Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
По-видимому, леворукие дети, существенно отличаются от численно превосходящих праворуких не только особенностями восприятия и переработки информации, но и своими психологическими характеристиками. Выявление ведущей руки и доминирующего полушария у детей в период адаптации к школе, изучение психологических особенностей и профилактика неврозов леворуких детей настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки конкретных рекомендаций для учителей по работе с этими учащимися. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным.
Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь
исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Введение…………………………….........................................................................3
1 Теории возникновения леворукости…………………………………………….6
2 Определение леворукости, ее признаки и виды………………………………10
3 Леворукость как психолого-педагогическая проблема………………………14
Заключение………………………………………………………………………..20
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………23
Список сокращений………………………………………………………………24
Есть
особенности функционального
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. (Приложение Б)
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких (приложение В) является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
В
работе с леворукими детьми следует
учитывать определенные особенности
выработки у них учебных
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. [12]
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. При обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких
детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Следует
принимать во внимание и еще один
фактор, облегчающий учебную
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но, тем не менее, встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены
в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм. [3]
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались. При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
У
левши при переучивании может
также возникнуть невроз навязчивых
состояний - как правило, в семьях,
где родители тревожно относятся
к леворукости и считают, что
она может послужить
У переученных левшей может появиться и невротическое заикание; оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в домашней обстановке оно обычно слабеет.
Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. «Глупости» закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. В результате у таких детей появляется нежелание идти в школу. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы. [6]
Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.
Все
вышесказанное, на мой взгляд, убеждает
в том, что нельзя пытаться изменить
природу так, как удобно учителям и родителям.
Вероятно, в этой ситуации лучший
выход - приспособиться к особенностям
леворукого ребенка самим и
помочь ему адаптироваться в правоориентированном
мире.
В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.
70%
детей, испытывающих трудности
в школьном обучении являются
левшами. Трудности в освоении
письма, особенности мышления, эмоциональная
неустойчивость настоятельно
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства
и приспособления, предназначенные для леворуких. У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Однако в России положение левшей стало изменяться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации необходимо учитывать три направления работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.
Леворукий
ребенок требует особого внимания и особого
подхода не потому, что он леворукий, а
потому, что он, как и любой ребенок, неповторим
и индивидуален. Ему должно быть спокойно
и удобно жить в праворуком мире, чтобы
воспринимать этот мир как свой, а не как
чужой.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Дегенерат | человек с признаками физического или психического вырождения |
2 | Адаптация | приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. |
3 | Пренатальный этап развития | предродовой (внутриутробный) этап развития ребенка |
4 | Постнатальный этап развития | послеродовой период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно |
5 | Доминантный признак | тот из родительских признаков, который проявляется в первом поколении гибридов. |
6 | Контрлотеральная
сторона |
сторона
тела, противоположная стороне |
7 | Амбидекстры | люди, у которых одинаково развиты как левая, так и правая рука. |
8 | Дезадаптация | невозможность
школьного обучения и адекватного
взаимодействия ребенка с окружением
в условиях, предъявляемых данному
конкретному ребенку той |
9 | Невербальные формы общения | внеязыковые формы и способы передачи информации |
10 | Инверсия |
процесс и результат нарушения
нормального порядка и |
11 | Энурез | ночное непроизвольное мочеиспускание или ночное недержание мочи. |
12 | Невроз | психическое расстройство, характеризующееся длительной тревогой, раздражительностью и постоянным беспокойством о физическом здоровье при отсутствии психотических явлений. |
13 | Анамнез | совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. |
Аутизм | (от греч. autos – «сам») проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний. |
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе