Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Объект:
Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Предмет:
Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе____________________________________________________5

1.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе__________________________________________5

1.2. Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_________________________________7

1.3. Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________12

Глава II. Экспериментальные исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению_________________17

2.1. Программа констатирующего эксперимента________________________17

2.2. Анализ экспериментальных данных_______________________________23

3.3 Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения___________________________30

Заключение_______________________________________________________35

Список литературы________________________________________________36

Работа содержит 1 файл

адаптац.к школе.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, адаптация ребенка к учебному процессу это обогащение сенсорного опыта, развитие ориентационных и коммуникативных навыков, расширение кругозора, словарного и понятийного запаса, стимуляция интеллекта, становление самостоятельности мышления. Пройдя дошкольное обучение, имея навыки общения со сверстниками и взрослыми педагогами и инструкторами, ребенок легче адаптируется к учебному процессу в новых для себя условиях.    Педагогам необходимо уважать ребенка, воспринимать его как полноценную личность, проявлять к нему заботу, внимание, терпение.

Выводы:

Исследования  авторов (Т.П. Головина, З.Г. Ермолович, М.И. Земцова,  
Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Т.П. Свиридюк; Л.И. Солнцева; В.И. Феоктистова и др.) показали, что на низкие адаптационные возможности детей с нарушениями зрения к обучению влияют недостатки  психических процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности. Однако при правильном руководстве обучения и воспитания вторичные отклонения, вызванные первичным дефектом зрения можно компенсировать.
 

I.2.   Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения 

    Одним из самых важных этапов является поступление  в школу ребенка с нарушением зрения. На данном этапе важным является выявить появившиеся трудности и помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, таким образом предотвращая появление вторичных отклонений и способствуя использованию детьми всех компенсаторных возможностей.

    Важным  периодом в жизни ребенка для  подготовки к школе является дошкольный период, именно на этом этапе закладываются основные предпосылки для нормального развития ребенка и получения им знаний, умений и навыков, соответствующих его возрастному развитию.

    Если  в дошкольном учреждении ребенок  с патологией зрения находится в центре воспитательного воздействия, вовремя получает помощь он в дошкольный период жизни овладевает всеми сенсорными функциями, необходимыми для осуществления познавательной деятельности: цветоразличением (при наличии остаточного зрения), форморазличением предметов и т. д. Кроме того, при правильной организации общения между дошкольниками у некоторых слабовидящих детей удается воспитать самостоятельность, коллективистскую направленность личности и многие другие, положительные качества [8].

    Вместе  с тем в дошкольных учреждениях  в связи с отсутствием необходимой литературы по вопросам воспитания и обучения слабовидящих дошкольников, несвоевременным определением детей в специальный детский сад (только на шестом, а иногда и на седьмом году жизни), когда многие пробелы в развитии ребенка уже с трудом поддаются коррекции, имеют место недостаточный учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в коррекционно-воспитательной работе, недостаточная коррекционно-педагогическая направленность воспитательной работы на подготовку детей к школьной жизни, отсутствие преемственности и единства в обучении и воспитании детей в специальном детском саду, в школе, семье и т. д. [18].

    Советские ученые в области тифлопедагогики и тифлопсихологии неоднократно подчеркивали, что ведущим, определяющим фактором, влияющим на развитие слепого и слабовидящего ребенка, является та социальная среда, те условия, в которых он воспитывается, начиная с раннего возраста. И чем раньше ребенок испытывает правильное педагогическое воздействие, тем успешнее преодолевается влияние первичного дефекта на его развитие [9].

      Примеры значительных достижений в развитии отдельных детей с патологией зрения подтверждают высказанную еще в двадцатые годы Л. С. Выготским оптимистическую мысль о том, что социальное воспитание победит дефективность, что аномальные дети даже при наличии дефекта перестанут быть дефективными, потому что дефект - есть нарост на слепоте, на глухоте, на немоте. Развивая эту мысль, М. И. Земцова отмечает, что раннее педагогическое вмешательство, предусматривающее занятия ритмикой, хореографией, музыкой, пением, организацию специально направленных игр, может предупредить возникновение нарушений ритмической деятельности, причем чем раньше начнется такого рода коррекционно-педагогическая работа, тем она оказывается продуктивнее. Это касается и других сфер деятельности детей с нарушениями зрения.

    Чтобы коррекционно-воспитательные воздействия  были достаточно эффективными, необходимо изучить особенности, которые вносит дефект в формирование тех или иных психических функций ребенка, в развитие его познавательной деятельности. В частности, представляет особый интерес изучение состояния готовности к школе у детей с патологией зрения. Исследованиями советских ученых установлено, что развитие таких детей проходит по тем же основным закономерностям, что и здоровых детей.

Однако  нарушение деятельности зрительного  анализатора (первичный дефект) влечет за собой вторичные отклонения в развитии ребенка. Отрицательное действие зрительного дефекта особенно ощутимо, если дети имеют врожденные формы слепоты и слабовидения. Важным фактором, воздействующим на развитие ребенка, советские тифлопедагоги считают степень выраженности дефекта (М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, Л; И. Солнцева и др.). Установлено, что резкое снижение зрения отрицательно сказывается на процессе зрительного восприятия. Эти дети получают меньше информации об окружающих предметах, причем эта информация может быть не всегда достоверной, точной и четкой.

    Дети  с нарушенными функциями зрительного анализатора быстро утомляются. Зрительное утомление вызывает снижение работоспособности, отвлекает от основной познавательной деятельности. Снижение зрения сказывается на формировании представлений и развитии понятийной стороны речи. У слабовидящих и слепых детей в дошкольный период жизни накапливается значительный запас таких слов, за которыми не стоят четкие, конкретные образы. Склонность детей с недостатками зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасна в младшем возрасте, так как образные представления первоначально играют основную роль в формировании полноценных значений слов. Словесное же знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знания. В таких случаях дети о многих предметах судят лишь понаслышке (Дым - это что-то такое, что идет, говорят идет, а куда идет, не знаю, Ландыши - это красненькие цветочки, Чернозем - это ягоды черные) [30].

    Бедность  представлений об окружающих предметах влечет за собой, особенно в школьные годы, трудности понимания сюжетов многих рассказов, сказок, задач. Эти дети обнаруживают не только бедность знаний, но и пониженный уровень обобщения, абстракции и других мыслительных процессов. Влияние первичного дефекта сказывается не только на восприятиях и представлениях, но и на пространственном ориентировании, что в определенной степени ведет к снижению двигательной активности, нарушению осанки, координации движений и т. д. Это обусловливает некоторое своеобразие в формировании игровых действий у детей. Как правило, развитие игровых действий у слепых задерживается из-за недостаточной упражняемости двигательных функций организма, бедного запаса представлений и низкой активности при познании окружающего мира.

    Одновременно  достаточно развитая связная речь побуждает слепого ребенка к развертыванию сюжетной игры со сложным содержанием (Л. И. Солнцева). Наблюдая за творческой игрой слепых дошкольников, Л. И. Солнцева заметила, что свой недостаточный сенсорный опыт слепой ребенок в ходе игры зачастую возмещает словесным описанием. Подобная картина обнаруживается и при наблюдении за сюжетно-ролевыми играми слабовидящих.

    Как известно, дети с нарушениями зрения зачастую ограничены в общении. Они ограждаются от выполнения многих трудовых обязанностей, редко включаются в совместные игры с другими детьми, не могут наблюдать за трудом взрослых на расстоянии. Все это приводит к тому, что жизненный опыт этих детей обеднен. У них замедляется развитие игровой деятельности, в особенности ролевой игры, которая имеет огромное значение для нравственного воспитания ребенка [19].

    Ролевая игра слабовидящих характеризуется  бедностью сюжета, небольшим количеством звеньев (1-2 звена в средней и 2-3 звена в старшей группах). Эти дети недостаточно используют в играх атрибуты, затрудняются в развертывании сюжета. Их игры непродолжительны, часто сопровождаются конфликтами, что также свидетельствует о недостаточной зрелости игрового процесса. Даже на седьмом году жизни дети с патологией зрения затрудняются организовать коллективную сюжетно-ролевую игру вследствие ограниченного опыта общения и наблюдения за такими играми, а также за трудовыми процессами и отношениями людей, занятых тем или иным трудом. Беря на себя определенную роль, они не придерживаются строгого выполнения игровых действий, диктуемых этой ролью. Они не столько выполняют роль, сколько манипулируют с предметами, связанными с ней.

    Сюжетно-ролевая игра у слабовидящих детей седьмого года жизни только зарождается и без педагогического руководства, даже при наличии необходимых атрибутов, не развертывается. Слабовидящие дети теряются при большом количестве участников игры, их сдерживает боязнь разбить очки" покалечиться. Они, как и слепые, нередко испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения [29].

    Исследование  состояния физического развития детей, страдающих нарушениями зрения, обнаружило некоторое отставание их по сравнению с нормально видящими сверстниками. Они зачастую физически ослаблены, легче подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. По данным листов уточненных диагнозов, в среднем каждый ребенок в специальных детских садах 5 раз болел гриппом, обострением хронического тонзиллита, бронхитом и т. д. Многие дети перенесли одну, две, а иногда и больше операций органа зрения. У части этих детей обнаруживаются нарушения нервного статуса, сколиозы, вялая осанка. У 60%'испытуемых наблюдается нарушение координации движений, у 13,3% - плоскостопие.

    Наличие подобных дефектов, сопутствующих ослабленному зрению, отмечают М. И. Земцова, А. Г. Литвак, А. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.

    «Полное или частичное нарушение функций зрения,- пишет А. Т. Литвак, - отражается и на физическом развитии, что обусловлено нарушением пространственной ориентировки и вызываемым им ограничением слепых в свободе. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, внутренних органов...».

      У значительной части слабовидящих обнаружены нарушения осанки, координации и ритма движений. При отсутствии стереоскопического зрения, которое в норме обеспечивает восприятие глубины, объема, величины, пространственного расположения предметов, возникают трудности при метании в цель, ходьбе и беге с препятствиями.

    В содержание физического развития входит и трудовая деятельность детей, в том числе навыки самообслуживания. По данным наблюдений полное самообслуживание показали 38,3% детей, частичное - 51.7%, вовсе не умели себя обслужить и не изъявляли желания научиться этому 10% обследованных (это были чрезмерно опекаемые в семье, иногда соматически ослабленные дети).

    Таким образом, в области физического развития воспитанники специальных детских садов представляют собой разнородный контингент как по состоянию здоровья, своим физическим возможностям, так и по овладению умениями и навыками, предусмотренными программой массового

детского  сада для каждой возрастной ступени.

    В условиях специального дошкольного учреждения создаются благоприятные предпосылки для преодоления имеющихся недостатков. Сравнение домашних детей и воспитанников специальных детских садов в области физической подготовки говорит в пользу последних [17].

    Передовой педагогический опыт работы отдельных дошкольных учреждений показывает, что там, где в полной мере уделяется внимание подвижным играм, где с раннего возраста дети с патологией зрения охвачены занятиями по ритмике, показатели их физического развития по всем параметрам приближаются к норме [26].

    Готовность  к учебной деятельности, как известно, в значительной степени определяется умственным развитием ребенка. В содержательную сторону входят знания: о предметах первой необходимости, их качествах и свойствах (об одежде, обуви, мебели, посуде, транспорте, игрушках, предметах быта и т. д.); о трудовой деятельности людей (о предметах труда, профессиях, трудовых процессах); о предметах и явлениях живой и неживой природы (овощах, фруктах, растениях, животных и т. д.); о месте жительства людей (странах, городах, поселках, площадях, улицах и т. д.); об отношениях между людьми (хорошо, плохо, честно, смело, вежливо и т. д.).

    Процессуальная  сторона умственной деятельности включает сформированность способов умственных действий, наличие которых, как известно, характеризует степень умственного развития человека. Способы умственной деятельности подразделяются на общие и частные, специфические для каждого учебного предмета. 
 
 

Выводы:

Дошкольное  обучение является одним из наиболее важных компонентов успешной адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Знания, умения и навыки, полученные в специализированных дошкольных учреждениях помогают быстрее адаптироваться в новых для него условиях,                            а психологическая подготовка дошкольника с нарушением зрения к обучению способствует усвоению новой социальной позиции школьника, более легкому принятию новых норм и правил, формированию правильных форм общения и взаимодействия в коллективе. 

Информация о работе Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе