Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого термина. Первый определяет конфликт весьма широко - как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимы по объёму. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъектом взаимодействия будет являться отдельный человек или группы людей.
Введение
1. Понятие межличностного конфликта
2. Особенности межличностных конфликтов
3. Методы преодоления конфликта
4. Профилактика и разрешение конфликтов.
5. Творческий подход к разрешению конфликтов
Заключение
Творчество:
В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л.Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. О.К.Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.[1,14]
Общим для творческих
Есть
несколько психологических
Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов.
При «творчестве жизни» стремление к новому иногда проявляется в мелочах, например, из двух дорог пешеход выбирает ту, по которой не ходил раньше. Но выбор ситуации пути может относиться не только к ситуации прогулки. В научном творчестве новаторство проявляется в работе с новыми проблемами, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом контексте.
В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и т.д.).
Творчеством является и оформление важных мыслей для передачи их другим людям, и стремление поделиться переполняющим чувством красоты, и реорганизация своей жизни в соответствии с представлениями о должном, и воплощение «в металле» инженерной идеи и т.п.
Необычайно
важен вид «
Существует
и т.н. духовное творчество, к которому
относят все великие
Под
воздействием внешних факторов: жизненных
событий, прочитанных книг, советов,
рассказов у человека происходит
изменение «внутренних условий»
В психологии наиболее изучено решение нестандартных творческих задач - одной из составных частей научного и особенно технического творчества. Прогресс в изучении этого направления можно объяснить его близостью к исследованиям интеллекта.
Творчество
можно рассматривать как
В «пассивной» фазе творчество является познанием... Внутреннее содержание ученого, художника и т.д. – это разновидности знания, отражения тех или иных сторон мира. Невыразимое обычными языковыми средствами знание художника отличается от знания ученого меньшей ролью формально-логических и большей – эмоционально-образных компонентов.
В противовес определению творчества, как механизма психологической защиты, в психоаналитической литературе прозвучали утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации невротических расстройств, а самостоятельная внутренняя потребность. Тогда возникает вопрос, имеет ли эта потребность биологическую основу и если имеет, то какую именно.
Данный
раздел курсовой работы предлагает ознакомиться
с интересными исследованиями израильского
психолога, психотерапевта В.С. Ротенберга.
Он полагает, что творчество - это
разновидность поисковой
Исследования,
проведенные на человеке и животных,
показали, что поисковая активность
значительно повышает устойчивость
организма к воздействию самых
разнообразных вредных
Было предположено, что большое значение поисковой активности для выживания определяется ее основной функцией, представляющую собой как бы движущую силу саморазвития каждого индивида. Поэтому, целесообразно выживание путем естественного отбора именно тех особей, которые не склонны реагировать на трудные ситуации отказом от поиска. Потребность в поиске является двигателем прогресса, так как это - потребность в самом процессе постоянного изменения.
Наблюдения
за поведением человека и животных
позволяют привести аргументы в
пользу существования самостоятельной
потребности в поисковой
В
отличие от животных, только у человека,
в связи с условиями его
существования, позволяющими на более
или менее длительный срок гарантированно
удовлетворять первичные
Творчество,
созидание ради созидания, является
оптимальной формой поисковой активности
еще по одной причине. В случае
если поиск (любой, кроме творческого)
безуспешен, его отрицательные результаты
приобретают такую большую
«Состояние отказа от поиска имеет тенденцию к иррадиации, к распространению с одной сферы деятельности на другую. Это особенно характерно для специфического отказа от поиска путей решения мотивационного конфликта, который лежит в основе невроза. Известно, что невроз отрицательно сказывается на творческой продуктивности. Вероятнее всего, что в этом проявляется иррадиация отказа от поиска. Учитывая выше изложенное, вновь возвратимся к представлениям о творчестве, как о сублимации нереализованных (фрустрированных) потребностей. Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, если за счет этого зона поисковой активности поневоле оказывается суженной, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Но не менее вероятна и другая возможность - вынужденный отказ от поиска способов удовлетворения важных потребностей может оказаться настолько травмирующим, что поведение по типу отказа распространится и на другие виды активности, в том числе на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет, и тогда совсем не обязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество. Вот почему нет и не может быть однозначной связи между фрустрацией и творческой активностью, и концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной».
Одним из наиболее перспективных направлений в исследовании психофизиологии творчества является изучение роли межполушарной асимметрии. Как уже твердо установлено, с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов: вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи); аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия); дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Информация о работе Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов