Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

По-видимому, леворукие дети, существенно отличаются от численно превосходящих праворуких не только особенностями восприятия и переработки информации, но и своими психологическими характеристиками. Выявление ведущей руки и доминирующего полушария у детей в период адаптации к школе, изучение психологических особенностей и профилактика неврозов леворуких детей настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки конкретных рекомендаций для учителей по работе с этими учащимися. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным.
Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь
исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.

Содержание

Введение…………………………….........................................................................3
1 Теории возникновения леворукости…………………………………………….6
2 Определение леворукости, ее признаки и виды………………………………10
3 Леворукость как психолого-педагогическая проблема………………………14
Заключение………………………………………………………………………..20
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………23
Список сокращений………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Гусенко Т. педагогическая психология.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Есть  особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти  всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это, прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ. [12]

      Наиболее  часто леворукие дети встречаются  с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для  освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность  развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

    • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
    • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
    • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
    • копирования;
    • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
    • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
    • очень медленный темп письма.

      Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. (Приложение Б)

      В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких  детей, и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

      Кроме того, немаловажное значение может  иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких (приложение В) является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

      В работе с леворукими детьми следует  учитывать определенные особенности  выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма.

      Постановка  техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково  неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. [12]

      При овладении письмом леворукий  ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. При обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется   сажать леворуких

детей так, чтобы окно было слева. В таком   положении   ребенок  не   мешает   соседу, и     его рабочее место имеет достаточную освещенность.

      Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей. [9]

      Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

        Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но, тем не менее, встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены

в эмоциональном  состоянии ребенка (он может стать  вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм. [3]

      Проявления  неврозов у леворуких детей специально изучались. При астеническом неврозе  заметны повышенная утомляемость, быстрая  истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

      У леворуких детей нередки также  школьные страхи (перед неудачами  в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости  и считают, что она может послужить  препятствием к успехам в учебной деятельности.

      У левши при переучивании может  также возникнуть невроз навязчивых состояний - как правило, в семьях, где родители тревожно относятся  к леворукости и считают, что  она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем навязчивые мысли о своей неполноценности.

      У переученных левшей может появиться  и невротическое заикание; оно  усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо  проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в домашней обстановке оно обычно слабеет.

            Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. «Глупости» закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. В результате у таких детей появляется нежелание идти в школу. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы. [6]

      Известны  случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.

      Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой  ситуации  лучший выход - приспособиться к  особенностям  леворукого  ребенка самим  и  помочь  ему адаптироваться в правоориентированном мире. 

     Заключение

      В большинстве работ, посвященных  вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей  приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

      70% детей, испытывающих трудности  в школьном обучении являются  левшами. Трудности в освоении  письма, особенности мышления, эмоциональная  неустойчивость настоятельно требуют  психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей. [6] Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.

      Опыт  многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить    практически   любую специальность, так как есть станки,    устройства

и приспособления, предназначенные для леворуких. У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

      Однако  в России положение левшей стало изменяться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.

      Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и  другое - преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

      При подготовке леворукого ребенка к  школе для успешной его адаптации  необходимо учитывать три направления  работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

      Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой. 
  
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
      1      Дегенерат             человек с признаками физического или психического вырождения
      2       Адаптация             приспособление  организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.
      3      Пренатальный этап развития       предродовой (внутриутробный) этап развития ребенка
      4      Постнатальный  этап развития       послеродовой  период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно
      5      Доминантный признак           тот из родительских признаков, который проявляется в первом поколении гибридов.
      6      Контрлотеральная

     сторона

      сторона тела, противоположная стороне клинических  проявлений или прилагаемого физического  воздействия
      7       Амбидекстры             люди, у которых одинаково развиты  как левая, так и правая рука.
      8      Дезадаптация       невозможность школьного обучения и адекватного  взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному  конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой  он существует.
      9      Невербальные формы общения           внеязыковые формы и способы передачи информации
      10       Инверсия              процесс и результат нарушения  нормального порядка и последовательности  элементов, их перестановка или  замена вплоть до противоположных
      11       Энурез       ночное  непроизвольное мочеиспускание или ночное недержание мочи.
      12       Невроз       психическое расстройство, характеризующееся длительной тревогой, раздражительностью и постоянным беспокойством о физическом здоровье при отсутствии психотических явлений.
      13       Анамнез       совокупность  сведений, получаемых при медицинском  обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.
              Аутизм       (от  греч. autos – «сам») проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе