Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Объект:
Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Предмет:
Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе____________________________________________________5

1.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе__________________________________________5

1.2. Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_________________________________7

1.3. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________12

Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению_________________17

2.1. Программа констатирующего эксперимента________________________17

2.2. Анализ экспериментальных данных_______________________________23

3.3 Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения___________________________30

Заключение_______________________________________________________35

Список литературы________________________________________________36

Работа содержит 1 файл

адаптац.к школе.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению 

II.1. Программа констатирующего эксперимента 

Цель  эксперимента: исследовать адаптацию младших школьников с нарушениями зрения к обучению

Задачи  исследования:

  1. Изучить особенности психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
  2. Изучить особенности организации и содержание подготовки к школе в группе испытуемых

    3. Охарактеризовать  условия психолого-педагогического сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы III и IV вида

    4. Выделить ведущие проблемы процесса адаптации по данным констатирующего эксперимента

    5. Проследить процесс адаптации учащихся с начала  учебного года на момент проведения эксперимента 

   С целью доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Исходя, из цели и задач была сформирована экспериментальная группа,  которая состояла из учащихся 1-ых классов специальной коррекционной школы III и IV вида. Комплектация классов такова: Аля Д., Маша К., Сережа О., Марина Н., Артем В., Влад Г., Артем С., Данил Б., Паша К., Катя П., Саша Л., Степа Ф., Дима Г., Антон П. 

Методы  исследования.

    Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический материал, соответствующий цели и задачам  исследования.

Была  проведена беседа с классным руководителем  испытуемых. Также произведено наблюдение за детьми на уроках и во время перерывов (перемен).

    Первой  ступенью экспериментального исследования является беседа с психологом, классным руководителем и знакомство с классом (экспериментальной группой). Классы скомплектованы из учащихся с разным психоневрологическим диагнозом, следовательно, возраст испытуемых  достаточно разнообразен.  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Таблица 1.                                                    

Возрастные соотношения испытуемых. 

Возраст

(лет)

Абсолютные  значения (человек) Относительные значения (%)
7 5 35,7%
8 8 57,1%
10 1 7,1%
Всего Кол-во человек: 14 100%
 

    По  данным таблицы можно сделать  вывод, что  наибольшее число членов экспериментальной  группы составляют мальчики и девочки в возрасте 8 лет 57,1% (Аля Д., Маша К., Марина Н., Артем В., Влад Г., Паша К., Саша Л., Данил Б.). Дети в возрасте 7 лет составляют 35,7% (Антон П., Артем С., Катя П., Дима Г., Степа Ф.). Остальные 7,1% составляют дети в возрасте 10 лет от общей массы (Сережа О.). Эти данные нам необходимы для выяснения, влияет ли возраст испытуемых на их школьную адаптацию. Также при беседе с классным руководителем выяснилось, что семьи учащихся имеют разный социальный статус: по образованию, по полноте семьи, по трудоустройству родителей по этим данным можно составить социальный портрет. 

                                                                                                         Таблица 2.

Социальный  портрет класса. 

    Социальный портрет
Абсолютные  значения (человек) Относительные значения (%)
Опекаемые дети - -
Дети  инвалиды 4 28,6%
Воспитывает один родитель 3 21,4%
Многодетные семьи 1 7,1%
Семьи работающих 13 92,9%
Семьи безработных 1 7,1%
Всего: Кол-во человек: 14 100%

    Таким образом, из таблицы можно сделать  следующий вывод: опекаемых детей  в классах нет; 28,6 % дети инвалиды; 21,4% дети, которых воспитывает один родитель; многодетные семьи составляют 7,1% от общей массы класса; дети у которых родители работающие составляют 92,9%; семьи, где родители безработные составляют 7,1%.

    В целом можно сделать вывод  о семьях детей. Семьи благополучные, родители имеют высшее или среднее  специальное образование. Почти  все родители детей работающие, без  вредных привычек (употребление алкоголя). Эти данные нам необходимы, так как социальный статус, образ жизни  родителей служит примером для  детей. Отношение в семье формируют отношения ребенка с окружающими, формируют его поведение. А, следовательно, влияют на его адаптацию. При  беседе с классным руководителем выяснилось, что все дети имеют разные степени усвоения программного материала.

                                                                                                    

    Таблица 3.                                                  

Особенности усвоения программного материала. 

Усвоения  программного материала Абсолютные  значения (человек) Относительные значения (%)
Оптимальный уровень. С программным материалом справляются, познавательная активность высокая. 3          21,4%
Средний уровень. С программным материалом справляются, но познавательная активность низкая. 7 50%
Низкий  уровень. Не справляются с программным материалом, средняя познавательная активность. 4 28,6%
Всего: Кол-во человек: 14 100%
 

    Таблицы 3 показывает нам, что 21,4% детей имеют оптимальный уровень усвоения материала (Маша К., Антон П., Артем В.). Средний уровень усвоения материала имеют 50%  детей (Степа Ф., Паша К., Артем С., Катя П., Саша Л., Дима Г., Влад Г.). Исходя из того, что часть детей имеет комбинированный дефект (нарушение зрения сочетается с ЗПР или УО), довольно большой процент детей имеют низкий уровень усвоения знаний - 28,6% (Аля Д., Сережа О., Марина Н., Данил Б.). Уровень усвоение материала играет немаловажную роль в деятельности ребенка и является одним из факторов,  влияющим, на него школьную адаптацию.

    Возможно, что степень усвоение программного материала зависит от наличия  подготовки к школьному обучению. Эти данные были  полученные из личных дел учащихся.  

Таблица 4. 

Наличие подготовки к школьному  обучению. 

Школьная  подготовка Абсолютные  значения (человек) Относительные значения (%)
Испытуемые  посещали ДОУ 10 71,4%
Проводилась подготовка дома. 2 14,3%
Испытуемые  не посещали ДОУ 2 14,2%
Всего: Кол-во детей: 14 100%
 

    Таблица 4 нам показывает, что большинство  детей, 71,4% посещали ДОУ (Аля Д., Маша К., Марина Н., Дима Г., Антон П., Артем С., Данил Б., Паша К., Катя П., Саша Л., Артем В.), у 14,3% испытуемых подготовка проводилась дома (Влад Г., Степа Ф.). В связи с этим у детей уже в некоторой степени сформированы психологические процессы, как восприятие, внимание, мышление, нежели у детей, которых не было подготовки к школе. Лишь 14,2% исследуемых детей поступили в школу без подготовки (Сережа О.). Сережа О. поступил в школу в возрасте 9 лет, не имел дошкольной подготовки, не были сформированы навыки чтения и письма, есть подозрение о наличии умственной отсталости или задержке психического развития. Эти данные нам необходимы для выяснения, влияет ли дошкольная подготовка на последующую адаптацию детей к школе. 

    Следующим этапом исследования была проведена, беседа со школьным психологом, который ознакомил  со своими результатами диагностики  в области психического развития детей, а так же их адаптационными показателями на период поступления детей в 1-й класс специальной коррекционной школы III и IV вида. На основе этих данных мы можем проследить динамику психического развития и адаптации, учащихся с начала  учебного года на момент проведения эксперимента.

    Необходимым методом исследования является наблюдение. Наблюдение проводилось в свободной форме в двух ситуациях. Первая ситуация, когда дети находились на уроке, а вторая в перерыв между ними (перемена). Наблюдение проводилось в начале учебного дня, когда еще не сказывается на работоспособности испытуемых учеников утомление. Из наблюдения можно сделать  вывод, что у всех детей очень большая потребность в движение, у всех детей присутствует гипервозбудимость. Очень неусидчивы на уроках – Паша К., Аля Д., Катя П. Аля Д. если работа ей нравится проявляет несвойственное ей упорство. Очень тихими, скрытными и малоразговорчивыми являются Маша К., Влад Г., Марина Н., однако Влад Г. охотно выполняет все поручения учителя, на уроках тянет руку. Явного лидера в детском коллективе нет, ребята разбиты на небольшие группы, хотя между группами тоже идет общение. Степа Ф. очень активный мальчик, шумный, часто нарушает дисциплину, но на замечания учителя реагирует адекватно. 

Информация о работе Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе