- в результате
проведения беседы мы выяснили, что
наибольшее число членов экспериментальной
группы составляют мальчики и девочки
в возрасте 8 лет 57,1%, дети в возрасте 7 лет
составляют 35,7%, остальные 7,1% составляют
дети в возрасте 10 лет от общей массы. Опекаемых
детей в классах нет; 28,6 % дети инвалиды;
21,4% дети, которых воспитывает один родитель;
многодетные семьи составляют 7,1% от общей
массы класса; дети у которых родители
работающие составляют 92,9%; семьи, где
родители безработные составляют 7,1%. Семьи
благополучные, родители имеют высшее
или среднее специальное образование.
21,4% детей имеют оптимальный
уровень усвоения материала, средний уровень
усвоения материала имеют 50% детей. Исходя из того,
что часть детей имеет комбинированный
дефект (нарушение зрения сочетается с
ЗПР или УО), довольно большой процент
детей имеют низкий уровень усвоения
знаний - 28,6%. Мы выяснили, что большинство
детей, 71,4% посещали ДОУ, у 14,3% испытуемых
подготовка проводилась дома, лишь 14,2%
исследуемых детей поступили в школу без
подготовки.
- в результате
проведения экспериментального наблюдения
мы выявили, что у всех детей очень
большая потребность в движение,
у всех детей присутствует гипервозбудимость.
Есть очень тихие, скрытные дети, некоторые
из них однако охотно идут на контакт
с учителем, выплняют различные поручения.
Явного лидера в детском коллективе нет,
ребята разбиты на небольшие группы, хотя
между группами тоже идет общение.
- по данным
проведенных диагностических методик
мы можем сделать вывод, что уровень
слухоречевой памяти у 57,1% на оптимальном
уровне, средний уровень показало
28,6% испытуемых, низкий уровень показало
14,3%. Оптимальный уровень сформированности
школьной мотивации у 42,9%, средний уровень
у 42,9%, низкий уровень у 14,2%. Оптимальный уровень
развития восприятия и устной речи
при обследовании показало 42,9%, средний
уровень проявило 35,7%, низкий уровень развития
показало 14,2%. Оптимальный уровень развития
мышления показало 28,6% испытуемых, средний
уровень показало 42,9%, низкий уровень показало
28,6%. Оптимальный уровень развития свойств
внимания показало 28,6%, средний
уровень показало 50% испытуемых, 21,4% низкий
уровень развития.
- так же мы
выявили положительную динамику психического
развития испытуемых и доказали на основе
полученных данных выдвинутую гипотезу,
что адаптационные возможности учащихся
с нарушениями зрения к школьному обучению
определяются спецификой психического
развития и наличие этапа подготовительной
работы в дошкольный период. И определили
практические рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения
умственно отсталых умственно отсталых
учащихся младшего школьного возраста.
Заключение
Таким
образом с помощью теоретического и
практического исследования мы доказали,
что на адаптацию умственно отсталых младших
школьников влияют: уровень психического
развития и наличие дошкольной подготовки.
Так
же мы выяснили, что основная цель коррекционно-воспитательной
работы с детьми с нарушениями зрения
заключается в определении и реализации
потенциальных возможностей детей для
наиболее полной их социальной адаптации,
а также в развитии у них жизненно необходимых
умений и навыков для дальнейшего приспособления
к жизни.
Благодаря
полученным данным нашего эксперимента
и данным психолога выявили положительную
динамику психического развития испытуемых
с начала поступления в школу на момент
проведения эксперимента. Также мы предположили,
что одной из причин положительной динамики
является специальные созданные условия
психолого-педагогического сопровождения,
которые соответствуют учебно-воспитательному
плану обучения.
Выяснилось,
что школьная адаптация понимается как
приспособление ребенка к новой системе
социальных условий, новым отношениям,
требованиям, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности. Однако, адаптация
– это не только приспособление к успешному
функционированию в данной среде, но и
способность к дальнейшему психологическому,
личностному, социальному развитию. Следовательно,
формирование адаптации младших школьников
с нарушениями зрения сталкивается со
многими проблемами: это сочетанные с
нарушениями зрения дефекты, неблагополучные
семьи у испытуемых, возрастные особенности,
но главными проблемами в адаптации младших
школьников с нарушениями зрения являются
уровень психического развития и наличия
дошкольной подготовки. Таким образом,
поставленная гипотеза является доказанной.
Список
литературы
- Адаптация
детей с ограниченными возможностями.//Ред.
Безух С.М., Лебедева С.С., Завражин С.А.,
Фортова Л.К., - М., 2005 г.
- Актуальные
проблемы нейропсихологии детского возраста.
/ Ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 г.
- Ахутина Т.В.,
Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская
Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы
нейропсихологического обследования
детей 6-8 лет. – М., 1996 г.
- Бюрклен К.
Психология слепых, М., 1934 г.
- Венгер Л,
А., Мухина В. С. Психологическая готовность
к обучению в школе., М., 1976 г.
- Волкова И.П.
Индивидуально-типологические особенности
лиц с нарушениями зрения // Дефектология
- №3. – С.39-47. – 2005 г.
- Вопросы обучения
и воспитания слепых и слабовидящих (психологические
и методические аспекты реабилитации),
Л., 1982 г.
- Воспитание
и обучение слепого дошкольника
/ Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1967 г.
- Выготский
Л. С. К психологии и педагогике детской
дефективности - В кн.: Вопросы воспитания
слепых, глухонемых и умственно отсталых
детей / Под ред. Л. С. Выготского. М., 1924
г.
- Давыдова
В. Психологические проблемы учебной деятельности
школьника.- М., 1977 г.
- Дорофеева
Т.А. Особенности использования органов
чувств в учебной деятельности младшими
школьниками с нарушениями зрения // Дефектология
- №1. – С.14. – 2002 г.
- Завражин
С. Адаптация детей с ограниченными возможностями.
– М., 2005г.
- Зотов А.
И. Актуальные вопросы исследования
возрастных и индивидуальных особенностей
познавательной деятельности слепых и
слабовидящих детей, Л., 1968 г.
- Крогиус
А. А.. Психология слепых и ее значение
для общей психологии и педагогики, Саратов,
1956 г.
- Круглова
Т. Л. Роль целенаправленного наблюдения
в развитии словесной творческой деятельности
слабовидящих школьников первого года
обучения, М., 1985 г.
- Литвак А.
Г., Сорокин В. М., ГоловинаТ. П. Практикум
по тифлопсихологии, М., 1992 г.
- Литвак А.Г.
Очерки психологии слепых и слабовидящих,
Л., 1972 г.
- Лобанова
Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями
в развитии к обучению в школе, М., 1982 г.
- Мамайчук
И.И., Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. – Спб, 2006 г.
- Мастюкова
Е.Ребенок с отклонениями в развитии. –
М., 1999 г.
- Микадзе
Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования
психических функций у детей. - М., 1998
г.
- Мухина В.С.
Возрастная психология: феменология развития,
детство, отрочество. – М., 1994.
- Обухова
Л. Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. - М., 1995 г.
- Овчарова
Р.В. Практическая психология в тестах
в начальной школе. – М.,1996 г.
- Психологическое
и социальное сопровождение больных детей
с и детей инвалидов. – Спб, 2006 г.
- Психология
слепых / под ред.В.А. Гандера, М., 1954 г.
- Психолого-педагогические
основы коррекционной работы.– М., 1996 г.
- Римская
Р., Римский С. Практическая психология
в тестах. - М., 1999 г.
- Рудакова
Л. В. Основные направления работы специализированного
детского сада для детей с нарушениями
зрения, М., 1986 г.
- Свиридюк
Т. П. Подготовка слабовидящих детей к
школе / НИИ педагогики УССР - К., 1984 г.
- Семаго Н.Я.,
Семаго М.М. Теория и практика оценка психического
развития ребенка.-СПб.,2005 г.
- Семаго Н.Я.,
Семаго М.М. Методические рекомендации
к «Диагностическому альбому для оценки
развития познавательной деятельности
ребенка. Дошкольный и младший школьный
возраст». – М.: Айрис-пресс, 2005 г.
- Солнцева
Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология
в системе образования детей с нарушениями
зрения, М., 1999 г.
- Соловьев
И.М. Психология познавательной деятельности
нормальных и аномальных детей. – М., 1996
г.
- Цветкова
Л.С. Методика диагностического нейропсихологического
обследования детей. - М., 1997 г.
- Щербина
А. М. Слепой музыкант Короленко, М., 1936
г.