Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
В настоящее время в различной литературе можно встретить много разных определений конфликта, но наиболее распространены два подхода к пониманию этого термина. Первый определяет конфликт весьма широко - как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимы по объёму. Второй подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Субъектом взаимодействия будет являться отдельный человек или группы людей.
Введение
1. Понятие межличностного конфликта
2. Особенности межличностных конфликтов
3. Методы преодоления конфликта
4. Профилактика и разрешение конфликтов.
5. Творческий подход к разрешению конфликтов
Заключение
Из
трех вышеперечисленных
Однако,
одновременно с выигрышем для
социального общения развитие доминирующего
вербального мышления (каковым оно
стало в условиях нашей цивилизации)
неизбежно сопровождается определенным
проигрышем в связи с его ограниченностью.
Эта ограниченность вытекает из самой
природы вербального мышления:
оно должно обеспечить дискретное,
упорядоченное отражение
Это положение требует специального пояснения. Взятый изолированно от других (насколько это возможно), сам образ предмета в отличие от слова представляется определенным, конкретным и однозначным, "равным самому себе". Но в то же время любой образ, как элемент реального мира, многогранен и неисчерпаем. Никакое сколь угодно подробное расчленение образа на его составные элементы не в состоянии дать всеобъемлющего и адекватного представления об образе.
Основной
отличительной особенностью пространственно-образного,
правополушарного мышления является одномоментное
установление многочисленных связей между
предметами и явлениями. Отдельные
свойства образов, их "грани", могут
вступать во взаимодействие друг с
другом сразу в нескольких "смысловых
плоскостях", что и определяет
многозначность образа в соответствующем
контексте. Эта многозначность затрудняет
не только выражение таких отношений
в логически упорядоченной
Оба
типа мышления отличаются друг от друга
не качеством материала, которым
они оперируют, они противоположны
друг другу по принципу организации
связей между элементами этого материала.
Задачей логико-вербального
Можно
сказать, что в основе любого творчества
(и художественного, и научного) лежат
взаимодополняющие отношения
В
этой связи необходимо подчеркнуть
отличие выше перечисленных представлений
от концепции "воронки". Согласно
концепции «воронки» искусство
помогает преодолеть диссоциацию между
практически неограниченным количеством
поступающих в мозг сигналов и
ограниченной возможностью их словесного
выражения. Дело не в том, что человек
способен воспринять неизмеримо большее
количество сигналов внешнего мира, чем
найти для них формы словесного
выражения. Даже если бы человек располагал
запасом слов, сопоставимым с числом
воспринимаемых сигналов, он был бы
так же далек от полного соответствия
между картиной мира и ее словесным
выражением. Каким бы обширным ни был
словарный запас, речь, подчиненная
законам логического мышления, будет
отражать только отдельные связи
между воспринимаемыми
Описанная
ограниченность речевых возможностей
в действительности является главным
достоинством логического мышления
и вербального общения, обеспечивающим
однозначное взаимопонимание. Это
не случайность, требующая преодоления.
Так, создание художественных образов
представляет собой по существу новую
организацию вербального
В
настоящее время имеются прямые
доказательства решающего значения
для творчества правополушарного мышления,
создающего специфический пространственно-
Экспериментальные
исследования показали, что лицам
с высокими творческими задатками
не только не нужна дополнительная
активация мозговых структур при
решении творческих задач, но более
того - целесообразно некоторое
Теоретические рассуждения, базирующиеся на результатах психофизиологических экспериментов, получают несколько неожиданное подтверждение в повседневной практике. Многие могут вспомнить по личному опыту или по опыту общения с творческими людьми, что творческая работа, даже очень длительная, часто не сопровождается чувством утомления и даже сопровождается чувством эмоционального подъема и прилива физических сил. Для творческих личностей длительная рутинная механическая работа без увлеченности и поиска или просто длительное прекращение творческой деятельности нередко становится непереносимым и влечет за собой ухудшение самочувствия. В то же время для людей с низкой творческой потенцией предпочтительнее выполнение любой самой скучной работы, чем необходимость решения интересных творческих задач.
Интересные
параллели могут быть проведены
также при анализе результатов
психофизиологических исследований особых
состояний сознания (например, медитации).
Американский физиолог Орнштейн показал,
что эти состояния, судя по психологическим
особенностям, обусловлены относительным
преобладанием функции правого
полушария. В то же время после
выхода из этих состояний субъективно
отмечается чувство отдыха, снятие
физического и психического утомления,
повышенный интерес к жизни. Первичное,
образное мышление является «менее дорогостоящим»
для индивида, и это объясняет,
почему в ситуации стресса переход
к такому мышлению обеспечивает одну
из основных форм психологической защиты.
Творческая деятельность, следовательно,
является защитной для здоровья субъекта
не только потому, что это оптимальный
способ реализации поисковой активности,
но и потому, что при этой деятельности
создаются условия для наиболее
полного использования
Из всего вышесказанного вытекает, как существенно с ранних лет правильно строить воспитание и обучение, ориентируя их на развитие образного мышления, чтобы впоследствии оно не оказалось скованным рассудочными рамками.
Важно
отметить, что способности
Один из основных механизмов, предотвращающих развитие невротических и соматических расстройств, связан с наиболее ярким проявлением активности образного мышления - сновидениями.
Интерес к вопросу касающемуся роли сновидений в процессе творчества постоянно поддерживается периодически появляющимися сообщениями о творческих "озарениях" во сне. В настоящее время показано, что переживанию сновидений соответствуют определенные физиологические показатели, речь идет о фазе быстрого сна. У здоровых людей эта фаза наступает с равными интервалами 4-5 раз в течение ночи и занимает около 20-25% всего сна. Благодаря открытию фазы быстрого сна появилась возможность экспериментального изучения функциональной роли сновидений.
Исследований,
посвященных влиянию быстрого сна
и сновидений на процессы творчества,
относительно немного. Установлено, что
у лиц с высоким творческим
потенциалом в сновидениях
Все эти данные как будто подтверждают гипотезу о том, что творческий акт осуществляется в самих сновидениях благодаря доминированию во время сновидений образного мышления. На первый взгляд, это хорошо согласуется также с представлениями о решающей роли образного мышления в процессах творчества, изложенных в предыдущем разделе. Но в действительности механизм положительного влияния быстрого сна и сновидений на процессы творчества окончательно не выяснен. Действительно ли творческий акт закономерно осуществляется в самом сновидении и в этом одна из основных функций сновидений? Так, испытуемым незадолго до сна предъявлялась для решения задача, требующая творческого подхода; затем проводились пробуждения в фазе быстрого сна и регистрировались отчеты о сновидениях. Было установлено, что содержание сновидений по ряду критериев не различалось в тех случаях, когда после сна удавалось решить задачу, и в тех случаях, когда решение так и не было найдено. Между тем если бы процесс решения осуществлялся во время самих сновидений, то различия должны были бы проявиться. [12]
Информация о работе Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов