Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Объект:
Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Предмет:
Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе____________________________________________________5

1.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе__________________________________________5

1.2. Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_________________________________7

1.3. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________12

Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению_________________17

2.1. Программа констатирующего эксперимента________________________17

2.2. Анализ экспериментальных данных_______________________________23

3.3 Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения___________________________30

Заключение_______________________________________________________35

Список литературы________________________________________________36

Работа содержит 1 файл

адаптац.к школе.doc

— 339.00 Кб (Скачать)
 

Из таблицы 6 видно, что прослеживается положительная динамика психического развития испытуемых с начала поступления в учебное учреждения на момент проведения эксперимента.

Увеличивается оптимальный уровень развития восприятия на 7,1%.

Оптимальный уровень развития внимания увеличивается на 14,4%. Оптимальный уровень развития памяти увеличивается на 28,5%. 

Оптимальный уровень  развития мышления увеличивается на 28,6%. Оптимальный уровень развития мотивации к учебной деятельности увеличивается на 42,9%.

Можно предположить, что одним из факторов улучшение  динамики психического развития  является психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения.

Целью работа психолога на этот период является: создание оптимальных условий для социальной адаптации учащихся через формирование психологической базы основных видов деятельности и коммуникативных моделей поведения. Задачи на этот период ставятся такие, как:

  • Пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважение, взаимодоверия
  • Формирование мотивационной готовности к школьному обучению
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей

Осуществляется  проведение различных игр, развивающих упражнений, беседы на темы: знакомство, установление норм и правил в группе, любознательность, навыки учения, что значит быть школьником, мой класс, как не быть неряхой, правила поведения в школе, что такое дружба.

Работа  учителя сводится к тому,  что проводится обучение  детей,   основанное на программном  материале. При работе учитель решает образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.

Так же воспитатель играет не малую роль в школьной жизни ребенка. Воспитатель  занимается внедрением новых здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, направленных на реабилитацию младшего школьника с нарушениями зрения. Воспитатель использует такие формы работы, как игра, состязание, творческий труд, художественное творчество: все это позволяет ребенку осознавать самого себя. Так же в работе воспитателя имеется система воспитательной работы, которая имеет свои направления: гражданско-патриотическое, формирование социально – нормативного поведения, спортивно – оздоровительная работа, художественно – эстетическая работа, работа с родителями.

Также воспитатель проводит инструктаж по правилам поведения, по правилам поведения  во время самоподготовки, по правилам поведения во время трудовой деятельности, по правилам поведения в быту, по правилам противопожарной безопасности, по правилам поведения во время прогулки, по правилам дорожного движения.

После проведения  комплексного исследования мы подошли к обоснованию поставленной гипотезы, которая заключается в  том, что адаптационные возможности умственно отсталых учащихся к школьному обучению определяются спецификой психического развития и наличием этапа подготовительной работы в дошкольный период.  
 
 
 

Взаимосвязь дошкольной подготовки и адаптационных  возможностей. 

    При обследовании детей хорошо просматривается взаимосвязь дошкольной подготовки и адаптационных возможностей испытуемых. Можно заметить, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависит психическое развитие  ребенка, его готовность к социальной позиции школьника, а исходя из выше доказанного положения, уровень психического развития влияет на развитие адаптационных возможностей испытуемых. Следовательно можно сделать вывод, что от наличия или отсутствия дошкольной подготовки и ее качества зависят  адаптационные возможности испытуемых. Также одним из звеньев этой схемы является диагноз. Дополнительно в процессе экспериментального  исследования мы выяснили, что на школьную адаптацию влияет психоневрологический  диагноз, наличие сочетанных дефектов,  возраст ребенка, социальный статус семьи: все это откладывает немалый отпечаток на школьной жизни ребенка. Чем старше ребенок, тем он лучше приспосабливается к новым условиям, чем легче диагноз, тем меньше трудностей приходится ребенку преодолевать, попадая в школьную среду. Если семья благополучная, ребенок может правильно оценивать взаимоотношения с окружающими, адекватно вести себя в социальной среде.

    Таким образом, поставленная гипотеза является доказанной, а именно главными показателями определяющими адаптацию ребенка к школе, является наличие дошкольной подготовки и уровня  психического развития. 

II.3. Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 

      Учебно-воспитательный процесс коррекции и развития личности ребёнка с нарушениями зрения наиболее результативен, когда педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медики работают в одной связи. Ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или имеющему разноплановые проблемы, нужна комплексная помощь, иначе говоря – сопровождение. Сопровождение предполагает тесное взаимодействие с тем, кого сопровождают, и должно быть личностно ориентированно, чтобы оказать ребёнку действенную помощь и получить более ощутимый результат. Сопровождение необходимо начинать на начальных этапах школьного маршрута учащегося.

       
   
Рекомендации   психологу по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе.

    О ребёнке в школе собирается информация о соматическом, психическом социальном здоровье, при этом используется широкий спектр различных методов:

  1. тестирование психологом,
  2. анкетирование социальным педагогом родителей и учащихся,
  3. беседы с классными воспитателями,
  4. наблюдение медиками, изучение школьной документации о ребёнке,
  5. изучение особенностей семьи, её быта,
  6. анализ продуктов учебного труда.

    Следует знать позитивные резервы личности, на которые можно опираться. При этом выделяются группы психологически благополучных детей, не имеющих выраженных проблем в настоящее время, и группы детей, которым требуется более углублённое обследование, после чего полученные в ходе работы результаты позволяют составить план выполнения мероприятий совместно со специалистами, родителями, педагогами. Здесь всё должно быть построено на сопереживании и оказании качественной помощи.

      Сопровождение, как современная образовательная  технология – даёт достаточно высокие  результаты. Создание реабилитационного  пространства вокруг ученика является жизненной необходимостью. При оказании помощи учитывается самооценка ребенка, отношение к родителям и близким, а главное создание максимально возможных условий для включения детей в обычную жизнь.

      На  базе школы работает психолого-медико-педагогический консилиум, который даёт целевые рекомендации учителю, воспитателю по работе с конкретным ребёнком, также родителям. Поэтому знания коррекционной педагогики нужны всем [27].

      Обучение  ребенка в начальной школе  – первая и очень значимая ступень  в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения. Эти факторы побуждают выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников[21].   

      Рекомендации   учителю по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе

      Процессу  адаптации первоклассников нужно  уделять большое внимание.

  1. Важно до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками следует заниматься с самыми первыми.
  2. Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

      Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно  овладеть учебной деятельностью, освоить  школьные нормы поведения, приобщиться  к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного  труда и режима.

      Подход  к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

      Отслеживание  психологического статуса ребенка  является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра или врача-невропатолога)[34].  

      Рекомендации  психологу по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе

      Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.

      Подготовительный  этап включает в себя следующие задачи.

  1. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  2. Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.
  3. Подготовка необходимой документации.
  4. Составление графика работы.

      Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.

      Во  время ориентировочного этапа

  1. устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;
  2. устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;
  3. происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
  4. совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.

      На  этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

      Этап  реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.

  1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии дли полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
  2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
  3. Просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

      На  заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

      В школе должна складываться своя система  психолого-педагогического сопровождения  адаптации первоклассников, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

      Созданная система работы должна быть направлена на создание оптимальных условий  для социально-психологической адаптации  умственно отсталых первоклассников к обучению в школе  [3]. 
 

Выводы  по главе II:

Для экспериментального доказательства поставленной нами гипотезы использовались разные методы исследования и показали следующие результаты:

Информация о работе Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе