Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого термина. Первый определяет конфликт весьма широко - как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимы по объёму. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъектом взаимодействия будет являться отдельный человек или группы людей.

Содержание

Введение
1. Понятие межличностного конфликта
2. Особенности межличностных конфликтов
3. Методы преодоления конфликта
4. Профилактика и разрешение конфликтов.
5. Творческий подход к разрешению конфликтов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

     Это поможет не только правильно разобраться  в мотивах поведения, но и выбрать  верный тон в общении при разрешении конфликта.

     5. Разрешение конфликта с учетом  его динамики.

     Как было отмечено ранее, конфликт развивается  по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные  меры. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера  их действий.

     Одним из эффективных методов преодоления  конфликтов является формирование определенного  общественного мнения о конфликтующих  сторонах. Общественное мнение - очень  мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения  окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут  оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько  болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

     В психологических рекомендациях  можно найти интересный прием  разрешения конфликтов - обращение  к "третейскому судье". Он может  быть весьма эффективным, если оппоненты  договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению. В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного  человека в коллективе. Для "третейского  судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить  оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу.

     Теперь  познакомимся еще с одним приемом  преодоления конфликтов - объективизацией  конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять  же в обращении к "третейскому  судье", но "судья" должен вести  себя несколько необычно. Во-первых, разбор конфликта должен происходить  в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как  угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет  конфликта от объекта. Второй этап - собственно объективизация. При разборе  оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как  бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без  оценок другого оппонента.

     Отмечено  наукой и подтверждено практикой, что  если конфликт "разложить" на его  составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и  превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые  неизбежны при конфликте в  силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный. [5] 

     4. Профилактика и разрешение конфликтов. 

     Управление  конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

     Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить - значит предвидеть.

     Профилактика  конфликта представляет такой вид  управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных  факторов и ограничении, таким путем, возможности их возникновения или  деструктивного развития в будущем.[5] Успех такой деятельности определяется рядом предпосылок:

     1) знанием общих принципов управления  социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

     2) уровнем общетеоретических знаний  о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;

     3) глубиной анализа на этой общей  теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

     4) степенью соответствия – избранных  методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

     Из  этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

     Существует  ряд препятствий, снижающих возможность  предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.[10]

     Это препятствие имеет психологическую  природу и связано с таким  родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется  как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как правило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

     Существование некоторых общепринятых нравственных норм регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают свое поведение  сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

     Это препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах  с развитыми демократическими традициями, некоторые общечеловеческие нормы  нравственности приобрели форму  правовых норм, охраняющих основные права  и свободы личности. Их нарушение  в той или иной форме может  быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

     Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

     Профилактика  конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические  явления, которые могут стать  элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта. [8]

     Личность  развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой». Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае, если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя интересов друг друга. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.

     Полное  разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно  устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной  из сторон, то такое состояние окажется временным, и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

     Таким образом, универсальным средством  разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия.[12]

     Любое урегулирование конфликта или его  предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. 

5. Творческий подход  к разрешению конфликтных  ситуаций 

     Сублимация (от лат. возносить) - один из механизмов психологической защиты (по З.Фрейду), снимающий  конфликтное  напряжение путем трансформации инстинктивных  форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным  случаем сублимации, согласно психоанализу, является переключение либидо на процесс  творчества.

     Некоторые ученые (К.Юнг) возражали З.Фрейду, считая, что сублимация невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные  металлы в благородные). [3]

Креативность:

  1. «…способность к умственным преобразованиям и творчеству,  включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследователей креативность связывается с личностными чертами». [3]
  2. способность    порождать      необычные      идеи,  отклоняться     от

традиционных  схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди   способностей   интеллектуальных   выделена   в   особый   тип.

            Согласно Маслоу, креативность  – творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды». [3]

             Если решение тестов креативности  можно принимать как свидетельство  наличия творческих способностей, то не решение  их еще  не является доказательством  отсутствия таковых. Возрастная  изменчивость креативности, ее подверженность  внешним воздействиям обусловливают   малую прогностичность существующих  тестов креативности в отношении  успешной творческой деятельности. Поскольку творческие достижения  во всех областях требуют в  каждой из них сложного сочетания  способностей и свойств личности, практическое применение тестов  креативности не является достаточно  надежным. «Вопрос о креативности  как самостоятельном, независимом  от интеллекта свойстве пока  остается нерешенным. Не найдены  и надежные способы ее измерения». [3]

Информация о работе Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов