Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:10, курсовая работа
Цель:
Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Объект:
Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Предмет:
Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе____________________________________________________5
1.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе__________________________________________5
1.2. Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_________________________________7
1.3. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________12
Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению_________________17
2.1. Программа констатирующего эксперимента________________________17
2.2. Анализ экспериментальных данных_______________________________23
3.3 Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения___________________________30
Заключение_______________________________________________________35
Список литературы________________________________________________36
Из таблицы 6 видно, что прослеживается положительная динамика психического развития испытуемых с начала поступления в учебное учреждения на момент проведения эксперимента.
Увеличивается оптимальный уровень развития восприятия на 7,1%.
Оптимальный уровень развития внимания увеличивается на 14,4%. Оптимальный уровень развития памяти увеличивается на 28,5%.
Оптимальный уровень развития мышления увеличивается на 28,6%. Оптимальный уровень развития мотивации к учебной деятельности увеличивается на 42,9%.
Можно предположить, что одним из факторов улучшение динамики психического развития является психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения.
Целью работа психолога на этот период является: создание оптимальных условий для социальной адаптации учащихся через формирование психологической базы основных видов деятельности и коммуникативных моделей поведения. Задачи на этот период ставятся такие, как:
Осуществляется проведение различных игр, развивающих упражнений, беседы на темы: знакомство, установление норм и правил в группе, любознательность, навыки учения, что значит быть школьником, мой класс, как не быть неряхой, правила поведения в школе, что такое дружба.
Работа учителя сводится к тому, что проводится обучение детей, основанное на программном материале. При работе учитель решает образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.
Так же воспитатель играет не малую роль в школьной жизни ребенка. Воспитатель занимается внедрением новых здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, направленных на реабилитацию младшего школьника с нарушениями зрения. Воспитатель использует такие формы работы, как игра, состязание, творческий труд, художественное творчество: все это позволяет ребенку осознавать самого себя. Так же в работе воспитателя имеется система воспитательной работы, которая имеет свои направления: гражданско-патриотическое, формирование социально – нормативного поведения, спортивно – оздоровительная работа, художественно – эстетическая работа, работа с родителями.
Также воспитатель проводит инструктаж по правилам поведения, по правилам поведения во время самоподготовки, по правилам поведения во время трудовой деятельности, по правилам поведения в быту, по правилам противопожарной безопасности, по правилам поведения во время прогулки, по правилам дорожного движения.
После
проведения комплексного исследования
мы подошли к обоснованию
Взаимосвязь
дошкольной подготовки
и адаптационных
возможностей.
При обследовании детей хорошо просматривается взаимосвязь дошкольной подготовки и адаптационных возможностей испытуемых. Можно заметить, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависит психическое развитие ребенка, его готовность к социальной позиции школьника, а исходя из выше доказанного положения, уровень психического развития влияет на развитие адаптационных возможностей испытуемых. Следовательно можно сделать вывод, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависят адаптационные возможности испытуемых. Также одним из звеньев этой схемы является диагноз. Дополнительно в процессе экспериментального исследования мы выяснили, что на школьную адаптацию влияет психоневрологический диагноз, наличие сочетанных дефектов, возраст ребенка, социальный статус семьи: все это откладывает немалый отпечаток на школьной жизни ребенка. Чем старше ребенок, тем он лучше приспосабливается к новым условиям, чем легче диагноз, тем меньше трудностей приходится ребенку преодолевать, попадая в школьную среду. Если семья благополучная, ребенок может правильно оценивать взаимоотношения с окружающими, адекватно вести себя в социальной среде.
Таким
образом, поставленная гипотеза является
доказанной, а именно главными показателями
определяющими адаптацию ребенка к
школе, является наличие дошкольной подготовки
и уровня психического развития.
II.3.
Практические рекомендации
по организации психолого-педагогического
сопровождения детей
младшего школьного
возраста с нарушениями
зрения
Учебно-воспитательный процесс коррекции и развития личности ребёнка с нарушениями зрения наиболее результативен, когда педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медики работают в одной связи. Ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или имеющему разноплановые проблемы, нужна комплексная помощь, иначе говоря – сопровождение. Сопровождение предполагает тесное взаимодействие с тем, кого сопровождают, и должно быть личностно ориентированно, чтобы оказать ребёнку действенную помощь и получить более ощутимый результат. Сопровождение необходимо начинать на начальных этапах школьного маршрута учащегося.
Рекомендации психологу по
организации психолого-педагогического
сопровождения младших
школьников с нарушениями
зрения в школе.
О ребёнке в школе собирается информация о соматическом, психическом социальном здоровье, при этом используется широкий спектр различных методов:
Следует знать позитивные резервы личности, на которые можно опираться. При этом выделяются группы психологически благополучных детей, не имеющих выраженных проблем в настоящее время, и группы детей, которым требуется более углублённое обследование, после чего полученные в ходе работы результаты позволяют составить план выполнения мероприятий совместно со специалистами, родителями, педагогами. Здесь всё должно быть построено на сопереживании и оказании качественной помощи.
Сопровождение,
как современная
На
базе школы работает психолого-медико-
Обучение
ребенка в начальной школе
– первая и очень значимая ступень
в его детстве. К сожалению, не
всегда опыт учебной деятельности на этом
этапе способствует позитивному восприятию
ребенком установок и правил школьной
жизни. Нереализованные ожидания, связанные
с учебой, трудности общения с учителем
или сверстниками, нарастание волевого
или нервного напряжения в ходе обучения
– эти и многие другие факторы, к которым
еще в начальной школе ребенок оказывается
не совсем готов, могут способствовать
формированию у него повышенной тревожности
и негативных установок к дальнейшему
школьному обучению. Чем больше факторы
дезадаптации (интеллектуального, личностного,
социального характера) проявляются у
ребенка в начальной школе, тем сложнее
будет его переход на другую ступень обучения.
Эти факторы побуждают выстроить эффективную
систему психолого-педагогического сопровождения
адаптации первоклассников[21].
Рекомендации учителю по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе
Процессу
адаптации первоклассников
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Отслеживание
психологического статуса ребенка
является достаточно трудоемким процессом,
требующим тесного взаимодействия всех
специалистов, участвующих в жизнедеятельности
ребенка (психолога, педагога-дефектолога,
врача-психиатра или врача-невропатолога)[34].
Рекомендации психологу по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе
Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи.
Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.
Во время ориентировочного этапа
На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.
На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).
В
школе должна складываться своя система
психолого-педагогического
Созданная
система работы должна быть направлена
на создание оптимальных условий
для социально-психологической
Выводы по главе II:
Для экспериментального доказательства поставленной нами гипотезы использовались разные методы исследования и показали следующие результаты:
Информация о работе Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе