Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:10, курсовая работа
Цель:
Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Объект:
Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Предмет:
Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения
Введение_________________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе____________________________________________________5
1.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе__________________________________________5
1.2. Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_________________________________7
1.3. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________12
Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению_________________17
2.1. Программа констатирующего эксперимента________________________17
2.2. Анализ экспериментальных данных_______________________________23
3.3 Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения___________________________30
Заключение_______________________________________________________35
Список литературы________________________________________________36
Помимо
всех перечисленных методов
Методика
направлена на исследование объема и
скорости слухоречевого запоминания,
возможности и объема отсроченного воспроизведения
данного материала, возможности целенаправленной
и длительной работы ребенка со слухоречевым
материалом. Данные этой методики помогут
нам выявить особенности слухоречевой
памяти, фонематического восприятия, так
как для детей с нарушениями зрения на
первый план выходит слуховой анализатор,
как один из механизмов компенсации.
2.
«Методика исследования
мотивации учения у
первоклассников» «Методика исследования
мотивации учения
у первоклассников» направлена на изучение
адаптационных возможностей детей в начальный
период обучения. Данные этой методики
помогут нам более точно представить адаптационные
возможности учащихся на начальный период
обучения. Так же она помогает исследовать
специфику эмоционального развития ребенка.
3. Методика Пьерона-Рузера
Методика Пьерона-Рузера направлена на исследование основных свойств внимания, исследует особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения, скорость и качество формирования простого навыка, усвоения нового способа действий. Однозначно, что нарушение процесса внимания влияет на формирование познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, и на деятельность в целом и адаптацию ребенка. Нарушение процесса внимания часто встречаются у учащихся с нарушениями зрения. Их внимание обладает меньшей, по сравнению нормой, устойчивостью. У детей возникают трудности и при распределение внимания между несколькими объектами или видами деятельности. Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственная повышенная утомляемость. Важно установить, что же является причиной нарушения процесса внимания, а это значит и низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или не сформированности внимания, прежде всего таких свойств, как устойчивость, объем, концентрация, переключаемость, распределение.
Для того,
что бы более полно исследовать
это процесс, была использована именно
эта методика, т.к. эта методика помогает
исследовать все свойства внимания: объем,
устойчивость, концентрацию, переключаемость
и распределение.
4. Методика «Подбор парных аналогий»
Спецификой процесса мышления у детей с нарушениями зрения является то, что у детей страдает один из самых важных видов восприятия – зрительное, следовательно, у них не сформированы или неправильно сформированы какие-либо образы и представления. Таким детям сложно овладевать общими, абстрактными понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), с трудом усваивают причинно-следственные связи.
Методика
полно отображает сформированности
процессов восприятия и мышления,
которые играют немаловажную роль в
формирование деятельности школьника
с нарушением зрения, а также на
адаптативные возможности.
5. Методика «Скажи, что это»
Данная
методика направлена на диагностику восприятия
(кинестетического и, если это возможно,
зрительного), также с помощью данной методики
можно судить о знаниях цветов, форм, возможности
ребенка описывать предмет, давать ему
характеристику на основе обследования
руками и использования остаточного зрения.
По выявленным данным можно определить
уровень сформированности учебных знаний,
объем пассивного и активного словаря.
II.2.
Анализ экспериментальных
данных
Для
доказательства поставленной нами гипотезы
проводилось исследование, для которого
использовалась подборка, диагностического
материала. Составлялась она на основании
возрастных особенностей психического
развития и исходя из факторов определяющих
адаптационные возможности испытуемых,
это - воспитание, обучение, условия и образ
жизни ребенка. По каждой из методик можно
сделать вывод.
По результатам
данной методики можно составить следующий
график.
Рисунок 1.
Уровень развития слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
По данному рисунку можно сделать вывод:
Методика исследования
мотивации учения позволила выявить
следующие результаты.
Рисунок 2.
Уровень развития школьной мотивации у детей с нарушениями зрения.
Рисунок 2 показывает:
По данной
методике можно сделать следующие выводы.
Рисунок 3.
Уровень развития восприятия и устной речи у младших школьников с нарушениями зрения.
Выводы по данной методике.
Рисунок 4.
Уровень развития мышления у младших школьников с нарушениями зрения.
Исходя из графика, можно подвести итоги:
Данная
методика показала следующие результаты.
Рисунок 5.
Уровень развития свойств внимания, темпа деятельности, скорости и качества формирования простого навыка у младших школьников с нарушениями зрения.
Из рисунка видно, что:
Таблица 6.
Соотношение
психического развития.
Психические процессы | Данные школьного психолога на момент поступления в школу | Данные экспериментального исследования | ||||
Оптимальный | Средний | Низкий | Оптимальный | Средний | Низкий | |
Внимание | 14,4% | 35,6% | 50% | 28,6% | 50% | 21,4% |
Память | 28,6% | 42,9% | 28,5% | 57,1% | 28,6% | 14,3% |
Мышление | - | - | 100% | 28,6% | 42,9% | 28,6% |
Восприятие | 35,7% | 42,9% | 21,4% | 42,9% | 35,7% | 14,2% |
Мотивация к учебной деятельности | - | 7,1% | 92,9% | 42,9% | 42,9% | 14,2% |
Информация о работе Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе