.

     В отличие от животных, только у человека, в связи с условиями его  существования, позволяющими на более  или менее длительный срок гарантированно удовлетворять первичные потребности, поисковая активность проявляется  в своем "чистом" виде. Так, она  может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект  сам ставит перед собой более  сложные, чем от него требуют, задачи,  не будучи уверенным, в их выполнимости. Подобный  же механизм лежит в  основе неоправданного риска. "Упоение  в бою" может быть иногда результатом  удовлетворения высокой потребности  в поиске. Творчество, с этой точки  зрения, одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Но учитывается  существование и  других мотивов творчества - потребности  в самоутверждении, признании со стороны других членов общества и  т.п. Но потребность в самоутверждении  не стоит приписывать творчеству крупных художников. Для людей  с низким творческим потенциалом  так называемые "свободные профессии" -  чересчур тяжелый хлеб, и они  обычно предпочитают другой путь социальной деятельности. Для людей же творчески  одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и  его материальные плоды. История  науки и искусства полна примеров, когда талантливые люди отказывались от быстрого преуспевания, сопряженного с профанацией творчества. В то же время не так уж часто встречаются  люди творчески одаренные, которые  успокоились на достигнутом. Творческая потенция и самовлюбленность коррелируют  гораздо слабее, чем можно было бы ожидать. Да и сама эта невысокая  корреляция скорее может быть отнесена за счет любви "творчества в себе". С представлениями о ведущей  роли стремления к признанию плохо  согласуется и опыт ряда выдающихся ученых: по достижении бесспорных и  признанных успехов в своей области  они внезапно круто меняют сферу  исследовательской деятельности, обращаясь  часто к заведомо непосильным  задачам, рискуя потерпеть поражение.

     Творчество, созидание ради созидания, является оптимальной формой поисковой активности еще по одной причине. В случае если поиск (любой, кроме творческого) безуспешен, его отрицательные результаты приобретают такую большую эмоциональную  значимость, что даже перекрывают  стремление к достижению цели. Таков  один из основных механизмов развития состояния отказа от поиска. В лучшем случае, поисковая активность переключается  в другом направлении. Но в процессе творчества, когда единственной целью  и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи  не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат - это  тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Но если в это время в центре внимания оказываются собственные  переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для  дальнейшей деятельности, а как угроза престижу, то они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему  конфликту и активизации неизжитых  комплексов.

     «Состояние  отказа от поиска имеет тенденцию  к иррадиации, к распространению  с одной сферы деятельности на другую. Это особенно характерно для специфического отказа от поиска путей решения мотивационного конфликта, который лежит в основе невроза. Известно, что невроз отрицательно сказывается на творческой продуктивности. Вероятнее всего, что  в этом проявляется иррадиация отказа от поиска. Учитывая выше изложенное, вновь возвратимся к представлениям о творчестве,  как о сублимации нереализованных (фрустрированных) потребностей. Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, если за счет этого зона поисковой активности поневоле оказывается суженной, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Но  не менее вероятна и другая возможность - вынужденный отказ от поиска способов удовлетворения важных потребностей может оказаться настолько травмирующим, что поведение по типу отказа распространится и на другие виды активности, в том числе на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет, и тогда совсем не обязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество. Вот почему нет и не может быть однозначной связи между фрустрацией и творческой активностью, и концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной».

     Одним из наиболее перспективных направлений  в исследовании психофизиологии  творчества является изучение роли межполушарной  асимметрии. Как уже твердо установлено, с функциями левого и правого  полушария у человека связаны  два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти  типы мышления имеют ряд синонимов: вербальное и невербальное (поскольку  абстрактно-логическое мышление в отличие  от образного базируется на способности  к продуцированию речи); аналитическое  и синтетическое (поскольку с  помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда  как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); дискретное и симультанное (поскольку с помощью  логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда  как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Информация о работе Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов